Рефераты. Зарубежный опыт по предоставлению коммунальных (муниципальных) услуг

- в концессию могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов;

- после истечения срока договора в собственность муниципального образования переходит самое современное оборудование.

Практическое применение данного механизма требует внесения изменений, касающихся регулирования отношений между концедентом и концессионером, и в иные нормативные правовые акты, в частности, в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Однако концессионное законодательство находится в ведении федерального центра поэтому разработать какую либо методику оптимизации сферы коммунальных услуг с помощью введения механизмов концессий и приватизации (в западном значении понятия) на нашем уровне не представляется возможным.

Базируясь на зарубежном опыте, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях реформирования ЖКХ необходимо делать ставку на информационные технологии. Как была сказано во второй главе, во Франции и Финляндии, сбор и обработка информации, взаимодействие коммунальщиков с потребителями и властными структурами происходит в автоматическом режиме. В целом весь процесс личного взаимодействия потребителя и поставщика услуг может проходить через интернет или другие информационные ресурсы. Нам кажется, безусловно, важным внедрять эти технологии в России.

В следующей части настоящей главы мы дадим общие рекомендации по Внедрению информационных технологий в сфере коммунальных услуг

3.3 Общие рекомендации по внедрению информационных технологий в сфере коммунальных услуг

Как было сказано в предыдущем изложении, нам кажется, безусловно, важным внедрение в России информационных технологий в сфере ЖКХ, по опыту таких зарубежных стран. Возможности внедрения таких технологий в рамках отдельно муниципалитета ограничены, но возможны. Подобная по функционалу система, только шире, под названием «Электронная карта» действует в некоторых Российских регионах, например в Башкирии, однако функционирует она в тестовом режиме.

Внедрение информационных технологий в сфере коммунальных услуг должно включать в себя:

• Сбор и обработку фактических показателей потребления ресурсов как в автоматическом режиме, так и с помощью web-интерфейса;

• Взаимодействие с городским организациями;

• Своевременное и правильное выставление счетов;

• Систему «Электронный ЖЭК» - услуги по предоставлению справочной информации, on-line детализации счетов, предоставление необходимых документов по утвержденным формам как по индивидуальной квартире (дому), так и по Обществу в целом в соответствии с запросом по электронной почте;

• Отдельные возможности удаленного контроля бытовой техники, приборов и пр.;

• Отдельные возможности охраны;

Мы отдаем себе отчет, что внедрение этой системы связано с серьезными затратами. Необходимо написать (запрограммировать) внутреннюю структуру для настоящей интегрированной системы. Так в Финляндии, только в 2008 году на внедрение подобной системы ушло порядка 7 миллиардов ЕВРО. Однако не обязательно разрабатывать эту систему с «чистого листа». Вполне возможно купить ее в Финляндии или во Франции, на условиях лицензии по вполне адекватным ценам. Так, для ТСЖ на 200 квартир это будет стоить не более 800 долларов в год. Естественно, подобного рода система предусматривает установку аналогичной информационной системы и, например, в муниципалитете. Для муниципалитета, с населением в 200 000 человек, система позволяющая структурировать данные и скоординировать действия ЖЭКов и ТСЖ, будет стоить, опять же на условиях лицензии, около 9 тысяч ЕВРО в год. Однако система, несомненно, окупиться, хотя бы за счет высвобожденных средств, за счет сокращения ряда сотрудников. В то же время внедрение «Электронного ЖЭКа» позволит свести на нет очереди в ЖЭКах реальных, а значит в целом повысит качество обслуживания клиентов.

Примерный план-график внедрения такой системы в муниципалитете с населением в 200 000 человек (при наличии бюджетного финансирования) которое должно закладываться в течении 2010 года), приведен в таблице 1.

Таблица 1.

Примерный график внедрения проекта

Этап

Действия

Подготовительный

(январь - март 2011 г.)

Привлечение специалистов; выбор базовой площадки для реализации проекта; исследование базовой заинтересованности в проекте.

1 этап.

Закупка IT - продукта, обучение специалистов

(апрель-июнь 2011 г.)

Переговоры о закупке продукта для муниципалитета, обучение технических специалистов работе с IT продуктом. Оптимизация продукта под российские условия.

2 этап.

Внедрение продукта на местах.

(июль - октябрь 2011)

Установка продукта в ТСХ и ЖЭКах, обучение специалистов на местах.

З этап. Запуск тестового режима. Популяризация идеи.

(ноябрь-декабрь 2011)

Введение тестового режима на базе нескольких ТСЖ или Управляющих компаний, корректировка недостатков. Популяризация идеи через СМИ, средства наглядной агитации. Подведение первых итогов.

Завершающий этап.

(январь 2012 г.)

Запуск рабочей версии во всех ТСЖ, ЖЭКах, управляющих компаниях, наряду с традиционной системой. Анализ результатов.

Таким образом, буквально за год, можно внедрить в рамках отдельного муниципалитета, систему «Электронный ЖЭК». В качестве примера см. Приложение 2.

Подведем основные выводы по главе.

- в ряде таких юридических понятий, как приватизация, концессия и акционирование (в меньшей степени), несомненно, важных в условиях как Франции, Финляндии, Венгрии, Польша и Словакии с одной стороны, так и России, с другой, существуют ряд разночтений. Эти разночтения, несомненно, затрудняют процесс передачи европейского опыта России. В первую очередь мы говорим о концессиях. Как видно из обзора, из шести возможных видов концессии в коммунальном хозяйстве зарубежных стран в России законодательно прописана всего одна. Это несомненный минус. Можно сделать предварительный вывод, о том, что пока в России понятия концессия и приватизация не будут приведены в соответствие с законодательством зарубежных стран, возможности по эффективному управлению коммунальным хозяйством со стороны частных управляющих и прочих подрядчиков будут сильно ограничены;

- базируясь на зарубежном опыте, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях реформирования ЖКХ необходимо делать ставку на информационные технологии. Как была сказано во второй главе, во Франции и Финляндии, сбор и обработка информации, взаимодействие коммунальщиков с потребителями и властными структурами происходит в автоматическом режиме. В целом весь процесс личного взаимодействия потребителя и поставщика услуг может проходить через интернет или другие информационные ресурсы. Нам кажется, безусловно, важным внедрять эти технологии в России;

- если рассматривать возможности внедрения в России таких систем, как например, предлагаемый нами «Электронный ЖЭК», то необходимо признать, что возможности внедрения таких технологий в рамках отдельно муниципалитета ограничены, но возможны. Согласно примерному графику внедрения такой системы в муниципалитете с населением в 200 000 человек (при наличии бюджетного финансирования), буквально за год, можно внедрить в рамках отдельного муниципалитета, систему «Электронный ЖЭК». Внедрение «Электронного ЖЭКа» позволит свести на нет очереди в ЖЭКах реальных, а значит в целом повысит качество обслуживания клиентов.

Заключение

Теперь, в соответствии с поставленными нами выше целями и задачами, подведем основные выводы по курсовой работе.

По первой главе основные выводы будут следующие:

- изучение опыта ряда развитых европейских стан в сфере городского строительства и хозяйства показали, что основными задачами органов государственной власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ является предоставление возможностей для проявления деловой активности частных компаний, что с одной стороны позволяет получать значительную экономию бюджетных средств, а с другой - сохраняет ответственность городской (муниципальной) администрации за координацию частных компаний и предпринимателей в сфере городского хозяйства;

- общая практика функционирования коммунальных предприятий во Франции, Финляндии, Венгрии, Польше и Словакии показывает, что в этих странах существует много гибких форм и методов управления объектами публичной собственности с использованием возможностей частной инициативы, частного капитала и рыночной конкуренции. В целом, наиболее значимыми понятиями в праве указанных нами стран, связанными с предоставлением коммунальных услуг, являются концессии, приватизация и акционирование;

Вторая, аналитическая, глава позволила нам сделать следующие выводы:

- во Франции и Финляндии основной положительный опыт управлениями коммунальных услуг можно свести к принцип, когда для управления объектами жизнеобеспечения городов, привлекаются частные предприниматели, с помощью механизма концессий и приватизации. Важнейшей составляющей коммунальных услуг в этих странах являются информационные технологии. К негативному опыту можно отнести, чрезмерную, на наш взгляд роль муниципалитетов;

- в Польше, Венгрии и Словакии в период 2000-2008 гг. сохранялись: сдвиги в структуре источников финансирования жилищного строительства в пользу частного сектора; приватизация, реституция жилищ; изменения в механизмах содержания жилфонда и оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также в механизмах социальной защиты населения по предоставлению и содержанию жилищ. Положительным итогом нам кажется также приватизация, в понимании передачи частным лицам не только собственности, но и контроля над государственными и муниципальными предприятиями и активами, то есть приватизацию без передачи имущественных прав. Интересным, также, нам кажется опыт Словакии по сохранению крупных дотаций предприятиям ЖКХ. Основной негативный опыт для коммунальных услуг по рассматриваемым странам - резкое увеличение тарифов на услуги, особенно резкий до 2000 года и продолжившийся и после;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.