Рефераты. Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Для российских граждан, выезжающих за рубеж на заработки Статья 4 Конвенции МОТ «Относительно защиты заработной платы от 01.07.1949 N 95 (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961 N 31), осо-бое значение имеют международные правила, закрепленные в конвенциях о правах трудящихся - ми-грантов, принятых ООН и МОТ. Специфическая раз-новидность выезда российского гражданина на работу за пре-делы РФ - это заключение трудового договора с зарубежным работодателем (нанимате-лем). Речь в данном случае идет о внешней трудовой миграции из России, или об экспор-те российской рабочей силы. Ее следует отличать от эмиграции, т.е. переезда граждани-на РФ на постоянное место жительства в зарубежную страну с отказом от гражданства РФ или без намерения возвратиться на ро-дину.

Граждане РФ, выезжающие на работу за границу по трудовому дого-вору, заклю-ченному с зарубежными нанимателями, выходят (за некоторыми исключениями) из-под сферы действия российского законодательства. Факт наличия российского гражданства в данном случае не имеет значения. На них распространяются трудовое законодательство страны приема, а также международные правила трудовой миграции, если, разумеется, государство приема мигрантов признает эти правила. Факт выхода работников-мигрантов из сферы действия своего законодательства не означает, что государство про-исхождения полностью снимает с себя ответственность за судьбу своих граждан, работающих за рубежом.

Стаж работы по найму за границей российских работников-мигрантов устанавливается по документам, легализованным МИД РФ. Документом, удостоверяющим трудовой стаж за границей, необходимый для получения пенсии по старости, может быть заверенная должным образом копия трудо-вого договора или документ налоговой службы об уплате в период работы за рубежом страховых взносов.

В отношении легализации в РФ иностранных документов дей-ствуют общие правила о легализации таких документов. Общее правило состоит в том что консул РФ в соответствующем государстве делая на документе спе-циальную надпись, которая удостоверяет подлинность подписи должност-ного лица иностранного государства. Консуль-ская легализация заключается не только в засвидетельствовании подлинности подписи, но и в удостове-рении соответствия документов и актов законам соответствующего государ-ства.

Участники Гаагской конвенции 1961г (Россия участвует) Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.) договори-лись отменить тре-бование консульской легализации иностранных докумен-тов. Вместо такой легализации преду-смотрено выполнение единственной формальности: проставление особого штампа-апостиля - органами государс-тва, выдавшего удостоверяемый документ. Апостиль - это единая для всех государств-участников указанной конвенции, удостоверительная надпись на документе. Она проставляется на самом документе или на отдельном скреп-ляемом с ним листе.

В Конституции РФ (п.2 ст. 61) имеется - положение о том, что РФ гара-нтирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Это за-креплено и в ст. 4 Федерального закона о порядке выезда из Российской Фе-дерации и въезда в Российскую Федерацию. Она объясняет, что гра-ждане РФ, пребывающие за ее пределами, находятся под защитой и покровитель-ством РФ Договор о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.)

. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны обеспе-чивать меры по защите ее граждан и оказывать им покро-вительство в порядке, определяе-мом законодательством РФ и международ-ными договорами РФ.

3. ТРУДОВЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Особенности при трудоустройстве на работу

иностранцев в Российской Федерации

- иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в РФ;

- постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, т.е имеющие разрешение на постоянное проживание, вид на жительство, могут работать в РФ наравне с местными гражданами;

- временно пребывающие в РФ иностранные граждане - это лица, прие-хавшие по частным, служебным, общественным, торговым делам, на лече-ние, на учебу, в отпуск, на отдых.

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут занима-ться трудо-вой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране.

Иностранные граждане, временно проживающие в России, могут осу-ществлять трудовую деятельность исключительно в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание. В то же время на основании пункта 6 статьи 13 закона №115-ФЗ Правительство РФ, учитывая региональные экономические связи, вправе ус-танавливать случаи, когда временно проживающие на территории одного су-бъекта РФ иностранцы могут работать на территории другого субъекта.

Граждане Республики Беларусь могут осуществлять трудовую деятель-ность в России без разрешений. Это закреплено в пункте 1 решения Высшего совета сообщества Белоруссии и России от 22.06.96 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социа-льно-трудовых гарантий

§ 2. Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

В статьях 21-22 ТК РФ исчерпывающим образом перечислены права и обязанности работника и работодателя.

Согласно статье 11 Трудового кодекса РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изм. и доп. от 21 июля 2007 г.) на территории Российс-кой Федерации правила, установленные трудовым законодательством и ины-ми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются, в част-ности, на трудовые отношения с участием иностранных граждан.

В соответствии с абзацем 5 статьи 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудово-го права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Трудовой кодекс РФ не содержит никаких ограничений для иностран-цев в их правовом статусе и не исключает их из сферы трудового законода-тельства России. Другими словами, иностранные граждане имеют право на осуществление трудовой деятельности в РФ. Однако оформление трудовых отношений зависит от статуса проживания иностранного гражданина в РФ. В соответствии с законом Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.),

, временно проживающий (получивший разрешение на временное проживание в РФ сроком на 3 года) или постоянно проживаю-щий (получивший вид на жительство в РФ сроком на 5 лет) в России иност-ранный гражданин, оформляется по трудовому договору в том же порядке, что и гражданин РФ.

На иностранцев полностью распространяются положения законодате-льства об ох-ране труда, обеспечивающие рабочим и служащим безопасность для жизни и здоровья, постановления, запрещающие сверхурочные работы, и другие правила трудового законо-дательства. В соответствии со ст. 5 Феде-рального закона N 125-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями от 21 июля 2007 г.)

иностранные лица и лица без гражданства подле-жат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на про-изводстве и профессиональных заболеваний, причем этот закон не содержит ограничений в связи с их правовым положением в РФ.

На иностранных работников распространяется положение статьи 91 ТК РФ о нормальной продолжительности рабочего времени не более 40 часов в неделю. Конкретная продолжительность рабочего времени определяется в трудовом договоре в соответствии с правилами внутреннего трудового рас-порядка организации. В зависимости от условий и характера выполнения ра-боты с иностранным работником может быть заключен трудовой договор ли-бо договор гражданско-правового характера.

На иностранных работников, работающих по трудовому договору, рас-спространяются положения статьи 115 ТК РФ о продолжительности ежегод-ного основного оплачиваемого отпуска.

Размер и сроки выплаты заработной платы иностранным работникам устанавливаются при заключении трудового договора по соглашению сто-рон.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ пользуются
медицинской помощью наравне с гражданами России, а временно пребыва-ющим в РФ иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в по-рядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ. В социаль-ном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ. Временно пребываю-щие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социаль-ного обеспечения на основаниях в порядке, установленных законодательст-вом РФ.

Иностранец вправе осуществлять трудовую деятельность в команди-ровке на территории иного субъекта РФ или исполнять трудовые обязаннос-ти при разъездном характере работы вне пределов того субъекта, на террито-рии которого ему разрешено проживание или выдано разрешение на работу.

Основанием для прекращения трудового договора с иностранным ра-ботником является пункт 12 части 1 статьи 83 ТК РФ. Прекращение трудо-вого договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон не предус-матривает предварительного предупреждения. Кроме того, трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, независящим от воли сторон, в связи с приведением общего количества работников, являющихся иностран-ными гражданами или лицами без гражданства, в соответствии с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Феде-рации Постановление Правительства РФ от 26 мая 2007 г. N 322 "Об установлении на 2007 год резерва квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и о ее распределении" для работодателей, осуществляющих на территории Российской Фе-дерации определенные виды экономической деятельности. При этом, сог-ласно части 3 статьи 83 ТК РФ трудовой договор по указанному основанию прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством Российской Федерации для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствии с допустимой долей таких работников. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.