Рефераты. Регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства

.Законодательство о праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в определенной степени повлияло и на вопросы наступления административной ответственности за правонарушения в данной сфере, поскольку нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающие санкции за нарушение паспортных правил были приняты на основе утративших силу Положения о паспортной системе в СССР и постановления Совмина СССР № 678 от 28 августа 1974 года "О некоторых правилах прописки граждан".

§ 2. Ответственность за нарушение правил регистрационного учета.

В современной научно-правовой литературе большое значение придается вопросам ответственности за совершенные гражданами и должностными лицами административные правонарушения. Данные проблемы исследовались в разное время такими видными учеными-административистами, как Д.Н. Бахрах, И.И. Веремеенко, И.А. Галаган, А.П. Коренев, О.М. Якуба и др. Однако вопросам ответственности за нарушения правил паспортно-регистрационной системы в научных работах уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания.

Все имеющиеся по данной теме работы в подавляющем большинстве были изданы в 50-80 годах, представляют, несомненно, определенный научный интерес, однако в изменившихся социально-политических условиях, с принятием нового законодательства, посвященного вопросам свободы передвижения граждан, выбора ими места пребывания и жительства, необходим новый подход к порядку применения взысканий к лицам, совершившим
правонарушения в этой сфере общественных отношений. Законодательство, регулирующее вопросы административной ответственности, в частности Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, нуждается в переработке, что, конечно, не может не сказываться на эффективности правового
воздействия применяемых норм. Все это в полной мере относится и
к правонарушениям, посягающим на установленный порядок управления, и, в частности, статьям кодекса, которые предусматривают административную ответственность за нарушение паспортно-регистрационных правил.

Административная ответственность, являясь одним из видов последней, представляет собой применение административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. В данной связи необходимо уяснить, какие же деяния субъектов административных правоотношений могут способствовать её наступлению. В Кодексе об административных правонарушениях отдельная глава посвящена правонарушениям, посягающим на установленный порядок управления, в статьях содержатся составы нарушения правил паспортно-регистрационной системы. Известно, что любое правоотношение характеризуется наличием у сторон взаимных прав и юридических обязанностей, и паспортно-регистрационная система не является исключением. Наличие в законодательстве, реализующем право человека на свободу передвижения, определенного набора предписаний, обязывающих субъектов правоотношений к определенным действиям (зарегистрировать свое пребывание по месту пребывания либо жительства, получить паспорт и пр.) либо к воздержанию от таковых (проживание без регистрации, незаконное изъятие или прием в залог паспорта и т.д.), обеспечивает выполнение перечисленных выше задач. Гарантией этого в определенной степени являются меры государственного принуждения, заключенные в нормативных актах, и, в частности - в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации., 1993. №32.. Ст. 1227.СЭ., 1997.- №28.- Ст. 3444..

Охраняемые данными нормами правоотношения получили свое закрепление в законодательстве в форме предписаний определенного поведения их субъектов - конкретных правовых норм. Например, ст.З Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" И.И. Веремеенко, Попов Л.Л. Комментарий к статье 178 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях // Комментарий к КоАП РСФСР. - 2-е изд. М.: Проспект. - 1998.- 560 с.

вменяет в обязанность граждан Российской Федерации проходить процедуру регистрации по месту пребывания и месту жительства, пункт 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 обязывает всех граждан Российской Федерации, достигших 14 -летнего возраста иметь паспорт и так далее. Хочется отметить, что до настоящего времени не урегулирован вопрос о возрасте, с которого гражданин становится субъектом отношений в сфере документирования и регистрационного учета, а самое главное, когда должна наступать ответственность за их нарушения. Возраст наступления административной ответственности определен Кодексом РСФСР об административных правонарушениях) и составляет 16 лет. Однако сейчас паспорт гражданин Российской Федерации обязан получить уже в 14 лет. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что недобросовестные граждане, нарушающие паспортные правила, но не достигшие четырнадцатилетнего возраста, не будут нести административную ответственность. Неизвестно, каким образом будет решаться подобный вопрос в будущем, в настоящее время, ученые и многие практические работники склонны полагать, что в данной конкретной ситуации к административной ответственности необходимо привлекать родителей либо заменяющих их лиц. Научно - технический прогресс, распространение средств массовой информации, ускорение физического и умственного созревания, некоторые другие факторы, несомненно, оказывают влияние на становление индивидуального правосознания в более раннем, чем, скажем, 20-30 лет назад возрасте, однако это не означает, что в этой ситуации возможно расширенное толкование нормы права. Установленный законом возраст наступления административной ответственности не может быть изменен никаким нормативным актом, кроме закона, поэтому по нашему мнению, следует согласиться с тем, что субъектами данных правонарушений могут быть вменяемые лица, достигшие 16 - летнего возраста.

Помимо перечисленных, составы ряда правонарушений содержат такие нормы, которые ни в одном действующем законе, помимо кодекса, не приводятся. Это отчасти объясняется тем, что данные составы без изменений сохранились с момента издания кодекса, когда действовавшее законодательство о паспортных правилах позволяло существенно ограничивать права граждан.

Можно высказать сомнение в целесообразности существования статьи КоАП (только в части приема на работу граждан, не имеющих регистрации), поскольку в данной ситуации достаточно велика возможность/ограничения прав граждан на свободный выбор рода деятельности и профессии, что явно противоречит действующей Конституции (ст.37). Однако следует признать, что требования этих статей кодекса обоснованы и в настоящее время, поскольку действия, запрещенные ими, не утратили своей общественной опасности, являются достаточно распространенными.

В современный период перед юридической наукой ставятся новые задачи, в том числе и по совершенствованию законодательства с учетом происходящих перемен.

§3. Основные функции органов внутренних дел по осуществлению паспортно-регистрационного режима.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, функции контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации возложены на органы внутренних дел, представляющие собой в то же время и орган регистрационного учета. Следует заметить, что Закон РСФСР "О милиции " Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. - № 16. - Ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1993.-№ 10.-Ст. 360;№32.-Ст. 1231. изъял из сферы деятельности милиции обязанности по выдаче паспортов, прописке, выписке граждан (ныне регистрационному учету), адресно-справочной работе и т.д. Однако в существующих социально - экономических условиях невозможно обеспечить передачу данных функций в сжатые сроки и с наименьшими потерями в качестве и объеме проводимой работы. В настоящее время только возможности органов внутренних дел позволяют на надлежащем уровне организовать работу по исполнению законодательства о регистрационном учете и документированию населения, поскольку для этого они наделены достаточными властными полномочиями, установленными и обеспеченными законом. С 1993 года паспортная служба милиции преобразована в паспортно-визовую службу органов внутренних дел, на нее возложены обязанности по выдаче паспортов, осуществлению регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории России, выдаче им документов на право проживания, оформлению документов и разрешений на въезд в Российскую Федерацию и выезд за границу, исполнению законодательства по вопросам гражданства. 0 реорганизации подразделений виз, регистрации и паспортной работы милиции в паспортно-визовую службу органов внутренних дел. Постановление Совета министров Российской Федерации -Правительства Российской Федерации от!5 февраля 1993 года с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1082.: См. Собрание актов Президента и Правительства российской Федерации. 1993. № 8. Ст. 659; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 44. - Ст. 4208.

Законодательство Российской Федерации основной целью введения регистрационного учета называет обеспечение необходимых условий для реализации гражданами их прав и свобод. Таково, по мнению И. Б. Кардашевой Кардашева И-Б. Указ соч. - 46 с., и основное предназначение паспортно-визовой службы органов внутренних дел. Соглашаясь с этим, считаем, что данное высказывание не вполне исчерпывающе раскрывает сущность деятельности службы, поскольку не учитывает работу по решению правоохранительных задач, присущих каждому подразделению органов внутренних дел. Паспортно-визовая служба, как одно из таких подразделений, прежде всего, призвана решать задачи, присущие органам внутренних дел в целом с учетом специфики выполняемой работы. Это - обеспечение безопасности личности, защита ее прав, свобод, законных интересов, защита интересов государства и общества от преступных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, оказание содействия в раскрытии и расследовании преступлений и иных правонарушений, розыску лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также осуществление розыска лиц, уклоняющихся от уплаты долга, а также алиментов, оказывать правовую помощь населению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.