Рефераты. Сравнительная характеристика систем наказания в уголовном праве зарубежных стран

Ко второй группе мер исправления и безопасности, то есть мер, не связанных с лишением свободы, относятся:

1. Установление надзора (§ 68--68 g), которое состоит в пере-даче осужденного под надзор соответствующего органа, который обычно находится в компетенции управлений юстиции федераль-ных земель.

Предпосылками установления надзора являются: 1) соверше-ние преступного деяния, за которое закон специально предусмат-ривает установление такого надзора (например, § 181Ь, 256, 262 и др.); 2) за это деяние назначается наказание в виде лишения свобо-ды на срок не менее шести месяцев; 3) существует опасность совер-шения лицом новых преступных деяний. В таких случаях надзор как мера исправления и безопасности устанавливается наряду с наказанием. Надзор может быть также установлен: 1) в слу-чаях отбытия наказания в виде лишения свободы на срок не менее двух лет за совершение умышленного преступления, если наказа-ние отбыто полностью, и 2) при назначении меры исправления и безопасности, связанной с лишением свободы (например, § 67Ь, 67с, 67d).

В период надзора осужденный подчиняется органу надзора, на период надзора суд назначает осужденному помощника. Соот-ветствующий орган и помощник на период испытательного срока выполняют не только надзорные функции по отношению к осуж-денному, но и обязаны наблюдать за ним, оказывая в необходимых случаях помощь по ресоциализации лица, в отношении которого установлен надзор, и заботясь о нем. В период надзора суд может давать осужденному указания, перечень которых четко определен в § 68Ь. В данных указаниях четко определяется запрещаемое и требуемое от лица поведение, например, не покидать места жи-тельства или места пребывания, или конкретный район без разре-шения органа надзора, или являться в определенное время в орган надзора или другое определенное учреждение и т. п. Эти указания могут даваться на весь период надзора или на определенный, более короткий срок.

Надзор длится минимум -- два и максимум -- пять лет. Суд может также снизить максимальный предел срока надзора. Надзор может быть досрочно отменен, если можно ожидать, что в будущем лицо не будет совершать преступных деяний.

2. Лишение водительских прав (§ 69) как мера исправления и безопасности применяется в случаях, если: 1) лицом совершено преступное деяние при или в связи с управлением автотранспорт-ным средством либо при нарушении обязанностей водителя авто-транспортного средства; 2) за это деяние лицо должно быть осуж-дено или не осуждено только потому, что доказана или не исключа-ется его невменяемость; 3) из обстоятельств совершения деяния следует, что лицо неспособно управлять автотранспортным средст-вом. Эта неспособность, по мнению германского законодателя (абз. 2 § 69), всегда имеет место при совершении таких преступных дея-ний, как нарушение правил безопасности дорожного движения (§ 315с), управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (§ 316), при определенных условиях в случае незаконного оставления места дорожно-транспортного происшест-вия (§ 142), если все эти деяния были совершены в состоянии пол-ного опьянения (§ 323 а). В остальных случаях неспособность управ-ления автотранспортным средством устанавливается при изучении конкретных обстоятельств дела и личности совершившего преступ-ное деяние. Водительские права теряют силу с момента вступления приговора в законную силу. По приговору суда одновременно с ли-шением лица водительских прав отбирается выданное германски-ми властями свидетельство на управление автотранспортным сред-ством. Наряду с этим или независимо от этого суд может назначить запрещение на выдачу новых водительских прав на срок от шести месяцев до пяти лет или бессрочно, "если можно ожидать, что ус-тановленный законом максимальный срок недостаточен для устра-нения исходящей от лица опасности" (§ 69 а). Нужно отметить так-же, что существуют два исключения из этого правила: при опреде-ленных условиях из запрещения могут быть исключены отдельные виды автотранспортных средств, и минимальный срок запрещения может составлять один год, если в течение последних трех лет до деяния лицо уже однажды наказывалось. Запрещение начинается с момента вступления приговора в законную силу. В силу обстоя-тельств, указанных в абз. 7 § 69 а, суд может досрочно отменить указанное запрещение.

3. Запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностью (§ 70 -- 70b) как мера исправления и безопасности назначается в случаях, если 1) совершено противоправное деяние, за которое лицо было осуждено или не было осуждено только пото-му, что его невменяемость доказана или не исключается; 2) деяние совершено лицом при злоупотреблении своей профессией (напри-мер, врача или педагога) или ремеслом или при грубом нарушении связанных с ними обязанностей; 3) общая оценка лица и его деяния позволяет установить опасность того, что при дальнейшем занятии данной профессией или ремеслом лицо совершит значительные преступные деяния указанного характера. Суд запрещает занимать-ся определенной профессиональной деятельностью, ремеслом или их видами. Продолжительность данного запрещения может состав-лять один год -- пять лет и определяется в приговоре в каждом конкретном случае. Запрещение заниматься определенной профес-сиональной деятельностью может быть бессрочным, если "можно ожидать, что максимальный установленный законом срок для пре-дотвращения исходящей от лица опасности является недостаточ-ным" (абз. 1 § 70). Запрещение заниматься определенной профес-сиональной деятельностью начинает действовать с момента вступ-ления приговора в законную силу. Особенностью данной меры яв-ляется также и то, что в период запрещения лицо не может заниматься этой деятельностью за другого или осуществлять ее через представителя.

Если лицо, нарушая запрет, все же занимается указанной дея-тельностью, то оно может быть привлечено к уголовной ответствен-ности по § 145с и осуждено к лишению свободы на срок до одного года или к денежному штрафу.

Спецификой таких мер, как помещение лица в психиатриче-скую больницу или лечебное заведение для алкоголиков или нар-команов, лишение водительских и прав и запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностью, является также и то, что они могут быть назначены по особому распоряжению суда, если вследствие невменяемости или недееспособности лица судеб-ный процесс не может быть проведен (§ 71).

Специфичным для германского уголовного права является так-же то, что помимо мер исправления и безопасности, указанных в УК ФРГ, существуют и меры, установленные в дополнительном уголовном праве (Nebenstrafrecht). Например, Закон о защите жи-вотных от 24 июля 1972 г. (§ 20) содержит такую меру, как запрет содержания животных любого или определенного вида. Специфи-ческие меры, применяемые к несовершеннолетним правонаруши-телям, установлены в молодежном уголовном праве (Jugendstraf-recht). К ним можно отнести, например, воспитательные и исправи-тельные меры, предусмотренные Законом об отправлении правосу-дия по делам молодежи в редакции опубликования 11 декабря 1974 г.

Система таких уголовно-правовых мер представляет собой определенные правовые последствия виновно совершенного дея-ния, которые не относятся ни к основным, ни к дополнительным наказаниям, ни к дополнительным последствиям. Согласно п. 8 § 11 к таким мерам относятся помимо названных "любые меры исправ-ления и безопасности, конфискация имущества, изъятие предме-тов преступления, уничтожение орудий преступления и запрещен-ных к обороту вещей".

В развивающихся странах также применяются меры безопасности или “превентивные меры”, заменяя уголовное наказание или в дополнение к нему.

Во многих развивающихся странах действуют нормативные акты о превентивном заключении политических противников государственного режима. Такое заключение в интересах безопасности страны применяется без предъявления обвинения (по решению главы государства или министра внутренних дел) сроком на 1 год (Того), два (Габон). пять лет (Кения) и т.д. Помимо тюремного заключения к политическим противникам в развивающихся странах применяются и иные превентивные меры: запрещение выезда из страны, ограничение передвижения внутри государства, конфискация имущества и т.д.

Совершенно иной характер носят меры безопасности для социальной защиты детей. Например, в Гане такие меры применяют суды для несовершеннолетних, которые не только рассматривают уголовные дела, но и выносят решение об определении судьбы несовершеннолетнего в возрасте до 17 лет. Это происходит в случаях, когда несовершеннолетний является сиротой, его бросили родители и т.д. При установлении таких обстоятельств суд может передать несовершеннолетних под опеку другим лицам, направит их в ремесленную школу и т.д.

Уголовное законодательство ряда развивающихся стран предусматривает различные меры безопасности, которые могут быть применены судом в случае, когда какое - либо лицо совершило уголовно-противоправное деяние. Например, второй раздел первой книги УК Алжира (“Меры безопасности”) предусматривает две категории мер безопасности: личные (помещение в психиатрическую больницу душевнобольных, направление алкоголиков и наркоманов в лечебницы, запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностью, полное или частичное лишение прав) и реальные (специальная конфискация имущества, временное или окончательное закрытие учреждения).

Наиболее суровая из мер безопасности, применяемая на основе УК вместо наказания, - тюремное заключение на длительный срок рецидивистов. Так, согласно УК Ганы, Высший суд может вынести неопределенный приговор ( на срок не менее 10 лет ) в отношении лица, достигшего 20-летнего возраста, совершившего любое преступление , если ранее он был осужден 2 раза и более за преступления, относящиеся к категории фелонии и мисдиминораи если” по причине преступных привычек и склонностей преступника или из-за его общения с другими лицами дурного поведения в интересах защиты общества его надо содержать в заключениив течение длительного срока” (18, С. 76).

Интересной разновидностью мер безопасности, применяемых в дополнение к наказанию, служит запрещение употребления спиртных напитков лицу, совершившему преступление в состоянии опьянения. Так, по УК Ливана, суд может запретить такому лицу на срок от 1 года до 3 лет посещать заведения, где продаются спиртные напитки. Нарушение запрета влечет тюремное заключение на срок до 3-х месяцев.

Заключение.

В странах Западной Европы сейчас вынашивается идея унификации уголовного права стран Европейского Союза. Изложенный в данной работе материал по этому вопросу позволяет сказать следующее. В принципе унификация возможна, но, думается, до определенных пределов. Больше предпосылок для этого имеется у стран континентальной системы права, хотя и там, если иметь в виду институты Общей части, по ряду вопросов есть существенные различия. Сложнее -- с правом Англии: оно не только не кодифицировано, но в значительной степени-- суть право прецедентное. Американский профессор Дж. Флетчер, как бы развивая вышеупомянутую идею, отмечает, что «между различными системами уголовного права на самом деле гораздо больше общего», чем обычно принято считать. Далее он пишет: «Скрытое единство не лежит на поверхности, a находится под глубоким пластом законодательных положений и судебных решений». Но интересно, о каком единстве можно говорить, если оно лежит под глубоким пластом законодательных положений? Единство или сходство должно быть очевидным и находиться именно на уровне законодательства, являющегося основой для дискуссий и соответствующих выводов. По-видимому, предвосхищая вопросы по поводу сказанного Дж. Флетчером, профессор А.В. Наумов пишет: «Никто, конечно, не берется утверждать о возможном создании единого (для всего мира) уголовного кодекса -- это абсурд. Но сближение по ряду принимаемых позиций, по всей вероятности, будет продолжаться». Конечно, о каком-то сближении можно говорить. Быстрее и эффективнее оно будет " осуществляться в рамках континентальной системы права. Но пока в странах англосаксонской системы права многие вопросы продолжают регулироваться прецедентным правом, а статутное право во многих: случаях представляет собой законодательное оформление его весьма архаичных положений, сближение между этими правовыми системами; в обозримом будущем представляется весьма эфемерным. Кроме того, о каком сближении может идти речь, если в самих США имеются 53 уголовно-правовые системы и многие вопросы даже Общей части, регулируются по-разному, а действующее федеральное уголовное законодательство, по точному выражению американских ученых Э. Брауна, Шварца и П. Робинсона, находится в «хаотичном состоянии»: его трудно понимать, трудно применять и трудно объяснить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.