Рефераты. Основы конституционного строя РФ

Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданам Российской Федерации, не может быть выдвинута в период избира-тельной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного феде-рального органа, а также в случае, если проведение референдума прихо-дится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

При принятии Конституционным Собранием решения о вынесе-нии на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ, на-значение, подготовка и проведение всенародного голосования осуще-ствляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции РФ.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, -- при условии, что на тер-ритории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не бо-лее 50 тыс. из них;

2) Конституционному Собранию -- в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

3) федеральным органам государственной власти -- в случаях, пре-дусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться респуб-ликанские (республик в составе Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, регио-на и т. д.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или орга-нах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуще-ствлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выра-женными на выборах Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.113..

Главное в выборах -- то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти и осуществляют прямое волеизъявление, выдвигают из своей сре-ды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам кон-кретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избира-тельное право -- это право гражданина, а не просто человека.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправле-ния, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2). Одним из основополагающих принципов демократической органи-зации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обес-печения свободного развития человека является принцип разделения вла-стей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сфор-мулирована английским философом Д. Локком (1631--1704) и фран-цузским просветителем Ш. Монтескье (1689--1755). Её смысл заключается в том, что для обеспечения свободы граждан различные функ-ции государственной власти -- законодательная, исполнительная и судебная -- должны осуществляться различными органами, незави-симыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недоста-точно одного лишь распределения власти между несколькими органа-ми. Нужно, чтобы они находились во взаимном равнове-сии и ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа.

В результате различные власти не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятель-ность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то «силою вещей, -- считал Ш. Монтескье, -- власти будут принуждены действовать и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом». Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обес-печивающее свободу.

Теория разделения властей привилась конституциями многих стран, хотя формы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно в своей изначальной трактовке тео-рия разделения властей реализована в Конституции США 1787 г., в ко-торой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и бри-танских конституционных идей начала XVIII в.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на законодатель-ную, исполнительную и судебную объявлялось «важнейшим принци-пом функционирования РСФСР как правового государства». В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из не-зыблемых основ конституционного строя России.

Разделение властей -- один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на за-конодательную, исполнительную и судебную, органы которых само-стоятельны. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст. 10. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установ-ленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при ко-тором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаи-мосотрудничества. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С 115.

3). Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип плюрализма представляет собой совокупность социальных объединенных групп людей, образуемых по различным основаниям - возраст, профессия, место жительства, круг интересов. Каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют государственную политику в рамках Конституции. А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев «Теория государства и права » М.,2005. С 44.

Политический плюрализм способствует повышению эффективно-сти народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппози-цию, создает условия для преодоления апатии народа порожденных годами тоталитаризма.

Одно из наиболее важных мест в основе полити-ческого плюрализма занимают политические партии, Партии являются важнейшим эле-ментом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государ-ственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии регулируются Феде-ральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изме-нениями и дополнениями).

Согласно этому Закону «политическая партия -- это общест-венное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Феде-рации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления инте-ресов граждан в органах государственной власти и органах местного само-управления» СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

4). Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней мест-ного самоуправления. «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст.12.

Местное самоуправление связано с демократией, так как в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на весь народ, но и на другие сообщества граждан.

«В современных условиях в РФ по местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел». Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С. 118

Человек, его права и свободы как высшая ценность.

Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы, как высшую ценность. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст.2.

Установленные Конституцией положения, свя-занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Следовательно, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Феде-рации, образующей основу не только конституционно организованно-го общества, но и правовой защиты этого общества от по-пыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования инди-видуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценно-стью должен оказывать определяющее влияние не только на содержа-ние основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю дея-тельность демократического государства, на его компетенцию и потен-циальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.

Правовое государство

В соответствии с Конституцией Российская Федерация явля-ется правовым государством. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст.1.

Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество. Философская основа теории правового государства была сформулирована немецким философом И. Кантом (1724-1804).

«Сущность идеи правового государства -- его последовательный демо-кратизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, под-чинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и инсти-тутов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной вла-стью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства -- связанность государства пра-вом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государ-ства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов». Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.122.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.