Рефераты. Защита прав юридических лиц при проведении проверок

Таким образом, при применении нормативного документа необходимо учитывать следующее:

1) Нормативный правовой акт должен быть зарегистрирован в Министерстве юстиции и опубликован (согласно Постановлению правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», приказу Министерства юстиции РФ от 14.07.1999 г. № 217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»).

2) Акт, не нуждающийся в государственной регистрации должен быть опубликован (согласно приказу Министерства юстиции РФ от 14.07.1999 г. № 217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»).

Таким образом, нормативные правовые акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, а также неопубликованные в установленном порядке акты, не нуждающиеся в государственной регистрации:

- не влекут правовых последствий как не вступившие в силу;

- не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний;

- на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении спора.

Принцип проведения мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), тесно переплетаясь с принципом соответствия предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля, означает следующее:

- мероприятия по государственному контролю могут проводиться только органами государственной власти и только должностными лицами органов государственного контроля. При этом иные лица, привлеченные к участию в проведении мероприятий по контролю, будут приобретать статус специалистов, а не проверяющих.

- должностные лица органов государственного контроля (надзора) уполномочены на осуществление контрольных мероприятий законами, Положениями о соответствующих органов государственной власти, должностными регламентами, приказами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- должностные лица органов государственного контроля (надзора) должны осуществлять мероприятия по контролю исключительно в пределах своей компетенции, не выходя за рамки предоставленных им полномочий.

Периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока, предполагает за собой соответствующие ограничения во временных рамках.

Во-первых, ограничения касаются периодичности проведения мероприятий по контролю:

- в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года;

- в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Во-вторых, ограничения касаются продолжительности проведения мероприятий по контролю:

- по общему правилу продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц;

- в исключительных случаях, срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора), с одной стороны, предполагает планирование проведения предстоящих проверок органами государственной власти, с другой стороны, ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями журнала учета мероприятий по контролю.

Возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный ФЗ от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами закреплена в АПК РФ (глава 24).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом.

В свою очередь, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие):

- не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту

- нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,

- незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,

- создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

В свою очередь, возможность оспаривания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрена также главой 25 ГПК РФ.

Так, согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В свою очередь, право на обращение с жалобой в суд раскрывается в Законе РФ от 27.04.1993 г. № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам осуществляется в порядке, определенном АПК РФ и ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения:

- не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу

- нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,

- незаконно возлагают на них какие-либо обязанности;

- или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной, орган государственного контроля обязан устранить в полном объеме допущенные нарушения.

За нарушения законодательства РФ при проведении государственного контроля (надзора) органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица несут ответственность. Действующим законодательством предусмотрены следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая (имущественная) ответственность.

В качестве основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) законодатель устанавливает также соответствующие запреты:

- недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

- недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.