Рефераты. Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Конституция РФ Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязан-ности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федераль-ным законом или международным договором РФ. Тем не менее, правовой статус иностранцев существенно отличается от правового статуса граждан РФ.

Особую актуальность приобретают проблемы, связанные с законода-тельным регулированием процесса привлечения и использования в России иностранной рабочей силы. В общем объеме иммиграционных потоков боль-шой удельный вес занимает миграция иностранной рабочей силы в Российс-кую Федерацию.

К сожалению, в России до сих пор не принят специальный закон в отношении трудящихся-мигрантов. К тому же Российская Федерация не яв-ляется участником Конвенций о трудящихся-мигрантах Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.)

, принятых под эги-дой таких авторитетных международных межправительственных организа-ций, как Организация Объединенных Наций и Международная Организация Труда. Так же назрела необходимость присоединения к ряду конвенций, ус-танавливающих тот минимальный объем прав, который государство должно предоставить иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящи-мся на его территории.

В России одним из важнейших нормативных актов в этой области выс-тупил Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 "О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы" Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. N 1475 настоящий Указ признан утратившим силу с 15 января 2007 г. и принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 6 января 2007г.)

.

Согласно Указу выдача разрешений на привлечение ино-странной ра-бочей силы и контроль за ее использованием осуществлялось Федеральной миграционной службой РФ по предложениям органов исполнительной влас-ти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автоном-ных округов, городов феде-рального значения. Разрешениями устанавливаю-тся квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в це-лом и по группам профессий, нанимаемых работодате-лями для работы.

2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§1. Привлечение, прекращение и использование иностранной рабочей силы Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.)

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдает Феде-ральная ми-грационная служба РФ. С января 1996 г. работодатели, привлека-ющие работников из стран - участников СНГ, обращаются за разрешением непосредственно в территориальные миграционные службы. ФМС РФ осу-ществляет контроль за использованием (реализаци-ей) разрешения. За выдачу разрешения на каждого работника взимается плата - минималь-ный месячной оплаты труда.

Разрешительный порядок не касается иностранцев и лиц без граждан-ства, временно или постоянно проживающих на территории Российской Фе-дерации. Ограничения по трудоустройству относятся лишь к лицам, времен-но пребывающим на территории Российской Федерации, которые могут на-ходиться в России в течение срока выданной им визы либо в случае въезда Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп. от 10 января 2007 г.) Статья 25.8 Порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

в безвизовом режиме - не дольше девяноста суток. Срок пребывания может быть продлен или сокращен в определенных ситуациях решением компетен-тного органа. В случае же заключения таким иностранцем трудового догово-ра или же гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) срок его пребывания продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на один год с момента въезда на территорию Российской Фе-дерации. Причем для такого продления необходимо соответствующее реше-ние территориального органа внутренних дел и отметка в миграционной кар-те.

Федеральный закон Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.)

, как и прежнее законодательство, предусматри-вает разрешительный порядок привлечения и использования иностранных работников в России. Это означает, что, прежде чем на законных основаниях заключить с иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) ра-ботодатель обязан:

- иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
- обеспечить получение иностранным гражданином или лицом без гра-жданства разрешения на работу;

- получить приглашение на въезд в РФ иностранного работника.

Для получения разрешения на привлечение и использование иностра-нных работников работодателю необходимо обратиться в соответствующий орган внутренних дел с заявлением о необходимости использования иност-ранных работников и лиц без гражданства с приложением подтверждающих документов. В качестве документов, подтверждающих необходимость испо-льзования иностранных работников, могут выступать проект трудового дого-вора либо другие документы, подтверждающие предварительную договорен-ность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намере-нии и условиях привлечения иностранных работников, а также копии учре-дительных документов организации и пр. Обязательно требуется представить заключение территориального органа, ведающего вопросами занятости насе-ления, о целесообразности привлечения в данном случае иностранных работ-ников. Такие заключения должны основываться на принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и выдаваться с учетом наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны, в целях предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости граждан РФ.

В разрешении указывается общая численность привлекаемых иност-ранных работников, срок его действия, основания для выдачи. Работодатель может быть без предупреждения лишен пра-ва пользоваться разрешением на привлечение иностранной рабочей силы, если по его вине возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью. При прекращении деяте-льности предприятия или проведения им сокращения чис-ленности или шта-тов разрешение, выданное ФМС РФ, теряет силу независимо от оконча-ния срока, на который оно было выдано.

§2. Применение труда российских граждан

на территории иностранных государств

Процесс внешней трудовой миграции россиян Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г.)

сопряжен с рядом нега-тивных последствий в связи с нерешенностью комплекса организационных, правовых, экономических и иных вопросов. Среди них - усиление оттока за рубеж носителей дефицитных профессий и как следствие - несбалансиро-ванность национального рынка труда, рост масштабов незаконной трудовой миграции, социальная незащищенность россиян, работающих за рубежом, потеря валютных поступлений от российских граждан, работающих за гра-ницей, недоиспользование возможностей внешней трудовой миграции для формирования перспективной профессионально-квалификационной структу-ры занятых в народном хозяйстве и приобретения опыта работы в условиях рыночной экономики.

Применение труда российских граждан на территории иностранных го-су-дарств может иметь место вследствие возникновения трудовых отноше-ний на основании положений либо нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключае-мого с иностранным нанимателем. Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по дого-вору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпри-нимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законода-тельством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм на-шего трудового права.

В соглашениях о международной трудовой миграции, заключенных РФ с другими странами (например, ФРГ, Швейцария, Китай, Польша, Финлян-дия, Словакия) преду-смотрено временное (обычно до одного года) направле-ние граждан РФ на работу или на работу-стажировку в перечисленные страны с установлением ежегодных квот для рос-сийских гостей-рабочих. В каждом соглашении установлены определенные требования к соискателю временной работы (например, профессиональная подготовка, профессио-на-льные навыки, опыт работы по специальности, возраст, состояние здоровья, знание языка и др.). По соглашениям набор на работу, стажировку или обу-чение проводит непо-средственно, бесплатно ФМС РФ.

Негосударственные организации могут осуществлять деятельность, связанную с зарубежной миграцией, только по разрешению (лицензии) ФМС РФ и ее территориальных органов. Посредническая деятельность в области международной трудовой миграции мо-жет осуществляться только российс-кими юридическими лицами при наличии лицензии, контроль за соблюде-нием которой возлагается па ФМС РФ и ее территориальные органы.

Посреднические фирмы, получившие государственные лицензии на трудоустрой-ство за рубежом, обязаны выполнять ряд требований, в частнос-ти, касающихся соблюде-ния прав трудящихся-мигрантов Федеральный закон от 24.04.1995 N 47-ФЗ "О ратификации соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов" (принят ГД ФС РФ 24.03.1995) . Так, регистрация граждан, желающих найти работу за рубежом, а также предоставление им анкет должны осуществляться бесплатно. Взимание платы за трудоустройст-во, включая регистрационный сбор, не допускается. Это же отно-сится к взи-манию любых видов предоплаты за содействие в трудоустройстве. Не допу-с-каются также отчисления от заработной платы трудоустраиваемого в поль-зу фирмы, ока-завшей помощь в трудоустройстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.