Рефераты. Зарубежный опыт по предоставлению коммунальных (муниципальных) услуг

В России, согласно закону «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения. В свою очередь, концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный этим соглашением.

Концедентом выступает Российская Федерация, либо субъект федерации, либо муниципальное образование. Концессионер -- индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, -- вкладывая средства в проект по концессионному договору, получает объект договора в управление и бомльшую часть прибыли. Государство, со своей стороны, может принимать на себя часть расходов и гарантировать сохранность вложенного капитала.

Таким образом, из перечисленных типов концессионных соглашений Российский закон «О концессионных соглашениях» предусматривает только первый тип -- BOT («Строительство -- управление -- передача»). Однако не все соглашения между государством и бизнесом, фактически являющиеся концессионными, регулируются настоящим законом.

Перейдем к приватизации. Под приватизацией во Франции, Финляндии, Венгрии, Словакии и Польши понимают передачу частным лицам не только собственность, но и контроль над государственными и муниципальными предприятиями и активами, то есть приватизацию без передачи имущественных прав. В этом случае к основным методам приватизации (продажа акций, частные инвестиции в госпредприятия, разукрупнение предприятий, выкуп предприятий их менеджерами или работниками) добавляются аренда и подряд, а также передача государственных и муниципальных предприятий в управление частным менеджерам. В Российской Федерации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее -- федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Как мы видим в законодательстве России, в рамках термина приватизация, не предусмотрены аренда, подряд и частные управляющие, что конечно не лучшим образом сказывается на возможностях отечественного коммунального хозяйства (26; 121-122).

Под акционированием понимается процесс перехода государственного предприятия в акционерное общество. Сущность этого процесса, в целом схожа как в России, так и на Западе (26; 189).

Таким образом, мы увидели, что в ряде принципиальных понятий, несомненно, важных в условиях как Франции, Финляндии, Венгрии, Польша и Словакии с одной стороны, так и России, с другой, существуют ряд разночтений. Эти разночтения, несомненно, затрудняют процесс передачи европейского опыта России. В первую очередь мы говорим о концессиях. Как видно из обзора, из шести возможных видов концессии в коммунальном хозяйстве зарубежных стран в России законодательно прописана всего одна. Это несомненный минус. Можно сделать предварительный вывод, о том, что пока в России понятия концессия и приватизация не будут приведены в соответствие с законодательством зарубежных стран, возможности по эффективному управлению коммунальным хозяйством со стороны частных управляющих и прочих подрядчиков будут сильно ограничены.

3.2 Разработка методики предоставления услуг ЖКХ на основе зарубежного опыта

Дадим краткую характеристику современного положения рынка коммунальных услуг в России.

Если в России по-прежнему проводить нынешнюю административную жилищную политику, то будет и дальше ухудшаться состояние жилого фонда, комфортность проживания, что повлечет серьезное ухудшение жизни, прежде всего, для населения с низким уровнем дохода. А его численность в республике составляет абсолютное большинство. Особенно негативные следствия коснутся людей пожилого возраста, пенсионеров, больных, инвалидов. Все это приведет к еще большей социальной напряженности и растущему недовольству значительной части населения.

Начало преобразований жилищного хозяйства настоятельно необходимо уже давно. В настоящей концепции мы исходим из того, что с начавшимся резким ростом жилищно-коммунальных тарифов по решению высшего руководства страны, впервые за все постсоветское время появилась возможность приступить к жилищной реформе при инициативе снизу, то есть самих жителей. Это означает, приступить к позитивным изменениям, прежде всего, в жилых домах через создание совместных домовладений и оживление деятельности ЖСК уже сегодня. Это и будет началом реформы действительной, а не грабительской, только через повышение тарифов. Такой подход облегчит материальное положение семей, даст в эксплуатации жилья положительные результаты и заложит фундамент для будущей комплексной и эффективной жилищной реформы.

Эффективная же жилищная реформа требует совершенно других условий и подходов, по сравнению с нынешними. Она возможна только при новом политико-экономическом курсе. Тогда изменения в жилищном секторе будут происходить как интегрированная часть динамичных и созидательных преобразований во всем российском обществе.

Процесс реформ идет крайне медленными темпами. В силу этого негативные явления не только не ликвидируются, но и продолжают нарастать. Наблюдается ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг. Состояние ЖКХ признается кризисным. Это говорит о том, что цели Концепции были сформулированы недостаточно четко и достигнуты не были. Следовательно, цели управления ЖКХ, поставленные на федеральном уровне, нуждаются в дополнительном теоретическом обосновании. Рассмотрим правовое закрепление целей управления ЖКХ, представленных в Приложении 1. В приложении 1 видно, что в Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики" указана цель "обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан", а в Концепции реформы ЖКХ она звучит уже как "смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг". Далее, в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 гг. снова присутствует эта же цель, она звучит как "усиление адресности социальной защиты населения…". В Концепции реформы ЖКХ и федеральных целевых программах повторяются цели "повышение качества жилищно-коммунальных услуг", "снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов". Наблюдающийся повтор целей без их уточнения и развития, говорят о том, что цель достигнута не была.

Таково состояние рынка коммунальных (муниципальных услуг) в России.

На основании второй главы настоящей работы мы постараемся привести оптимальную методику по повышению эффективности коммунального хозяйства России с учетом зарубежного опыта.

Потребность в разработке данной методики вызвана целым рядом причин, связанных с экономической нестабильностью в стране в целом, слабости местного самоуправления, принятием нового Жилищного кодекса, потребностью в разработке критериев способа управления многоквартирным домом, неопределенностью внешней среды и ограниченностью внутренних ресурсов.

Как мы увидели во второй главе, во Франции, Финляндии, в большей степени, в Польше, Венгрии и Словакии в меньшей. Распространены формы привлечения частных предпринимателей к управлению объектами жизнеобеспечения городов, с помощью концессий. В России как мы выяснили эта практика сильно ограничена действующим законодательством. В том случае если в России будет доработано концессионное законодательство это позволит решить следующие задачи (21: 250):

1. Демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

1. Создание эффективных механизмов антимонопольного регулирования.

2. Разделение функций заказчика и подрядчика.

3. Целевое использование средств.

4. Контроль собственников жилья.

Привлечение частного капитала в сферу обслуживания и предоставления коммунальных услуг является самой актуальной проблемой для России. Привлечение кредитных ресурсов в жилищно-коммунальное хозяйство требует решения ряда проблем, связанных с повышением привлекательности этой сферы для финансовых институтов и инвесторов. Для частного бизнеса чрезвычайно важны проработанность законов и гарантии стабильности, в силу долгосрочной окупаемости необходимых вложений и неопределенности их возврата.

Длительность процесса инвестирования выводит на первый план в институциональном анализе проблему неопределенности (недостаточной осведомленности и необходимости действовать, опираясь на мнение, а не на знание) и риска (дополнительная плата в виде компенсации за добавочный фактор риска), которому подвергаются контрагенты при заключении сделки.

В зависимости от поставленных инвестором целей инвестиционные решения принимаются в ситуациях с разной степень неопределенности, в ЖКХ неопределенность как нам представляется, достигла своего апогея. В условиях, когда не решены основные проблемы ЖКХ, риск вложения инвестиций в эту отрасль настолько велик, что оценить его практически не возможно.

Основная проблема состоит в том, что реформы в жилищной отрасли требуют увеличения текущих расходов и привлечения капиталовложений в объемах, существенно превосходящих возможности бюджетов соответствующих уровней. При этом использование механизмов приватизации (смены собственника) особенно в коммунальном хозяйстве в настоящее время невозможно. Концессионное соглашение представляет собой одну из форм привлечения инвестиций в экономику, используемую многими западными странами. В России, с ее высоким уровнем огосударствления экономики, в условиях острой нехватки инвестиционных ресурсов, в том числе находящихся в распоряжении государства, применение такой привлекательной для инвестора формы вложения средств могло бы дать значительные выгоды, обеспечить приток в нее долгосрочных инвестиций.

Преимущества использования механизма концессии в коммунальном хозяйстве (21; 254):

- ограничения финансового участия муниципальных образований в осуществлении проектов;

- создание конкурентной среды;

- приток денежных средств в регион;

- концессионер затрачивает значительные средства, вкладываемые в проект, на территории его реализации в виде приобретения части необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.;

- строительство или реконструкция объектов коммунального назначения создает дополнительное количество рабочих мест;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.