Во-вторых, это некоммерческие организации, действующие, в частности, в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Если исходить только из норм, закрепленных статями 61 Гражданского кодекса и ст.1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», то другие некоммерческие организации не могут быть должниками в деле о банкротстве. Однако здесь нужно заметить, что Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 46) содержит незакрытый перечень форм некоммерческих организаций [22].
Возможность признания экономически несостоятельным (банкротом) гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, не предусматривается ни Гражданским кодексом Республики Беларусь, ни Законом о банкротстве.
Основным нормативно-правовым документом в Республике Беларусь, регламентирующим правила оценки финансового состояния субъектов хозяйствования является Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики Республики Беларусь от 14.05.2004 № 81/128/65 [20].
Инструкция применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих обособленный (отдельный) баланс, расчетный (текущий) счет, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (кроме бюджетных, страховых организаций и банков).
В соответствии с настоящей Инструкцией проводится анализ финансового состояния организаций и выявляются организации с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса (неплатежеспособные).
Основной целью проведения анализа финансового состояния организаций на основе настоящей Инструкции является обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций - неплатежеспособными.
Процесс проведения анализа финансового состояния организации предполагает выполнение следующих этапов [20]:
1. экспресс-оценка финансового положения организации.
2. оценка имущественного положения:
- вертикальный анализ баланса;
- горизонтальный анализ баланса;
- анализ качественных изменений в имущественном положении.
3. оценка финансового положения, т.е. ликвидности, финансовой устойчивости;
4. оценка деловой активности.
Источниками информации для проведения анализа в соответствии с Инструкцией являются бухгалтерский баланс с приложениями.
Таким образом, основным нормативным актом, посвящённым регулированию экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларусь является одноименный закон, принятый в 2000 году. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам – ликвидации юридического лица.
2. АНАЛИЗ экономического и ФИНАНСОВОГО
СОСТОЯНИЯ СУ-151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30»
2.1. Анализ экономического положения СУ-151
Строительное управление №151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30» образовано 17 февраля 1964 года, является генподрядным управлением выполняющий общестроительные работы и входящим в состав ОАО «СМТ №30» без права юридического лица, имеет обособленный баланс, счет в банке, печать и штампы со своим наименованием.
Руководство экономической и хозяйственной деятельностью осуществляется дирекцией ОАО «СМТ №30». Подчиненность СУ №151 ОАО «СМТ №30» определяется в соответствии с организационной структурой Общества, которая отражена в Приложении 4.
Виды деятельности, которыми может заниматься СУ №151, изложены в Приложении 5.
Основными задачами деятельности СУ №151 ОАО «СМТ №30» в составе Общества являются:
1. комплексное и качественное выполнение строительно-монтажных работ на объектах республики и за ее пределами;
2. неуклонное повышение эффективности производства на основе его интенсификации экономии всех видов ресурсов, внедрения новых технологий, достижений науки и техники в области строительства;
3. неуклонное выполнение доводимых ОАО «СМТ №30» планов по выполнению объемов работ;
4. удовлетворение социально-экономических потребностей работников подразделения.
Имущество, числящееся на обособленном балансе подразделения, является собственностью ОАО «СМТ №30». Начальник подразделения вправе распоряжаться этим и другим имуществом Общества в соответствии с доверенностью, выдаваемой ежегодно генеральным директором Общества. Списание имущества производится в соответствии с уставом Общества и ежегодно издаваемым приказом по учетной политике по ОАО «СМТ №30».
В состав СУ №151 входит два отдела: бухгалтерия и производственный отдел.
Штатное расписание утверждается генеральным директором ОАО «СМТ №30». Численность работников аппарата управления на 1 января 2004г. согласно штатного расписания составляла 24 ед., среднесписочная численность за год составила 23 чел.
Из общей численности работников за год 23 чел. - 7 чел. работало на линии. За каждым линейным инженерно-техническим работником закреплен объект и бригада с численностью рабочих сдельщиков 117 чел.
Анализ основных показателей деятельности СУ №151 за 2003-2004гг. приведен в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Анализ основных показателей по СУ №151 ОАО «СМТ №30»
№
п/п
Показатели
Ед. изм.
2003г.
2004г.
Темп роста, %
план
факт
% выполнения плана
1.
Объем строительно-монтажных работ
- по генподряду
тыс. руб.
в факт. ценах
-//-
4926694
10491328
212,95
в ценах 1991г.
5852
8420
8699
103,31
148,65
- собственными силами
2865701
5246658
183,08
3261
3890
4337
111,49
133,00
2.
Среднесписочная численность произв. персонала
чел.
138
158
162
102,53
117,39
- рабочих
115
139
120,87
-служащих
23
100,00
3.
Выработка на 1 работника в ценах 1991г.
руб.
23630
24620
26772
108,74
113,30
4
Среднемесячная з/пл 1 работника
333260
455453
136,67
По данным табл. 2.1. видно, что в 2004г. СУ №151 был выполнен объем строительно-монтажных работ на сумму 10491328 тыс. руб. (в действующих ценах), что в более чем в 2 раза выше, объема 2003г., а также объем выполненных работ собственными силами составил 5246658 тыс. руб. (в действующих ценах), что в 1,5 раза выше, чем объем выполненных строительно-монтажных работ собственными силами в 2003г.
В сопоставимых ценах 1991г. в 2004г. управление перевыполнило планируемый объем строительно-монтажных работ по генподряду на 103,31%, а по объему работ, выполняемых собственными силами – на 111,49%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13