Рефераты. Основы конституционного строя РФ

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 де-кабря того же года.

II. Основы конституционного строя Российской федерации.

1. Политические основы конституционного строя РФ:

Демократическое государство.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация, «демократическое государство» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. Ст. 1. Демократизм находит выражение, прежде всего:

1. в народовластии;

2. в разделении властей на законодательную, волнительную и судебную;

3. в политическом многообразии;

4. в местном самоуправлении.

1) В Конституции РФ указывается, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. Ст. 3. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, иначе говоря, демократическим государством (греч. Demokratia.буквально - народовластие, от demos - народ и kratos - власть). С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной совокупности людей к государству.

Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему начальному положению к трудящимся, тем не менее, объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.101

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - это определенная совокупность средств организации социального пространства. Социальное пространство существует везде, где есть совместная деятельность; оно - необходимый атрибут общественный отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных сил в совместное действие. Власть -- явление социальное.

Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

Государственную власть характеризует суверенитет государства, ко-торый проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым, государственным аппаратом. Он представ-ляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат включает в себя все государственные органы, а также армию, разведку, при-нудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуж-дения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения.

Государственная власть -- не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государ-ственной власти.

Признание народа верховным носителем всей власти является вы-ражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует ис-ключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта -- народ.

Конституция РФ закрепляет многонациональность на-рода России на всю власть, его полновластие. Это означает, что россий-ский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не мо-жет претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. За-хват власти или присвоение властных полномочий преследуются по фе-деральному закону». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.4 ст. 3

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти на-роду, а также свободное осуществление народом этой власти в полном со-ответствии с его суверенной волей и интересами.

Народовластие как форма государства и способ правления пре-вращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представ-ление о народе как исходном и конечном пункте демократической ле-гитимации является базовым в понимании демократии. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С. 102

«Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непо-средственно, так и через органы государственной власти и органы мест-ного самоуправления». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2 ст. 3 В зависимости от формы волеизъявления народа различаются пред-ставительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия -- осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают ре-шения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, на-селение, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство -- важнейшее средство, обеспечиваю-щее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного само-управления.

Непосредственная демократия -- форма непосредственного воле-изъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непо-средственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.3 ст. 3.

Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» референдум -- это все-народное голосование граждан России по вопросам государственного значения.

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тай-ном голосовании.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в рефе-рендуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхож-дения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на рав-ных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным чис-лом голосов.

Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (выне-сенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непо-средственно.

Участие гражданина Российской Федерации в референдуме являет-ся свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие. На гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в рефе-рендуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подго-товке и проведении референдума, а также препятствовать его свободно-му волеизъявлению. №5-ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» ст. 2

Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнан-ные права и свободы человека и гражданина, конституционные гаран-тии реализации таких прав и свобод. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий приня-того на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтер-нативные, вопросы.

Принятие федеральным органом государственной власти, иным го-сударственным органом решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятст-вующим проведению референдума по данному вопросу.

Принятие федеральным органом государственной власти, иным го-сударственным органом решения по существу вопроса, который в соот-ветствии с международным договором Российской Федерации подле-жит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые пре-дусмотрены Конституцией РФ, международным договором Россий-ской Федерации, является обязательным.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Россий-ской Федерации» (ст. 7) предусматривает ряд обстоятельств, исключаю-щих назначение и проведение референдума.

Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных феде-ральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум не назначается, а проведение назначенного референ-дума откладывается в случае введения в отдельных местностях Россий-ской Федерации военного или чрезвычайного положения при обстоя-тельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном Федеральным конституционным законом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, -- при условии, что на тер-ритории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не бо-лее 50 тыс. из них;

2) Конституционному Собранию -- в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

3) федеральным органам государственной власти -- в случаях, пре-дусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.