В аспекте экономического анализа куда более существенным является вопрос об эффективности их функционирования. Все дело в том, что будучи не ориентированным на извлечение прибыли, руководство некоммерческих организаций не имеет стимулов для снижения издержек. С другой стороны, не извлекая выгоды из эффективного функционирования организации, оно склонно к оппортунистическому поведению, то есть удовлетворению личных интересов за счет организации посредством непроизводительных затрат – шикарные апартаменты и автомобили, заграничные командировки и щедрые представительские расходы и т.п. Все это требует особого подхода к оценке деятельности некоммерческих организаций.
К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, учреждения, союзы и ассоциации юридических лиц.
2.2.4.10. Потребительский кооператив
Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников.
Под данную хозяйственно-правовую форму подпадают различного рода потребительские союзы и общества, образуемые путем объединения паевых взносов участников. Потребительские кооперативы занимают особое место среди некоммерческих организаций. И связано это с тем, что в отличие от других некоммерческих организаций, в отношении кооператива как юридического лица его члены сохраняют имущественные права и обязательства. Это означает, что они, с одной стороны, несут солидарную и субсидиарную имущественную ответственность по его обязательствам и должны покрывать возникающие убытки за счет дополнительных взносов, а с другой, имеют право на распределение полученной от деятельности кооператива прибыли среди своих членов.
2.2.4.11. Общественные и религиозные организации
Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности интересов с целью удовлетворения нематериальных потребностей.
Собственность этих организаций образуется за счет передаваемого их участниками имущества и взносов последних. Члены организаций не несут никакой имущественной ответственности по обязательствам "организации", равно как и она по обязательствам своих членов.
2.2.4.11. Фонд
Фонд - не имеющая членства организация, образованная на основе добровольных имущественных взносов граждан и юридических лиц и преследующая в своей деятельности общественно полезные цели.
Фонды создаются для осуществления благотворительной, культурно-просветительской, социальной, образовательной и т.п. деятельности. После регистрации в установленном порядке фонд становится единственным собственником переданного ему имущества, а его учредители утрачивают всякие имущественные права и обязательства в отношении учрежденного образования. В случае же ликвидации фонда его имущество направляется на выполнение уставных целей. Самим фондам заниматься предпринимательской деятельностью запрещено, но они могут создавать хозяйственные общества и участвовать в них.
Управление фондом осуществляется через руководящие органы, создаваемые в соответствии с Уставом, утвержденным учредителями. При этом непременным условием является назначение Попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда. Уставные положения фонда могут быть изменены только в том случае, если это допускается Уставом, в противном же случае право внесения изменений предоставлено только судебным органам. Ликвидация фонда возможна исключительно по решению суда в случае уклонения фонда от выполнения целей, предусмотренных его уставом, или невозможности их выполнения из-за недостатка средств.
2.2.4.13. Учреждение
Учреждение - организация, созданная собственником для выполнения функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично
По направленности своей деятельности "учреждения" во многом походят на фонды. Однако, в отличие от них, учреждения не являются собственниками переданного им имущества и только распоряжаются им на правах оперативного Управления. Таким образом, собственник сохраняет за собой все права в отношении имущества учреждения и он же несет субсидиарную имущественную ответственность по обязательствам последнего. Учреждение может быть ликвидировано по решению собственника.
2.2.4.14. Объединения юридических лиц
Объединения юридических лиц - договорное объединение юридических лиц, создаваемое в целях координации деятельности или защиты общих интересов его участников.
Обычно такие объединения представлены в форме различного рода "ассоциаций" и "союзов". Их имущество образуется из взносов его членов, которые несут имущественную ответственность по обязательствам "объединения" в порядке и размерах, определенных уставом. Осуществлять предпринимательскую деятельность "объединениям" запрещено. Она может вестись ими только через специально создаваемые для этого хозяйственные общества или участие в таковых. Состав "объединения" может изменяться, как пополняясь новыми членами, так и в результате выбытия отдельных участников - выходящих по собственному желанию или исключенных. При этом выбывающий участник несет субсидиарную имущественную ответственность в отношении "объединения" еще в течение двух лет с момента выбытия.
2.2.5. Государственная поддержка предпринимательства в России.
При создании в России рыночной инфраструктуры, начиная с 1991 года, наибольшее распространение и развитие получили индивидуальное предпринимательство и хозяйственные общества.
Они начали наиболее интенсивно развиваться с 1992 года, в основном, в виде малого предпринимательства в сферах торговли и посреднических услуг. Именно малые предприятия стали залогом продвижения России по пути построения рыночных отношений.
Наше государство, также как и другие пытается поддерживать малый бизнес. Так, например , 1995 году был принят Закон Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". А на основании этого закона Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 года был образован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Согласно Закону Фонд определен государственным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности малого предпринимательства в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.
2.2.6. Современное состояние предпринимательства в РФ
Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурное развитие предпринимательства.
Предприниматели входят в особый слой общества - бизнес-слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства.
Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.
Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес - групп:
- предприниматели - частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;
- самозанятые - лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;
- бизнесмены-менеджеры - наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;
- полупредприниматели - наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;
- менеджеры-совладельцы - хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий;
- "классические" менеджеры - хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.
Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес - слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес - слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль - одним она служит социальным прикрытием, другим - способом накопления трудового стажа, третьим - страховкой на случай банкротства, четвертым - источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот. Бизнес-слой можно также дифференцировать по показателям доходов различных бизнес - групп. Он делится на три ступени:
1 - Предприниматели, бизнесмены-менеджеры и самозанятые. Доходы предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса" - почти в 5 раз.
2 - Полупредприниматели и менеджеры-совладельцы. Доходы этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков "работников вне бизнеса".
3 - "Классические" менеджеры их заработок всего на 40 % выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других. Из этого можно сделать вывод, что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предпринимательством.
Проанализируем важнейшую часть бизнес - слоя России - предпринимателей. Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности:
- Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 45.
- Мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет , 30-40% - от 30 до 40 лет и около 30% - старше 40 лет.
В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 83%. Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей - это их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38%, имеющих второе высшее - 6,5%. респондентов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель - самый интеллектуальный предприниматель в мире. Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование. Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования слоя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.
Список литературы.
1. Экономика предприятий. Под ред. Волкова, Акуленко, Елизарова и др. – М., 2003.
2. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М., 2005.
3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 1998 - 1999 годы. "Российская газета" 26 февраля 1998 г.
4. Современный бизнес. т. 1, 2. М. "Республика". 2003 г.
5. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М., «Финансы и статистика», 2001.
6. Байдарова Р.М. Конспект лекции по дисциплине «Экономика отрасли», 2006 г.
7. Под редакцией Перхунова А.П., Сорокина В.П. - “Сборник предпринимателя”, часть 1, Москва, МНПП “РИД-7”, 1992 г.
8. Райзберг Б.А Основы экономики и предпринимательства. М.: ТОО ”Вес”, 1995 г.
9. Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" 25.12.90 г.// Ведомости НД и ВС РСФСР, 27.12.90, N 30, ст. 418;
10. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. М., 2003.
11. Золотогоров В.Г. Экономика. Энциклопедический словарь. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9