Таким образом, оборудование
компьютерного класса, как и разработка новых компьютерных обучающих программ, требует
определенных капиталовложений, которые, к сожалению, до сего времени не делает
повсеместно Министерство образования. Так как внедрение компьютеров в процесс
обучения повлияет на качество усвоения учебного материала, а значит и на
качество подготовки будущих специалистов, то можно сделать вывод, что с
экономической точки зрения внедрение компьютеров в процесс обучения выгодно.
Рассмотрим процесс внедрения
компьютерных технологий в учебный процесс с точки зрения экономической
эффективности преподавательского времени.
Расчет коэффициента использования
учебного времени.
Для определения экономии времени
преподавателя мы рассмотрели баланс времени учебного часа - 90 мин, формула (6).
Для этого нами был проведен хронометраж занятия.
Тполн=Тпз+Тпреп, (6)
где Тполн - полное время
учебного часа, мин;
Тпз - подготовительно-заключительное
время, которое складывается из времени затраченного на приветствие (Тпр),
проверку присутствующих (Тпп), постановку целей и задач занятия (Тц),
включение/выключение ТСО (Ттсо), оформление различного рода записей на доске
(Тд), подведение итогов (Ти), выдачу домашнего задания (Тдз). Тогда Тпз
рассчитаем по формуле (7):
Тпз=Тпр+Тпп+Тц+Ттсо+Тд+Ти+Тдз, (7)
Тпз=0,5+4+2+2,5+11+5,5+2,5=28 мин.
Тпреп - время на преподавание,
затрачиваемое на проверку пройденного материала (Тповт), входной контроль
(Твх), выполнение самостоятельной работы (Тср), формула (8):
Тпреп= Тповт+Твх+Тср. (8)
Также это время можно рассчитать
как разницу между полным временем и подготовительно-заключительным, формула
(9):
Тпреп= Тполн- Тпз, (9)
Тпреп= 90-28=62 мин.
Кроме этого, преподавателю
необходимо затратить во время занятия время на изображение плоских наглядных
изображений на доске. На это уходит, в зависимости от уровня сложности схемы и
изучаемой информации от 5 до 20 минут. На нашем занятии уйдет приблизительно 11
минут. Это время в данном расчете приплюсовано к полному времени часа.
Таким образом, коэффициент
использования времени учебного часа найдем как отношение Тпреп к Тполн по
формуле (10) в процентах:
Ки = (Тпреп/Тполн)·100% , (10)
Ки = (62 /90) · 100%= 68,9 %
С введением компьютерных программ
имеется возможность уменьшить подготовительно-заключительное время на 5 минут.
Тогда:
Тпреп= 90-23=67 минут.
Коэффициент использования учебного
времени будет равен:
Ки=(67/90) ·100%=74,4 %.
Экономия времени составит 5,5%.
Таким образом, как с экономической
точки зрения, так и с позиции экономии педагогического времени, можно
заключить, что внедрение компьютерных технологий в процесс обучения несёт
положительный характер.
Расчет общего показателя научной
организации труда ().
Для расчета уровня НОТ по кабинету
определим среднеарифметическое на основе частных коэффициентов ()
В таблице 2.13 представлены
числовые значения данных частных коэффициентов для имеющегося и ожидаемого
уровня НОТ в ЧГПТ.
Таблица 2.13 –Значения частных
коэффициентов К
Уровень НОТ
Частные коэффициенты
К2
К3
К4
К5
К6
К11
К13
К14
Ожидаемый
0,7
0,7
0,82
0,99
0,97
0,83
0,96
1
Имеющийся
0,67
0,7
0,445
0,99
0,97
0,83
0,96
1
На рисунке 2 представлено
сравнение имеющегося и ожидаемого уровня НОТ в ЧГПТ.
Рисунок 2 – Сравнение уровней НОТ
Произведя расчет по формуле (11),
получим:
для имеющегося уровня НОТ: КНОТ = 6,565,
для ожидаемого уровня НОТ: КНОТ = 6,97.
Из расчета видно, что имеющийся
уровень НОТ немного уступает ожидаемому, а на рисунке наглядно представлено в
каких конкретно показателях имеющийся уровень НОТ ниже. Следовательно,
необходимо стремиться исправить недочеты в оснащении кабинета и в организации
рабочего места преподавателя.
Выполнение экономического расчета
показывает экономическую целесообразность и эффективность внедрения
компьютерной техники в процесс обучения.