Орган управления
Челябинская область
Главное управление дорожного хозяйства
г. Челябинск
Управление транспорта, связи и благоустройства
г. Магнитогорск
Управление благоустройства
Обращает на себя внимание тот факт, что во многих случаях отсутствует четкое разграничение полномочий и ответственности между различными организациями в секторе дорожного хозяйства.
Органы управления дорожной отраслью в регионах сохраняют за собой хозяйственные функции, в частности, это касается технического контроля качества строительных и ремонтных работ, осуществления проектно-изыскательских работы и подготовки сметной документации. Подряды на работы по содержанию, ремонту и строительству дорог распределяются на конкурсной основе, но зачастую формальные требования конкурсной документации дополняются неформальными представлениями о необходимости поддержки дорожных предприятий "советского" типа, исторически аффилиированных с органом управления дорожным хозяйством. В ряде случаев такие положения даже закреплены в нормативных актах, например Главное управление дорожного хозяйства Администрации Челябинской области может ежегодно выделять средства в размере до 10 % от сметной стоимости работ по содержанию дорог и дорожных сооружений для финансирования строительства объектов производственной базы и социальной сферы подрядчиков. Этот пример достаточно хорошо иллюстрирует сложившуюся в регионах практику, по которой предприятия с государственной или муниципальной долей в собственности получают преимущества по отношению к предприятиям с исключительно частной долей в собственности.
В целях финансирования, содержания и устойчивого развития сетей автомобильных дорог общего пользования, являющимися собственностью Челябинской области, а также затрат на управление дорожным хозяйством, в области в соответствии с Законом Челябинской области №14-30 от 31.05.2001 г. образован целевой бюджетный дорожный фонд. Законом определен источник его образования, пополнения, порядок планирования и использования средств фонда.
В Главном управлении по дорожному хозяйству Челябинской области работает 130 человек. Большинство -- это инженеры, специалисты с высшим, специальным образованием. В структуру организации входит три управления. Во-первых это управление содержания дорог. Его считаем основным, так как оно обеспечивает постоянное, ежедневное содержание дорог области. Это подразделение дает диагностику состояния дорог и формирует планы по развитию всей ремонтной сети. Во-вторых, финансовое управление. Оно обеспечивает финансирование подрядчиков. В-третьих, это управление по имуществу. Оно управляет имуществом, которое находится в аренде у подрядчиков. Управление следит за тем, насколько эффективно это имущество используется подрядчиками, решает вопросы его пополнения. В состав управления кроме того, входит плановый отдел проектно-экспертный отдел, ряд иных технических служб.
Динамика и структура доходов территориального дорожного фонда за 1999-2002 гг. представлена в таблице 4.
Доходная часть бюджетов ТДФ исполнена во всех исследуемых периодах. Доходную часть бюджета ТДФ 2002года с предполагаемой долей исполнения 98 и с учетом погрешности экстраполяции также можно считать исполненной.
Таблица 4
Плановые и фактические доходы ТДФ Челябинской области (тыс. руб.)
Год
Запланировано к поступлению
Фактически поступило
Факт/План
1999
1 556 890
1 587 208
102
2000
2 541 908
2 623 547
103
2001
3 014 272
4 733 594
157
2002
3 286 928
3 223 038
98
Особенно значительное перевыполнение плана по доходам имело место в 2001 году (157).
Таблица 5
Рост фактических доходов ТДФ Челябинской области
Года
Номинальный рост (тыс. руб.)
Номинальный рост ()
Инфляция ()
Реальный рост ()
2000/1999
1 036 339
65
46
19
2001/2000
2 110 047
80
36
44
2002/2001
-1 510 556
-32
14
-46
Номинальный и реальный рост доходов ТДФ имел место в 2000 и 2001 годах. Особенно успешным был 2001 год, в котором 80-ный номинальный рост обеспечил 44-ный реальный рост. Однако в 2002 году был отрицательный номинальный (-32) и реальный (-46) рост доходов.
Таблица 6
Фактические доходы ТДФ Челябинской области в 2000-2002 годах (отсортировано по убыванию последней графы)
№
Наименование доходной статьи
тыс. руб.
доля ()
1
Налоги в ТДФ
1 349 801
2 329 404
4 108 145
96
2
Аренда государственного имущества
108 000
3
Прочие доходы
61 611
120 760
70 219
4
Средства за провоз тяж. и круп. грузов
648
0
5
Субвенции и дотации из Федерального бюджета и ФДФ
45 206
5 210
Итого
1 456 618
2 455 374
4 287 012
100
Самым значительным источником доходов ТДФ являются налоги (96 в 2002 году). Причем имеет место стабильный рост этой доли в исследуемых периодах (93 в 2000 году и 95 в 2001 году).
Вторым по величине источником ТДФ является арендная плата за использование государственного имущества (3 в 2002 году). Однако этот источник имел место только в 2002 году.
Остальные источники доходов ТДФ Челябинской области не имеет определяющего значения.
Таблица 7
Поступление налогов в ТДФ Челябинской области 1998 - 2000 годах
Налоги в ТДФ, всего
Налог на пользователей а/дорог
1219384
90,3
2174077
93,3
3 895 784
94,8
Налог с владельцев транспортных средств
85943
6,3
89934
3,9
90583
2,2
Налог на приобретение транспортных средств
44474
3,4
64271
2,7
119 876
2,9
Единый налог на вмененный доход
-
1122
0,1
1902
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11