Рефераты. Присвоение и растрата: уголовно-правовые,социально-психологические и криминологические аспекты

Статья 55 серьезно изменяет положения ст. 34 прежнего УК: расширяет круг лиц, которые могут быть подвергнуты этому виду наказа-ния, за счет группы контрактников; уменьшает срок лишения свободы, кото-рый может быть заменен содержанием в дисциплинарной воинской части с трех до двух лет, снимает ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее отбывавшим лишение свободы.

Данный вид наказания назначается в случаях, прямо предусмотрен-ных санкциями статей Особенной части настоящего Кодекса, устанавливаю-щих ответственность за преступления против военной службы.

Также содер-жание в дисциплинарной воинской части может быть назначено в случаях возможности замены им предполагаемого лишения свободы осужденному, если характер преступления и личность виновного позволяют это сделать.

Отнесение лиц к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим. Проходящим военную службу по кон-тракту на должностях рядового и сержантского состава, а также определе-ние начального момента и момента прекращения прохождения службы осу-ществляется на основе специального законодательства.

__________________________

1 см. комментарий к ст. 55 Уголовного кодекса.

Понятие и цели наказания,

анализ судебной практики

Наказание есть мера государственного принуждения, назначае-мая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотрен-ных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод это-го лица 1.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупрежде-ния совершения новых преступлений.

Данная статья содержит в себе ряд новых предписаний по сравне-нию с УК РСФСР. Новыми являются понятие наказания и определение его содержания, а также указание на применение наказания в, целях восстановле-ния социальной справедливости. Кроме того, снято упоминание о каре и устра-нена риторика, не отвечающая современным реалиям 2 .

Предписания данной статьи основаны на действующей Конституции РФ. Все правовые нормы о наказании, содержащиеся в настоящем У К, УИК и иных нормативно-правовых актах, должны соответствовать положениям Конституции РФ и данной статьи.

Наказание рассматривается как ответ государства па совершение пре-ступления и регламентируется данной статьей как уголовно-правовой, спе-цифический способ правового реагирования па преступление.

Законодатель отграничивает его от иных мер воздействия, предусмотренных настоящим Кодексом, а именно: принудительных мер воспитательного воздействия, ко-торые применяются к несовершеннолетним, либо в исключительных случаях в ограниченном объеме -- к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет 3, а также от принудительных мер медицинского характера.

____________________________

1 с. 43 Уголовно- исполнительного кодекса

2 см. ст. 20 УК РСФСР.

3 см. комментарий к ст. 90 и 96 Уголовно- исполнительного кодекса

Не являются наказанием и, соответственно, не могут быть применены к лицу со ссылкой на совершение им преступления любые меры, не назначенные судом и не предусмотренные настоящим Кодексом.

Применение к граж-данину квазинаказания, т. е. наказаний, не предусмотренных уголовным законом, противоречит Конституции РФ и настоящему Кодексу.

Своим содержанием предписания данной статьи обращены как к законодателю, так и к правоприменителю. Законодатель обязан при установле-нии ответственности за отдельные преступления исходить из целей наказа-ния, сформулированных в ст. 43 УК, соблюдать порядок его назначения по приговору суда и применения только к лицу, признанному виновным в со-вершении преступления.

Правоприменитель обязан руководствоваться поло-жениями о природе наказания и его целях при назначении и исполнении наказания. Судебные органы несут в пределах своей компетенции ответст-венность за соответствие назначаемого и исполняемого наказания предписа-ниям данной статьи. Учреждения и органы, исполняющие наказание, исхо-дят из того, что наказание, назначенное судом, является справедливым и создаст необходимые условия для реализации, в частности предусмотренных п. 1 ст. 1 УИК таких целей уголовно-исполнительного законодательства РФ, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступ-лений осужденными и иными лицами.

Данная статья наряду с положениями гл. 1 УК указывает на роль наказания как вспомогательного, а не главного средства борьбы с преступно-стью. При всем своем огромном потенциале воздействия на поведение людей наказание рассматривается как последний довод государства. Оно применя-ется соразмерно преступному деянию, когда иные средства воздействия ока-зались либо заведомо могут оказаться неэффективными.

Понятие наказания как меры означает, что каждый вид наказания имеет количественные границы и определенное содержание, т. е. представляет собой потенциально осуществимый способ воздействия на осужденного, строго регламентированный уголовным законом. Никто невправе выходить за пре-делы количественных и качественных характеристик наказания, установлен-ных законом.

Только в рамках наказания как меры суд вправе на основе уго-ловного закона, определяя сроки и режим наказания, установить, в каких количе-ственных, а в. ряде случаев и качественных пределах применяется наказание к конкретному лицу незаконным признается лишение либо ограничение прав и свобод осужденного, не предусмотренных уголовным законом и не входя-щих в уголовное наказание как меры государственного принуждения.

Содержание наказания как способа воздействия на осужденного, закрепленного в уголовном законе и могущего быть примененным судом, конкретизируется уголовно-исполнительным законодательством, которым в соответствии с п. 2 ст. 2 УИК "устанавливаются общие положения и принци-пы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового харак-тера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; поря-док и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств ис-правления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, ис-полняющих наказания; порядок участия органов государственной, власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объе-динений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобожде-ния от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам".

При этом уголовно-исполнительное законодательство не может усили-вать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным за-коном.

Государственный характер меры принуждения означает, что нака-зание может быть назначено только от имени государства, и является публич-но-правовой, государственной оценкой деяния как преступного, а совершив-шего его лица как обязанного претерпеть наказание.

Государство обладает исключительной монополией на назначение уго-ловного наказания. Только оно определяет полномочия в сфере назначения и исполнения наказания, устанавливает основания применения наказания, виды и содержание наказания. Действуя от имени государства, органы и должно-стные лица, полномочия которых установлены Конституцией, несут ответст-венность за соответствие практики назначения и исполнения наказания пред-писаниям Конституции РФ, имеющим высшую юридическую силу. В уста-новленных законом случаях должностные лица также могут нести уголов-ную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за наруше-ние законодательства об уголовном наказании.

Присвоение прав законодательной власти либо попытка подмены суда в области применения наказания является посягательством на правопорядок в Российской Федерации.

Уголовное наказание как мера воздействия на осужденного влечет материальные затраты со стороны государства, требующие значительных бюджетных ассигнований. Законодатель вводит новые виды наказания, а равно расширяет сферу применения наказания только при наличии необхо-димых для этого условий 1.

Принудительный характер наказания как государственной меры оз-начает, что все участники публичного правового оборота обязаны подчинять-ся вступившим в законную силу решениям о наказании, а государство впра-ве применять для их реализации соответствующие меры воздействия, т. с. пре-дусмотренные законом необходимые способы, обеспечивающие подчинение

____________________________

1см. ст. 4 Федерального закона о введении в дейст-вие Уголовного кодекса Российской Федерации относительно введения в действие положений настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ и ареста после вступления в силу УИК по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года

лиц и органов такого рода решениям, включая необходимые меры физиче-ского воздействия.

Принудительный характер наказания также означает обязанность осу-жденного претерпевать лишения и ограничения, связанные с применением к нему наказания.

Наказание может быть назначено только по приговору суда и приме-няется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Содержанием наказания является лишение или ограничение прав и свобод. Любое потенциальное лишение или ограничение прав и свобод лица, отбывающего наказание, или лица, к которому применено наказание, должно иметь правовое обоснование соответствовать закону.

Незаконным является лишение осужденного предусмотренных законом средств поддержания его существования, приводящее к нанесению вреда здоровью, распространению эпидемий, равно как и лишению осужденного государственной защиты от пося-гательств или иных форм негативного воздействия со стороны третьих лиц,

По смыслу данной статьи в содержание наказания, исходя из его государственно-правовой природы и целей, входят различные действия, про-водимые органами, исполняющими наказание, как для защиты тех прав и свобод, которых осужденный не лишался по приговору суда, так и для обес-печения эффективности наказания.

Целями применения наказания являются восстановление социаль-ной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Содержанием целей наказания по данной статье является правомерное поведение граждан и соблюдение установлен-ного правопорядка. Моральное совершенствование личности не провозгла-шается целью наказания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.