Рефераты. Присвоение и растрата: уголовно-правовые,социально-психологические и криминологические аспекты

__________________________________

1 см. ком. к ст. 94 УПК.

305 частью второй, 317, 318 частью второй, 321 частями второй и третьей, 333 частью второй, 334 частью второй, 338, 340 частью второй и 355 Уголовного кодекса Россий-ской федерации, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заклю-чения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обви-няемого -- во всех случая”.

Право давать санкцию на арест принадлежит: Генеральному прокурору СССР, Главному военному прокурору. Прокурору РСФСР, прокурорам автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей, их заместителям, прокурорам автономных округов, районным и город-ским прокурорам, а также военным, транспортным и другим прокурорам, действующим на правах прокуроров областей, районных или городских прокуроров, и заместителям прокуроров, действующих на правах проку-роров областей.

Повторное применение в отношении того же лица и по тому же делу заключения под стражу в качестве меры пресечения после отмены ее постановлением судьи, вынесенным в порядке, предусмотренном статьей 220 настоящего Кодекса, возможно лишь при открытии новых обстоя-тельств, делающих заключение лица под стражу необходимым. Повторное применение заключения под стражу в качестве меры пресечения может быть обжаловано в суд на общих основаниях.

Лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или изменении места содержа-ния его под стражей,

Конституция РФ (ст. 22) закрепила право каждого на свободу и личную неприкосновенность и предусмотрела арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению.

В ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совер-шении преступлений” № 103 от 15.07.95 1 в ст. 5 основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве МП применено заключение под стражу, также является судебное решение.

Однако в п. 6 раздела второго Конституции указано, что до приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями на-стоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стра-жей лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Аналогично решен вопрос и в ФЗ № 103 от 15.07.95 (ст. 52). Следует заметить, что на данном этапе уголовно-процессуальное законодательство ограничило судебный контроль за арестом, проверкой законности и обосно-ванности ареста, санкционированного прокурором.

В соответствии с законом 1 “Арест” -- заключение под стражу в качестве МП, т. е. понятия тождественные.

ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” регулирует общие положения и вопросы порядка исполнения ареста как МП.

Международно-правовая регламентация исполнения заключения под стражу в качестве меры пресечения содержится в материалах сессий ООН, в международно-правовых актах по борьбе с международными преступления-ми, в конвенциях, соглашениях, договорах. В их числе: Всеобщая декларация прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах человека. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких видов обращения

______________________________________

1 Российская газета № 18. 25.05.95. С. 67.

и наказания, Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Кодекс (Поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Типовой договор о выдаче и др.

Для бывших республик СССР характерно заключение многосторонних и двусторонних соглашений на уровне министерств внутренних дел по порядку передачи, перевозки лиц, взятых под стражу.

МВД Азербайджанской Республики, Республик Армения, Беларусь, Гру-зия, Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республик Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан,

Украины, руководствуясь положениями законодательства и международными договора-ми своих государств, основываясь на соглашении о взаимодействии минис-терств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступнос-тью, подписали Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу, 17 февраля 1994 года в г. Ашхабаде.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения допустимо приме-нять для достижения одной или сразу нескольких целей: лишить обвиняемого (подозреваемого) возможности скрыться от расследования или суда, поме-шать ему воспрепятствовать установлению истины по УД, предупредить про-должение им преступной деятельности, обеспечить исполнение приговора.

Избрание заключения под стражу по мотивам одной лишь опасности совершенного преступления преследует эти же цели. Обвинение в преступле-ниях, перечисленных в ч. 2 ст. 96, грозит строгим наказанием, поэтому степень вероятности уклонения обвиняемого (подозреваемого) от расследова-ния и суда велика.

_____________________________

1 п. 16, ст. 34 Уголовно- процессуального кодекса

Перечень преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 96 является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Заключение под стражу возможно лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.

Лишь в исключительных случаях эта МП может быть применена по делам о преступлениях, за которые закон предусматривает наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года.

Закон не дает понятия исключительного случая. Практика показывает, что к исключительным случаям относятся факты ненадлежащего поведения обвиня-емого (подозреваемого), т. е. уклонение от явки по вызову, уничтожение доказательств, подкуп, запугивание свидетелей, потерпевших, продолжение преступной деятельности и др.

Исключительность заключения под стражу подозреваемого включает в себя, во-первых, неотложность его ареста, во-вторых, невозможность оставления на свободе до установления обстоятельств, входящих в содержание обвинения.

О случаях, когда для применения МП в виде заключения под стражу требуется согласие органов власти РФ 1.

Судья Конституционного суда РФ не может быть арестован без согласия Конституционного суда РФ 2.

Закон “О статусе судей в РФ” 3 предусматривает, что при заключении под стражу судьи требуется согласие квалификационной коллегии судей. Арест может санкционировать только Генеральный прокурор РФ или лицо, исполняющее его обязанности.

Судья может быть заключен под стражу и по решению суда, когда суд уже принял УД в отношении судьи к производству, и во время расследования

______________________________

1 см. ком. к ст. 4, 11 Уголовно- процессуального кодекса.

2 ст. 15 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”.

3 ч. 4 ст. 16 Закона о статусе судей

дела по материалам, представленным органом предварительного следствия, прокурором.

Закон не предусматривает, какой суд может принять решение об аресте на этапе ПР. Во всяком случае, не ниже уровня того суда, судья которого привлекается к ответственности. Процессуальный закон дает исчерпывающий и не подлежащий расши-рительному толкованию перечень должностных лиц, которые имеют право дать санкцию на арест.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключе-ния под стражу, и в необходимых случаях лично допросить обвиняемого (подозреваемого), а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемо-го -- во всех случаях.

Отказ прокурора арестовать лицо должен быть мотивированным и пись-менным. Он может быть выражен в виде резолюции на постановлении ЛПД, следователя, прокурора либо в отдельном постановлении.

Копия постановления (определения) о заключении под стражу вручает-ся лицу, в отношении которого оно вынесено; направляется администрации места предварительного заключения; приобщается к надзорному производст-ву прокурора, санкционирующего арест; направляется вышестоящему проку-рору.

Первый экземпляр приобщается к уголовному делу.

Если арестованный является гражданином иностранного государства, копия постановления направляется в МИД РФ.

В случаях наличия у гражданина России двойного гражданства следует уведомлять консульство или посольство соответствующего иностранного госу-дарства.

Выплата пенсии арестованному пенсионеру не приостанавливается. Приостановка выплаты пенсии возможна только по приговору суда 1.

______________________

1 Закон РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”. Ст. 124.

Законность и обоснованность применения ареста может быть обжало-вана в суд лицом, содержащимся под стражей, его защитником или законным представителем 1.

Судебная проверка законности и обоснованности применения заключе-ния под стражу в качестве МП производится судьей по месту содержания лица под стражей 2.

Постановление судьи об освобождении лица из-под стражи, вынесен-ное в результате судебной проверки, подлежит немедленному исполнению.

Прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно содержаще-гося под стражей свыше срока, предусмотренного законом 3.

Закон устанавливает правила повторного применения заключения под стражу в качестве МП в отношении того же лица по тому же делу после отмены ее судьей в порядке, предусмотренном статьей 220 .

Это возможно при открытии новых обстоятельств, делающих заключение лица под стражу необходимым. Их понятия закон не дает. Представляется, что к ним следует отнести факты ненадлежащего поведения обвиняемого (подозре-ваемого), а именно: уклонение от явки в орган расследования, воспрепятствование установлению истины по уголовному делу, продолжение преступной деятель-ности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.