- общим для всех этих стран является то, что и там и там велика роль объединений собственников жилья (ОСЖ), которые представляют собой некоммерческую потребительскую организацию, объединяющую собственников объектов недвижимого имущества или пайщиков, создаваемую с целью управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения имуществом.
В третьей, практической главе основными выводами будут следующие положения:
- в ряде таких юридических понятий, как приватизация, концессия и акционирование (в меньшей степени), несомненно, важных в условиях как Франции, Финляндии, Венгрии, Польша и Словакии с одной стороны, так и России, с другой, существуют ряд разночтений. Эти разночтения, несомненно, затрудняют процесс передачи европейского опыта России. В первую очередь мы говорим о концессиях. Как видно из обзора, из шести возможных видов концессии в коммунальном хозяйстве зарубежных стран в России законодательно прописана всего одна. Это несомненный минус. Можно сделать предварительный вывод, о том, что пока в России понятия концессия и приватизация не будут приведены в соответствие с законодательством зарубежных стран, возможности по эффективному управлению коммунальным хозяйством со стороны частных управляющих и прочих подрядчиков будут сильно ограничены;
- базируясь на зарубежном опыте, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях реформирования ЖКХ необходимо делать ставку на информационные технологии. Как была сказано во второй главе, во Франции и Финляндии, сбор и обработка информации, взаимодействие коммунальщиков с потребителями и властными структурами происходит в автоматическом режиме. В целом весь процесс личного взаимодействия потребителя и поставщика услуг может проходить через интернет или другие информационные ресурсы. Нам кажется, безусловно, важным внедрять эти технологии в России;
- если рассматривать возможности внедрения в России таких систем, как например, предлагаемый нами «Электронный ЖЭК», то необходимо признать, что возможности внедрения таких технологий в рамках отдельно муниципалитета ограничены, но возможны. Согласно примерному графику внедрения такой системы в муниципалитете с населением в 200 000 человек (при наличии бюджетного финансирования), буквально за год, можно внедрить в рамках отдельного муниципалитета, систему «Электронный ЖЭК». Внедрение «Электронного ЖЭКа» позволит свести на нет очереди в ЖЭКах реальных, а значит в целом повысит качество обслуживания клиентов.
I. Официальные нормативные документы.
1. Об акционерных обществах. Федеральный закон от 26. 12. 1995 г. № 208 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - ст. 1.
2. О концессионных соглашениях. Федеральный закон от 21. 07. 2005 г. № 115 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 30. - ст. 3126.
3. Об основах федеральной жилищной политики. Закон РФ от 24. 12. 1992. № 4218-1 // Российская газета. - 23. 01.1993.
4. О приватизации государственного и муниципального имущества. Федеральный закон от 21. 12. 2001 г. № 178 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 4. - ст. 251.
II. Остальная литература.
1. Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. - М.: Изд-во "Дело и сервис", 2000. - 240 с.
2. Башмаков И. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги // Вопросы экономики. 2004. - № 4.
3. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: Учебное пособие. - М., 2000.
4. Васильева Н.В., Кирсанов С.А. Опыт Финляндии: договорные отношения арендодателя с жильцами // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2001. - № 3.
5. Васильева Н.В. Жилищная сфера крупного города: проблемы управления и стратегия развития. - СПб.: СПбГИЭУ, 2002. - 276 с.
6. Великанов Н.А. Французский опыт ЖКХ // ЖКХ. 2008. - № 5.
7. Герасимов А. П. Местное самоуправление и местная полиция во Франции / Ред. Мякишева В. М. - М.: Акад. МВД РФ, 1992. - 126 с.
8. Грибанова Г. И. Местное самоуправление в Западной Европе. Сравнительный анализ политико-социологических аспектов. - СПб.: РГУ, 1998.
9. Дюран Э. Местные органы власти во Франции. Москва, 1996.
10. Ершова С.А. Методология и методы управления собственностью в жилищном комплексе социальной сферы города / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - СПб, 2000.
11. Жилищная политика местных властей: уроки западно-европейского опыта и реформы в России. СПб.: Наука, 2007. - 292 с.
12. Зарукина Е. Оценка уровня развития ЖКХ в России [по сравнению с развитыми зарубежными странами] // Муниципальная власть. 2003. - № 6.
13. Иванченко Е.Н. Финляндия: муниципальный сектор // ЖКХ. 2009. - № 7.
14. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004. - 144 с.
15. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005.- 340 с.
16. Кирсанов С.А. Управление жилищным фондом: как это делается в Финляндии. // Вестник Администрации Санкт-Петербурга, 2000. - № 10.
17. Коммунальное управление в Финляндии. - Хельсинки, 1985. - 230 с.
18. Кутакова Т.Б. Опыт создания кондоминиумов за рубежом // ЖКХ. 2004. - № 4.
19. Лауринмяки Ю, Линкола Т., Прятта К. Местное и региональное управление в Финляндии. Союз местных органов самоуправления Финляндии, 1996.
20. Лучкина Л.С. Жилищный сектор в постсоциалистических странах Европы //Мировая экономика и международные отношения (Москва), от 29.03.2004.- № 3
21. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта. - СПб, 1996. - 295 с.
22. Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационные обзоры. М., 1994-2000.
23. Местное самоуправление во Франции. Посольство Франции в России. Издательство "Сканрус", 2000. - 64 с.
24. Могунова М.А. Государственное право Финляндии. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2005. - 368 с.
25. Плеханов А.С. Опыт стран ЦВЕ по управлению коммунальным хозяйством // Вопросы экономики. 2009. - № 7.
26. Янковский Н.Я. Правовые основы функционирования коммунального хозяйства в Европейских странах. Владивосток: Сфера ЖКХ, 2007. - 340 с.
Правовое закрепление целей управления ЖКХ
Нормативно-правовые акты, программы, концепции
Цели реформы
Комментарии к реализации целей
1. Указ Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства" от 28 апреля 1997 года № 425 "Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ"
1. Обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества.
2. Снижение издержек производителей коммунальных услуг.
3. Смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
4. Создание системы учета услуг.
1.Не удалось завершить переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, т.к. Концепция-97 содержит ошибочные установки.
2. Продолжение преобразований отрасли без учета уроков реформы прошедших лет. Происходит изменение целей (выделенные курсивом) без их уточнения и развития.
3. В Концепции реформы ЖКХ и федеральных целевых программах повторяющиеся цели "повышение качества жилищно-коммунальных услуг", "снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов говорят о том, что цель достигнута не была.
4. В подпрограмме "Реформирования и модернизации ЖКХ РФ" о "снижении издержек производителей услуг и тарифов" уже не говорится, хотя эта цель достигнута не была.
5. Непродуманность формулировок целей законодателями не дает четкого представления о процессе проведения реформы и ее конечном результате.
2. Закон РФ от 24.12.1992 " 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (ред. От 22.08.2004)
1. Развитие частной собственности и ее защита.
2. Развитие конкуренции в строительстве, ремонте и эксплуатации жилья.
3. Обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан.
4. Осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и жилищных фондов.
3. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (ред. от 26.07.2004).
1. Привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.
2. Обеспечение доступности жилья.
3. Повышение устойчивости, надежности и эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса.
4. Улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат (в том числе за счет реализации мероприятий по энергосбережению).
5. Усиление адресности социальной защиты населения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг на основе перехода к новой экономической модели реформы ЖКХ.
6. Развитие рыночных механизмов функционирования ЖКХ (в том числе запуск рыночного механизма финансирования ЖКХ).
4. Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 797 "О подпрограмме "Реформирования и модернизации ЖКХ РФ" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"
1. Повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования ЖК систем жизнеобеспечения населения.
2. Привлечение инвестиций в ЖКК.
3. Улучшение качества ЖКУ с одновременным снижением нерациональных затрат.
4. Адресная социальная защита населения при оплате ЖКУ.
5. Приказ Минрегионразвития РФ № 54 от 27.06.2007г. "Об утверждении Комплекса мероприятий Минрегионразвития РФ по реформированию ЖКХ РФ на 2007-2008 годы"
1. Развитие государственно-частного партнерства.
2. Формирование условий для привлечения инвестиций.
3. Формирование долгосрочной тарифной политики.
4. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество ЖКХ.
5. Разработка и принятие в МО комплексных программ развития и инвестиционных программ.
6. Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" № 185 - ФЗ от 21.07.2007 г.
1. Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
2. Повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства
3. Формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом.
4. Внедрение ресурсосберегающих технологий.
5..Предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8