Рефераты. Законодательное ограничение судейского усмотрения

Верховный Суд Российской Федерации, назвал данную идею "неприемлемой" для судов общей юрисдикции, потому что такие сведения должен будет собирать и проверять вышестоящий суд, а это означает введение административного контроля за нижестоящими и нарушение принципа независимости судей. Той же точки зрения придерживается и правовое управление Госдумы.

В отличие от Верховного Суда Высший арбитражный (ВАС) в данном вопросе придерживается иной точки зрения, и даже определился с автором законопроекта, в котором будет прописан порядок обязательного декларирования судьями и членами их семей доходов и имущества.

В.В. Путин, принимая в Кремле председателя Высшего Арбитражного суда А.А. Иванова, по данному поводу отметил: "Надеюсь, этот закон будет способствовать укреплению судебной системы, росту ее авторитета и борьбе с коррупцией".

Заключение

Подытоживая ранее изложенное, представляется возможным сделать следующие выводы и предложения:

Несовершенное законодательство делает допустимым использование на практике судьями широкого усмотрения при выборе меры наказания и, в отдельных случаях, злоупотребление своими полномочиями в корыстных интересах. Это обусловлено несколькими причинами:

Большинство статей Особенной части Уголовного кодекса предусматривают определенную альтернативу избрания того или иного вида наказания. Судья по своему усмотрению, в рамках закона, может выбрать наказание не связанное с лишением свободы, применить менее жесткое;

Наряду с альтернативными санкциями УК РФ содержит и относительно-определенные. Судебная практика показывает, что на территории Российской Федерации составы преступлений, предусмотренных ст. ст.111, 158, 159, 161, 162 УК РФ, входят в число десяти основных, составляющих в структуре судимости (вместе с пятью другими) 73,0% от общего числа осужденных. Санкции данных составов являются относительно-определенными, кроме того, пределы между минимальным и максимальным значением того или иного вида наказания, предусмотренного этими статьями, довольно велики и позволяют судьям пользоваться широким усмотрением при назначении наказания, тем самым открывается возможность проявления коррупции в судейской среде.

При общей тенденции увеличения поступающих в суды первой инстанции уголовных дел, возрастает и их количество в судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций. Кроме того, судебная практика показывает, что ежегодно повышается количество решений, вынесенных представителями третей власти, содержащих в себе те или иные ошибки (намеренных или ненамеренных), как материального, так и процессуального характера, которые становятся в дальнейшем причиной отмены в вышестоящих инстанциях постановленных ранее приговоров.

Включение в закон этических категорий, таких как совесть (ст.17 УПК РФ), свидетельствует о том, что открывается широкий простор для судейского усмотрения. В данной ситуации у отдельных судей появляется возможность злоупотребления своими полномочиями, так как подход к интерпретации нравственных дефиниций - морали и совести у каждого субъекта, участвующего в процессе назначения наказания, индивидуальный. Не исключено, что понимание этих категорий может быть искажено.

Существующая в настоящий момент проблема "коррупциогенности уголовного законодательства" требует незамедлительных действий со стороны государства, направленных на устранение данного негативного явления. Считаем, что важным направлением противодействия коррупции в уголовно-правовой сфере, и в частности при назначении наказания, является антикоррупционная политика, проводимая государством, в том числе антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов, а также уже действующего законодательства.

90% граждан и 81% компетентных лиц считают, что в России проблема коррупции судейского корпуса существует. Подтверждением полученных данных являются сведения, согласно которым с 2003 по 2007 гг. в качестве обвиняемых по признакам составов преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, было привлечено 18 судей. При этом большая часть правоприменителей отношение к коррупционности представителей третей власти отрицают - 70% от общего числа опрошенных.

В последние годы обострилась проблема взаимодействия судебных органов со средствами массовой информации. По мнению судей, причиной формирования мнения общественности о коррумпированности судейского корпуса является непрекращающаяся на протяжении нескольких лет критика со стороны СМИ. В ряде случаев провокаторами издания подобных статей являются сами судьи в следствие своего "не корректного поведения" с представителями прессы. Считаем, что в подобной ситуации назрела объективная необходимость создания инструкции, либо методических рекомендаций для судей, в которых будет подробно прописываться порядок (правила) их профессиональных отношений с журналистами.

Для сокращения негативного мнения граждан о коррумпированности представителей третей власти, а также противодействию коррупции в данной среде необходимо предпринять ряд мер как правого, так и организационного характера:

Добиться от представителей Государственной Думы скорейшего рассмотрения и утверждения законопроекта "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации";

Ужесточить требования к претендентам на должность судьи;

Отрегулировать процесс открытого взаимодействия органов суда со средствами массовой информации. Дл этого необходимо:

организовать обучение журналистов, освещающих вопросы правосудия в СМИ и Интернете, для получения начальных знаний в сфере юриспруденции и более верного восприятия получаемой в процессах правовой информации, а затем ее доведения в неискаженном виде до широких масс. Данный шаг позволит на практике преодолеть еще одну смежную проблему: правовую неграмотность населения и формирование определенного правосознания у граждан.

создать (где отсутствуют) при областных и равных им судах, Управлениях (Отделах) Судебного департамента в субъектах Федерации собственные пресс-службы, а также поручить на уровне районных судов выполнение функции пресс-секретарей отдельным компетентным сотрудникам.

Обеспечить должную независимость судей в процессе отправления правосудия, и при назначении наказания в частности. Данное станет возможным только тогда, когда Российское государство в полной мере сможет обеспечить нормальное существование действующих судей и членов их семей.

Согласно данным анкетирования (граждане - 7,5%, компетентные лица - 6,3%), такая мера противодействия коррупции в судейской среде, как декларирование доходов судей и членов их семей, не получила поддержки у опрошенных. Мы разделяем данное мнение и считаем, что декларирование не даст ожидаемого результата и приведет в отдельных случаях к потере судьями своей независимости, так как проверкой таких данных будет заниматься вышестоящая инстанция, либо иной правомочный орган, которой в дальнейшем при обнаружении "отклонений", под угрозой распространения информации, сможет оказывать влияние на судей.

Список литературы

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Декларация о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации (принята Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров на уровне постоянных представителей) // СПС "Гарант-Максимум". Версия от 22.02.2008.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25, ст.2954.

Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст.4532.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. № 249.

Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. № 2.

Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы в России" на 2007-20011 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583) // СЗ. 2006. № 41. Ст.4248.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Российская газета от 15 марта 2005 г. № 50.

Решение Совета судей Рязанской области от 01.06.2007 "О мероприятиях по обеспечению доступности, открытости и прозрачности правосудия. О гласности и роли пресс-службы" // Буква Закона" - журнал судейского сообщества Рязанской области. 2007. № 3 (19).

Методические рекомендации для лиц, ответственных за взаимодействие со средствами массовой информации в судах общей юрисдикции Волгоградской области. Суды и СМИ: принципы и технология эффективного взаимодействия // Юридический вестник. Волгоград, 2007. № 1.

Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999.

Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. М., 1993. Т.3. Т.4.

Данелян Р.С. Судейское усмотрение. Теоретические, законодательные и правоприменительные аспекты. М.: ООО "Новая правовая культура", 2007 // СПС "Гарант-Максимум". Версия от 22.02.2007.

Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. Нижнекамск, 1995.

Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение. Казань, 2004.

Кабанов П.А., Газимзянов Р.Р. Коррупция в России: понятие, сущность, причины, противодействие. Набережные Челны, 2003.

Кандрин В.А. Причины и последствия коррупции в российской экономике. Н.Н., 2003.

Сатаров Г.А. Диагностика российской коррупции: социологический анализ.М., 2002.

Шаргородский М.Д. Уголовный закон. М., 1949.

Антикоррупционная политика / Под ред. Г.А. Сатарова.М., 2004.

Головщинский К. Диагностика коррупциогенности законодательства. М., 2004.

Григорова Т.В. Коррупция в России: сущность, причины возникновения и социально-экономические последствия. Учебно-методическое пособие. Новоссибирск, 1999 // http://www.nsu.ru/community/clh/page1. htm

Законодательная техника / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000.

Ананьев В.Н. Пределы судейского усмотрения при назначении уголовного наказания // Шкала уголовных наказаний как способ борьбы с коррупцией в сфере правосудия: Материалы международной научно-практической конференции.7-8 октября 2004 года. М.: Издание Государственной Думы, 2005.

Безнасюк А.С. Открытость правосудия ему же на пользу // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации http://www.vkks.ru/print_page. php? id=96

ВАС отдал на доработку проект о декларировании доходов судей // http://www.klerk.ru/print. php? 78431

Глинкина С.П. Коррупция в России: причины, масштабы, качественные изменения // Восток, Афро-азиатские общества: история и современность. 2000. № 1.

Грошев И.Л. Истоки и причины коррупции в правоохранительных органах России // Следователь. 2008. № 1.

Журавлев Л. Тариф на правосудие // http://www.newizv.ru/print/56793

Кандидатов в российские судьи отбирают жестче, чем в Португалии // Судебная власть в Пензенской области. 2007. № 2.

Карханин С. Фемида живет во дворце // Парламентская газета. 07 февраля 2008 г. № 006-7 (2258-9).

Катаргина В. Между СМИ и судами нет противоборства // "Буква Закона" - журнал судейского сообщества Рязанской области. 2006. № 3-4 (15-16). Семинар в Ростове-на-Дону // Судебная власть в Пензенской области. 2007. № 2.

Куликов В. Открытый суд над бюрократами. Вячеслав Лебедев предложил судить по европейским нормам // Российская газета. Федеральный выпуск от 5 декабря 2007 г. № 4535.

Левин М.И., Цирик М.Л. О моделировании коррупции // http://www.hist. msu.ru/Labs/Ecohist/OB2/lev_tsir. htm.

Люблинский П.И. Основания судейского усмотрения в уголовных делах: Доклад для Киевского съезда Русской группы Международного союза Криминалистов. Из журнала Министерства Юстиции. СПб., 1904.

Матвеева И. Программа ТАСИС на Рязанской земле. Ток-шоу "Слушается дело" // "Буква Закона" - журнал судейского сообщества Рязанской области. 2007. № 1-2 (17-18).

Морщакова Т. На полпути к правосудию // http://www.lawfirm.ru/public/print. php? id=124

Мошенничество со стороны недобросовестных адвокатов // http://www.ukrf.ru/index. php? top=5&podraz=30

Нажимов В.П. Справедливость наказания - важнейшее условие его эффективности // Вопросы организации суда и осуществления правосудия в СССР.Т. II. Калининград, 1973.

Наумов О.А. Авторитет правосудия: мелочей не бывает // Официальный сайт Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации http://www.vkks.ru/print_page. php? id=25

Нечаев В., Астахов П. Кухарка - арбитр олигархов // Российская газета. Федеральный выпуск от 6 июля 2004. № 3519.

Никитин А. Новый этап судебной реформы - против судебного волюнтаризма: статья первая // Богатей (Саратов). 2005. № 13.

Николаева Д. Судей заставят декларировать доходы // Коммерсантъ. 2006. № 111 (3442). http://www.kommersant.ru/doc. aspx? DocsID=684538

Одинцов П.П. Особенности формирования общественного мнения о судебной системе в российских СМИ: Факторы эффективного взаимодействия // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации http://www.supcourt.ru/ news_detale. php? id=2967

Отношения между судами и средствами массовой информации должны строиться на взаимном уважении и доверии // Судебный вестник. Новосибирск, 2007. № 4.

Отчет о семинаре по повышению уровня взаимного доверия между средствами массовой информации и системой судебных органов России // "Буква Закона" - журнал судейского сообщества Рязанской области. 2007. № 3 (19).

Путин: декларирование доходов судей укрепит судебную систему // http://www.gzt.ru/politics/2006/11/09/160905.html

Радченко В. Мнение о низком рейтинге наших судов не вполне справедливо // Интернет-портал Государственной автоматизированной системы Российской Федерации (ГАС)"Правосудие" http://www.sudrf.ru/modules. php? name=press_dep&op=inter_detail&id=8

Радченко В. Слухи отменяются // Российская газета. Федеральный выпуск от 15 августа 2007 г. № 4440.

Рарог А.И., Грачева Ю.В. Понятие, основание, признаки и значение судейского усмотрения в уголовном праве // Государство и право. 2001. № 11.

Россия и коррупция: кто кого. Аналитический доклад Регионального общественного фонда "Информатика для демократии" (Фонд Индем) // http://www.indem.ru/indemfond/indfp2_r.html

Селихов Н.В. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в современной России/ Н.В. Селихов // Следователь. 2001. № 3.

Семинар в Ростове-на-Дону // Судебная власть в Пензенской области. 2007. № 2.

Семкин А. Юристы овладевали журналистикой // Судебный вестник Адыгеи. Журнал Судейского сообщества Республики Адыгея. 2006. № 4.

Скворцов Н. "Дикий" лоббизм как одна из причин коррупции в России // Российская юстиция. 2001. №9.

Специальный выпуск журнала "Правосудие в Хакасии" за 2007 г. № 2 (8), посвященного вопросам, которые были предметом обсуждения на научно-практической конференции "Суды и СМИ: принципы конструктивного взаимодействия".

Суды и СМИ: мы нужны друг другу // Правосудие в Татарстане. 2007. № 2 (31).

Талапина Э.В. Об антикоррупционной экспертизе // Журнал российского права. 2007. № 5. СПС "Гарант-Максимум". Версия от 14.05.2008.

Тихомиров Ю. Преодолевать коррупциогенность законодательства // Право и экономика. 2004. № 5.

Ткачев В.Н. От Кодекса чести к Кодексу этики // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации http://www.supcourt.ru/print_page. php? id=2477

Шалай В.С. Суды и СМИ // Вестник судебной власти. Журнал судейского сообщества Курганской области. 2007. № 2 (30).

Шаров К.В. Судейское усмотрение и неопределенные приговоры // Журнал Министерства юстиции. 1903. № 9.

Юланов О.А. Коррупция как болезнь государства // http://www.trinitas.ru/rus/doc/0228/003a/02281004. htm.

Ямшанов Б. Где два адвоката, там три мнения // Российская газета. 2008. № 4574. http://www.rg.ru/2008/01/29/advokat.html

Бережко Е.В. Нравственные начала (основы) при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции. Автореф. …дисс. канд. юр. наук. Челябинск, 2003.

Грачева Ю.В. Судейское усмотрение в уголовном праве. Автореф. …дисс. канд. юр. наук. Москва, 2002.

Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. Т.1. / Под ред.В.А. Туманова. М., 2000. С.527.

Преступность и правонарушения (2002-2006). Статистический сборник. М., 2007.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.