Рефераты. Лизинг: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ

Лизинг обеспечивает получение оборудования без его полной оплаты, позволяет организовать новое производство без привлечения крупных финансовых ресурсов со стороны пользователя. Этими факторами объясняется рост интереса к лизинговым операциям в сфере банковских услуг. Динамику изменения можно проследить на следующей схеме:

Банковские услуги

1994 г.

1995 г.

Лизинговые операции

7

36

Ипотечное кредитование

17

39

Валютное обслуживание

9

8.5

Депозитное обслуживание

15

7

Можно сделать вывод, что интересы коммерческих организаций смещаются от чисто спекулятивного бизнеса в сторону реального сектора экономики.

Возвратность лизинговых платежей составляет 80 процентов. Газман В. Лизинг в малом предпринимательстве, организационно-правовое обеспечение// Хозяйство и право. -1998. -№7, с. 107. Для любой чисто коммерческой компании это низкий уровень. В то же время, учитывая десятилетиями складывавшуюся практику финансирования сельского хозяйства с ежегодным списанием долгов и продолжающуюся дешёвую кредитную поддержку агропромышленного комплекса, этот уровень возвратности лизинговых платежей можно оценить как оптимистичный.

В министерстве сельского хозяйства существует мнение что, схема, по которой работал Росагроснаб, была непрозрачной. Деньги, которые получал Росагроснаб из бюджета на организацию поставок сельхозтехники в лизинг, обратно государству не возвращались. Росагроснаб заключал договор с каким-либо хозяйством, получал по каждой сделке комиссионные (до 12% от стоимости объекта лизинга) и должен был следить, чтобы хозяйства через 3-5 лет вернули положенную сумму.

Однако, средства агрохозяйства зачастую не возвращали. Притом вычислить сумму не возврата сложно: получаемые от лизингополучателей средства оборачивались в Росагроснабе, не проходя через бюджет. У Росагроснаба, тем не менее, есть шанс продолжить свою монопольную лизинговую деятельность на сельхозрынке. Постановление правительства, по которому Росагроснаб определен как госагент по сельскохозяйственным лизинговым операциям, никто не отменял. А заявок на участие в конкурсе в Минсельхоз еще не поступало, и лизинговые компании не спешат их подавать. Полякова Ю. О лизинге сельхозтехники в РФ.// Ведомости. 15 февраля 2001 г.

В ряде регионов России (Москве, Нижнем Новгороде, Белгороде, Воронеже, Орле, Владимире, Краснодаре) создаются специализированные региональные лизинговые компании.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства участвует в формировании уставных капиталов этих компаний, выдаче кредитов. В 1997 году на лизинг в рамках федеральной программы было выделено 25 млрд. руб. Однако этих средств недостаточно для развития лизинга. Поэтому ФФПМП и Дрезднер Банк заключили соглашение, по которому предоставляется связанный кредит на пять лет--250 млн. марок. Процентная ставка с учётом всех затрат на обслуживание кредита--8,5 процента в год Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика.- М.: ИНФРА-М, 1998. с. 140.. Эти средства будут направлены на кредитование малых предприятий под поставку немецкого оборудования для переработки сельхозпродукции, создания стоматологических клиник.

По мнению Е. Кабатовой, в России лизинговые операции получат наибольшее развитие в составе финансово-промышленных групп.Там же. Стимулом к этому будет выступать задача по повышению эффективности производства структурных подразделений ФПГ.

Так, нефтяная корпорация “ЛУКойл” учредила лизинговую компанию “ЛК-Лизинг”, которая взяла на себя поставки оборудования для всех дочерних структур холдинга. Переход к лизингу руководство объединения объясняет серьёзными налоговыми льготами при таком методе поставок оборудования.

Помимо кредитования лизинговые операции предусматривают страхование лизингополучателем имущественных рисков, сохранности оборудования в процессе его доставки и пусконаладочных работ. Ряд российских страховых компаний подготовил соответствующие схемы. Росгосстрах разработал систему страхования платежей по лизинговым операциям.

§ 2. Правовые основы лизинга в РФ.

До относительно недавнего времени в Российской Федерации лизинговые отношения регулировались общими нормами гражданского законодательства. Гражданским кодексом РСФСР регулировались условия о сроке действия договора имущественного найма (срок ограничивался десятью, пятью либо одним годом в зависимости от субъектов и объекта лизинга) распределения прав и обязанностей сторон по эксплуатации имущества и др. Позднее о значении финансовой аренды в рыночной экономике было сказано в Указе Президента от 17 сентября 1994 г. № 1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”. "Российская газета", N 180, 21.09.94 Развитие финансовой аренды предусматривалось в Постановлении Правительства РФ от 29 июня 1995 г. “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”. " Российская газета " N 135, 14.07.95 Данным актом было утверждено Временное положение о лизинге. К этому времени определённый опыт создания государственных лизинговых компаний уже был. Созданная Правительством РФ компания “Росагроснаб” должна была поддерживать бюджетными средствами отечественных производителей сельскохозяйственной техники и крестьян.

Как показывает международный опыт (на примере ФРГ и Австрии), жесткой взаимосвязи между наличием специфического законодательства и объёмами лизинговых операций нет. Представители одних российских лизинговых фирм весьма скептически относятся к усилиям Правительства создать лизинговое право. Например, есть мнение, что уже существующего законодательства (при некоторой его корректировке) вполне достаточно для функционирования лизинговых компаний, и никаких дополнительных законов не нужно вовсе. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. - М.: Закон и право, Юнити -Дана, 1999.-стр. 239.

До принятия федерального закона основным документом для развития лизинга в России можно было считать постановление Правительства России от 29 июня 1995 г. за № 633. В нем была сформулирована программа действий Правительства и федеральных органов по формированию правового и экономического обеспечения лизингового бизнеса и утверждено Временное положение о лизинге.

В этом нормативном документе приведены основные понятия, характеризующие лизинговую деятельность. Дано определение лизинга, определены субъекты и объекты лизинговой сделки. Определено, какие организационно-правовые формы может иметь лизинговая компания, и кто может быть ее учредителем. Экономическая часть Временного положения о лизинге определят порядок расчета общей суммы лизинговых платежей за весь период договора. Так же определено, что должен включать договор лизинга, чтобы быть таковым.

Согласно Временному положению лизинг--это вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлечённых финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество и предоставить это имущество арендатору за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Предметом договора финансовой аренды (лизинга) в соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса РФ являются возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности отношения по сдаче за плату во временное владение и пользование одним лицом (арендодателем или лизингодателем) другому лицу (арендатору или лизингополучателю) имущества, которое специально приобретается по прямому заказу последнего у приобретаемого им продавца. При этом существенными отличительными признаками договора финансовой аренды являются следующие моменты:

Объект договора (имущества) должен использоваться в предпринимательских целях;

Первоначально арендодатель не является собственником или титульным владельцем имущества, которое подлежит передаче в аренду; более того на него возлагается обязанность приобрести в собственность это имущество, принадлежащее другому лицу;

Имущество приобретается лизингодателем специально для передачи в лизинг;

Арендатор указывает лизингодателю, какое именно имущество и у какого продавца следует приобрести, т.е. арендатору выступает в активной роли, обычно не свойственной арендным отношениям;

Арендатор сам принимает имущество у продавца, минуя арендодателя;

Арендодатель не несёт отвественности за недостатки приобретённого и переданного в аренду имущества;

Имущество передаётся арендатору во временное владение и пользование;

Во Временном положении даны определения “лизингодателя”, “лизингополучателя” и “поставщика лизингового имущества”.

Кроме этого в 1995 г. появились постановления о бухгалтерском учете лизинговых операций, о составе затрат, относимых на себестоимость.

Более подробно историю развития законодательной базы по лизингу можно проследить в Приложение 2. “Развитие лизингового законодательства в России.” В нем приведен перечень всех законодательных актов (и основные пункты их содержания) касающиеся лизиговых отношений как до появления 633 постановления, так и после.

В связи с принятием Федерального закона “О лизинге” Указ Президента № 1929 и Постановление Правительства № 633 были признаны утратившими силу. Данный закон определил основные правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

Согласно федеральному закону лизинг--это вид инвестиционной деятельности, которая заключается в приобретении имущества и передаче его на основании договора лизинга определённым субъектам за плату во владение и пользование на какой-то срок правом последующего выкупа имущества этими субъектами.

Имущество, которое может быть предметом лизинга должно отвечать двум обязательным требованиям закона: 1) приобретаемые вещи должны быть непотребляемыми и 2) данное имущество приобретается исключительно для предпринимательской деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.