Рефераты. Основы конституционного строя РФ

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем законами и нормами, ко-торым обязаны подчиняться все без исключения государственные орга-ны, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство закона означает утверждение его господ-ства, т. е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты об-щественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нор-мам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправле-ния, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю-дать Конституцию Российской Федерации и законы» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст 15.

Федеративное государство

Территория каждого государства делится на части, которые определяют его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках тер-риториального устройства государства складываются система террито-риальных единиц, на которые делится государство, система государст-венных связей между государством в целом и его территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государ-ства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Такое устройство территории государства принято назы-вать государственным устройством. Можно сказать, что государственное устройство -- это территориальная организация госу-дарства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым ста-тусом.

Федерация -- это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представ-ляет собой сложное государство, в состав которого входят другие госу-дарства.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, прожи-вающих на территории Российской. Федерации. Суверенитет нации оз-начает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внут-ренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное воле-изъявление в избрании формы своей национальной государственности. Так же одна из гарантий государственной целостности РФ - это единство государственной власти. Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Территориальная автономия в Российской Федерации -- это само-стоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компе-тенции, устанавливаемой федеральными органами государственной вла-сти при участии соответствующей автономной единицы.

Равноправие субъектов Российский Федерации во взаимоотноше-ниях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.

Суверенное государство.

Суверенитет государства -- это свойство государства самостоятель-но и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном обще-нии. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С 145.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государствен-ной власти, в ее единстве и независимости. В буквальном смысле слово «суверенитет», происходящее от латинского слова supraneitas (от supra-- выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, т. е. ее верховенство.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она оп-ределяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государ-ственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает само-стоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Защита Российской Федерации и ее суверенитета осуществляется в различных формах: это и в военной -- Вооруженными Сила-ми РФ, они защищают ее государственные интересы и территори-альную целостность; дипломатической -- Президентом и Правительст-вом России, а также защищается государственными органами, которые руководят различными отраслями управления. Одна из важных ролей в охране государст-венного суверенитета возложена на правоохранительные органы. Одно из значимых средств защиты государственного суверенитета Рос-сийской Федерации -- законодательная и другая нормотворческая дея-тельность ее государственных органов.

Республиканская форма правления

Являясь суверенным государством, Российская Федерация само-стоятельно устанавливает форму правления, которая и определяет организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ установлено что «Российская Федерация - есть… правовое государство с республиканской формой правления» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.1.,ст. 1.. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

«Конституция РФ закрепила следующие признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; ориентация государственного строя РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченный срок» Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.152..

В настоящее время в Российской Федерации имеет место, как её иногда называют в юридической литературе «полупрезидентскую» республиканскую форму правления. Это связано с тем, что, во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием(в этом отличие её от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и министры, образующие Правительство, в определённой степени ответственное перед парламентом (в этом отличие от президентской формы). Именно названные выше признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

2. Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации.

1.1 Экономическая основа.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Субъектами таких отношений являются частные субъекты хозяйствования, которые конкурируют между собой. Российская Федерация поддерживает конкуренцию, а также предотвращает монополию и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.1.,ст. 8.

В Российской Федерации действует Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст 499. Этот закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках РФ.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собст-венности осуществляется посредством различных правовых норм, главное место среди которых принадлежит конституционным нор-мам -- основе всего правового регулирования отношений собственно-сти.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых госу-дарством.

Конституция РФ исходит из того, что экономической системе России присущи различные формы собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2.,ст. 8..

Так же в Конституции установлено, что «земля и другие при-родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муници-пальной и иных формах собственности. Они используются и охраняют-ся в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст. 9.

В Конституции предусмотрено что «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользова-ние и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуще-ствляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст. 36.

Конституция РФ установила (ст. 35), что в России «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как едино-лично, так и совместно с другими лицами. Никто не мо-жет быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Прину-дительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценно-го возмещения». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст. 35.

В России отношения собственности, не предусмотренные Консти-туцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами респуб-лик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов феде-рального значения, автономной области и автономных округов, издан-ными в пределах их полномочий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.