Рефераты. Правовые вопросы создания и ликвидации акционерных обществ

Внесение изменений и дополнений, а тг-сже утверждение устава в новой ре-дакции отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Решения при-нимаются большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев го-лосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, в случае увеличения уставного капитала путем размещения дополнительных акций - большинством голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании. Решение об увеличении уставного капитала путем размещения до-полнительных акций может быть принято также советом директоров (наблю-дательным советом) общества, если это право предусмотрено уставом или де-легировано ему общим собранием акционеров. В этом случае решение должно быть принято членами совета директоров (наблюдательного совета) едино-гласно.

Акционерное общество считается созданным с момента его государствен-ной регистрации. Действующим законодательством предусмотрено, что госу-дарственную регистрацию акционерных обществ осуществляют органы юсти-ции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Осно-ванием для отказа в регистрации может служить лишь нарушение установ-ленного законом порядка создания и несоответствие устава акционерного об-щества действующему законодательству. Отказ в регистрации по мотивам не-целесообразности не допускается.

Для регистрации общества в регистрирующий орган необходимо предста-вить следующие документы:

заявление о регистрации общества, составленное в произвольной форме и
подписанное учредителями (учредителем) общества;

утвержденный учредителями устав общества;

протокол учредительного собрания (решение учредителя о создании об-щества);

документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного ка-питала общества, указанного в решении о создании общества;

свидетельство об уплате государственной пошлины.

При государственной регистрации общества с участием государства или муниципального образования должны быть дополнительно представлены до-кументы, подтверждающие право собственности учредителей на имущество, вносимые в счет оплаты приобретенных ими акций.

Необходимо учитывать, что государственная регистрация изменений и до-полнений в устав общества, устава общества в новой редакции осуществляет-ся в том же порядке, что и государственная регистрация акционерного обще-ства. Изменения и дополнения или устав в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации либо с момента уведомления регистрирующего органа в случаях, установленных Законом об АО (в частности, регистрация изменений и дополнений в устав, связанных с изменением положений относительно филиалов и представительств).

Особый порядок создания и регистрации предусмотрен законодательством для акционерных обществ с иностранным!- инвестициями Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право, 2004, № 10.

.

Антимонопольный закон устанавливает случаи уведомления антимоно-польных органов о создании акционерного общества, если суммарная стои-мость активов превышает сто тысяч минимальных размеров оплаты труда. Информирование должно осуществляться в пятнадцатидневный срок со дня государственной регистрации общества (статья 17 антимонопольного закона).

Согласно банковскому законодательству государственная регистрация бан-ков и других кредитных организаций осуществляется Центральным банком РФ, который также выдает лицензии на ведение банковской деятельности.

Б) Реорганизация акционерного общества.

Реорганизация акционерных обществ осуществляется по тем же правилам, что и других юридических лиц.

Реорганизация общества может быть осуществлена в следующих формах:

слияние;

присоединение;

разделение;

выделение;

преобразование.

Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем пере-дачи ему всех прав и обязанностей двух или более обществ с прекращением последних; схематично это можно представить следующим образом: АО "А" + АО "В" = АО "С".

Присоединение общества - это прекращение одного или нескольких об-ществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу: АО "А" + АО "В"-АО "В".

Разделение общества - это прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам: АО "А" - АО "В" + АО "С".

Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизованного общества без прекращения последнего: АО "А" - АО "А" + АО "В".

Преобразование общества - это смена организационно-правовой формы с одновременным переходом прав и обязанностей: АО "А" - ООО "А".

Выбор того или иного способа реорганизации обусловлен целями, которые желают достичь акционеры (создание общества, не обремененного долгами; разрешение конфликта между участниками; снижение затрат и т.п.) и зависит не только от гражданско-правового регулирования, но и от необходимости учитывать требования налогового законодательства. Указанный в Законе об АО порядок взаимоотношений с кредиторами относится к гражданско-правовым кредиторам и не распространяется на фискальные обязательства.

Налоговый кодекс РФ (статья 50) определяет правопреемство по налоговым обязательствам при реорганизации юридических лиц.

При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части уплаты налогов признается возникшее в результате такого слияния юридиче-ское лицо. При присоединении одного юридического лица к другому юриди-ческому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо. При разделении юридические лица, возникшие в результа-те такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом; если он не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридическо-го лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанно-стей по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юри-дические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов ре-организованного юридического лица. При выделении из состава юридическо-го лица одного или нескольких юридических лиц правопреемство в части ис-полнения обязанности по уплате налогов не возникает.

Если в результате выделения налогоплательщик не может исполнить в пол-

ном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была на-правлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязан-ность по уплате налогов реорганизованного юридического лица. При преобра-зовании юридического лица в другое юридическое лицо правопреемником по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Выделяют два способа реорганизации:

добровольно по решению общего собрания акционеров;

принудительно, в частности, ст. 12 антимонопольного закона дает право
антимонопольным органам давать обязательные предписания хозяйствующим
субъектам об их принудительном разделении или выделении; ст. 17 того же
закона предписывает антимонопольным органам осуществлять контроль за
слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их акти-
вов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оп-
латы труда.

По общему правилу реорганизация осуществляется добровольно в порядке, предусмотренном Законом об АО (ст. 15).

Решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов, при этом вопрос на общее собрание выносится по предложению совета директоров (наблюдательного совета), ес-ли иное не предусмотрено уставом. В голосовании по данному вопросу при-нимают участие владельцы обыкновенных акций, а также владельцы привиле-гированных акций (ст. 32 Закона об АО). Акционеры, голосовавшие против принятия решения о реорганизации или не участвовавшие в голосовании, вправе в соответствии со ст. 75 Закона об АО требовать выкупа принадлежа-щих им акций.

После принятия решения о реорганизации общество не позднее 30 дней обязано в письменной форме уведомить оо этом своих кредиторов. Последние вправе требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещения убытков путем направления письменного уведомления в сле-дующие сроки:

не позднее 30 дней с даты направления кредитору уведомления о реорга-
низации в форме слияния, присоединения или преобразования;

не позднее 60 дней с даты направления кредитору уведомления о реорга-
низации в форме разделения или выделения.

О предстоящей реорганизации акционерное общество обязано сообщить налоговым органам в десятидневный срок с момента принятия решения о ре-организации. Впоследствии к вновь созданным в порядке реорганизации ак-ционерным обществам не может быть применена ответственность за наруше-ние налогового законодательства, если налоговый орган до окончания процесса реорганизации не выявил совершенные реорганизованным обществом пра-вонарушения.

При реорганизации акционерного общества к вновь возникшим юридиче-ским лицам переходят права и обязанности реорганизованного общества в со-ответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении, преобразо-вании) или разделительным балансом (при разделении и выделении).

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества, в том числе оспариваемых, в отношении всех его кредиторов и должников. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника ре-организованного общества, то вновь возникшие юридические лица несут со-лидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами. Передаточный акт и разделительный баланс следует относить к числу первичных бухгалтерских учетных документов, на основа-нии которых ведется бухгалтерский учет. Основой составления этих докумен-тов служат данные бухгалтерского учета реорганизуемого общества (об-ществ), по своим показателям они должны соответствовать балансам ранее действовавших обществ.

Разделительный баланс и передаточный акт относятся к числу документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган, в противном случае данное обстоятельство может служить основанием для отказа в госу-дарственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц), следо-вательно, наравне с уставом общества их можно отнести по правовой природе к учредительным документам общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.