. Как представляется, в их числе могут быть:
- уровень профессиональной подготовки сотрудника, знание нормативной базы, регулирующей деятельность ПВС;
- количество преступников и иных правонарушителей выявленных в процессе повседневной деятельности, в том числе и количество реализованной информации, полученной в результате доверительного общения сотрудников с гражданами;
- количество лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение паспортно-регистрационных правил;
- количество лиц, находящихся в розыске по листкам прибытия и т.д.
Особая роль в обеспечении паспортно-регистрационного режима отведена службе участковых инспекторов милиции. Это объясняется широким спектром задач возложенных на нее: "...основные задачи участкового инспектора практически ненамного уже задач, которые возложены на милицию законом "О милиции" (ст.2)" Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Под. ред. проф. Коренева А.П. - М. -1997. - 49 с.
. В исследуемом аспекте участковому присуще выполнение такой задачи, как контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами паспортно-регистрационных правил на обслуживаемом участке, для решения которой участковые инспекторы милиции осуществляют следующие функции:
- планирование и организация мероприятий по обеспечению паспортно-регистрационного режима на обслуживаемой территории;
- анализ структуры и динамики преступности на участке, тенденции ее роста (сокращения), социально экономические, демографические и иные причины, влияющие на ее трансформации, динамику преступности лиц, не имеющих регистрации и зарегистрированных по месту пребывания, в том числе и прибывших из государств СНГ, стран Балтии, своевременное и правильное реагирование на изменения оперативной обстановки;
- контроль за деятельностью жилищно-эксплуатационных учреждений по обеспечению регистрационного учета граждан, проживающих на обслуживаемой территории, а также взаимодействие с представителями домовых и квартальных комитетов, иных общественных формирований с целью получения информации о лицах, нарушающих паспортно-регистрационный режим;
- контроль за лицами, освободившимися из мест лишения свободы;
- проведение совместных мероприятий по проверке паспортно-регистрационного режима совместно с паспортно-визовой, а также иными службами и подразделениями ОВД.
Необходимо отметить, что правильно организованная и отлаженная работа участкового инспектора милиции по всем направлениям его деятельности, тесное взаимодействие с населением обеспечивает решение правоохранительных задач, в том числе и рассматриваемой.
Следующей по значимости для обеспечения паспортно-регистрационного режима является патрульно-постовая служба милиции, функции которой по обеспечению соблюдения гражданами и должностными лицами паспортно-регистрационных правил вытекают из общих функций. Деятельность этой службы, направленная на поддержание правопорядка, обеспечивает возможность решения специальных задач, в том числе и рассматриваемой нами в этом параграфе. С этой целью патрульно-постовой службой милиции органов внутренних дел ведется профилактика и борьба с нарушениями паспортно-регистрационного режима, осуществляемая самостоятельно, а также с участием других служб в ходе целевых мероприятий по выявлению этих нарушений. В ходе выполнения этой деятельности важное значение имеет уважение прав и обеспечение интересов граждан, а также соблюдение законности, в особенности при применении ППСМ административно-предупредительных мер Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М. -1978. - 30, 31 с.; Лунев А.Е. Теоретические вопросы кодификации советского законодательства об административной ответственности. В кн.: Проблемы теории и практики административной ответственности в свете решений XXV съезда КПСС и Конституции СССР. - М. -1979. - 27 с.. Как верно заметил Б.П. Кондратов, "...нарушение законности... означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, свободы передвижения, ущемление законных интересов граждан..." Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно - правовые средства ее обеспечения. -М.-1998.-281 с. Ранее говорилось, что закон обязывает всех граждан Российской Федерации, достигших 14 - летнего возраста и проживающих на территории Российской Федерации иметь паспорт П.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828. - СЗ РФ. - 1997. - № 28. - Ст. 3444.. Однако за исключением времени действия ограничения некоторых прав и свобод в условиях чрезвычайного положения (п. "а", "г" ст. 23 Закона РСФСР О чрезвычайном положении) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1991. - № 22. - Ст. 733. иметь при себе документы, удостоверяющие личность не требуется. Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Утвержден приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 18.01.93 г. № 17. предоставляет право нарядам ППСМ осуществлять проверку документов у граждан и должностных лиц только в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что они совершили преступление или административное правонарушение. Поэтому зачастую требование работника милиции предъявить документы, удостоверяющие личность, граничит с ограничением прав и свобод гражданина. Однако здесь, по нашему мнению, стоит задуматься о критериях подхода к установлению перечисленных оснований, поскольку в некоторых случаях сам паспорт может содержать доказательства совершения преступления либо административного правонарушения (подделка паспорта, проживание без регистрации и т.п.). Как представляется, в данном случае сотрудник органов внутренних дел обязан руководствоваться такими принципами законности, как: верховенство закона, недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Об этом, в частности, говорит Б.П. Кондратов. Указ. соч. - С.282-283.
Эти принципы, а также требования законности, отражающие “...ее направленность, которая обусловлена содержанием правовых норм…” должны определять поведение патрульных и нарядов ППС в конкретной ситуации.
Поскольку последним присущи достаточно широкие права по применению мер административного принуждения, неизбежно будут возникать обстоятельства, при которых законность может вступать в конфликт с целесообразностью или "...оперативной самостоятельностью субъекта административной деятельности..." Так, например, основания доставления гражданина в отдел внутренних дел перечислены в КоАП РФ и, как представляется, не подлежат расширительному толкованию. Однако до сих пор не изжита порочная практика доставления граждан в отделения милиции либо штабы ДНД для составления протоколов об административных правонарушениях, не перечисленных в статье 27.3 кодекса, в том числе и за совершение нарушений паспортно-регистрационных правил. Как правило, находятся доставленные для составления протокола достаточно длительное время, что недопустимо, поскольку существенно ограничивает право гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Представляется, что время нахождения доставленного в любое иное помещение (органа внутренних дел, воинскую часть, орган местного самоуправления и т.п.) также не должно превышать одного часа.
Строгое соблюдение закона , а также реальная оценка сложившейся ситуации и умение находить выход из затруднительного положения должны обеспечить возможность выполнения поставленных перед органами внутренних дел и, в частности, перед ППСМ, задач по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Рациональный подход к использованию возможностей службы и постоянное взаимодействие с ней увеличивают эффективность проведения данных мероприятий, а совершенствование профессиональной подготовки личного состава ППСМ в данном направлении ведет к улучшению работы органов внутренних дел по обеспечению паспортно - регистрационного режима, что обусловлено таким факторами, как большая численность личного состава службы, несение службы в основном в общественных местах и местах большого скопления людей, мобильность и др.
Иные службы и подразделения органов внутренних дел принимают участие в такой работе в той мере, в какой это необходимо для успешного решения как специальных задач, так и задач по обеспечению паспортно-регистрационных правил.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10