Рефераты. Конституционное право

Конституционные обычаи - сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Они имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (например, порядок формирования правительства).

Доктринальные источники - мнения выдающихся ученых по вопросам конституционного права. К ним обращаются суды, Парламент при пробелах в праве.

По Конституции Великобритания - парламентская монархия, унитарное государство с автономными единицами (Сев. Ирландия, Шотландия и Уэльс). Существует 2-х партийная система, демократический режим.

Изменение конституции - особых требований к порядку изменения законов нет. Их роль, влияние, сила измеряются только их авторитетом. Института Конституционного контроля нет. Конституция гибкая, что позволяет постоянно и легко приспосабливать ее к изменяющимся условиям.

Парламент - триединое учреждение: монарх (санкционирует закон, вето традиционно не используется, без разрешения не может присутствовать на заседаниях, все акты контрассигнуются Премьером), Палата лордов (только редкие возражения против законов), Палата общин (фактический законодатель, вето палаты лордов преодолевается простым большинством голосов, но лишь на сессии следующего года).

Палата общин (659 чел.) избирается на 5 лет без права отзыва одномандатно (по численности населения в округе), можно - по почте и по доверенности.

Исключение - члены Палаты лордов, священники, злостные банкроты, осужденные. Необходимого кворума на выборах нет.

Ограниченный иммунитет: только на сессию +/- 40 дней.

Ограниченный индемнитет: не распространяется на клевету, мятежные речи, оскорбление монарха и др. властных лиц (наказание - приостановление мандата).

Кворум для принятия решений - 40 чел.

Заседания - полная рабочая неделя.

Палата лордов (около 1200 пэров - по наследственному признаку (бароны и выше) + титулованные за заслуги) + 11 пожизненных судей + епископы). Место пэра можно продать, но покупатель не вправе заседать в Палате лордов. Фракции запрещены. Апелляционный Комитет Палаты лордов - высшая судебная инстанция.

Председательствует лорд-канцлер, назначаемый Премьером (формально-монархом).

Кворум - 3 чел. Законопроекты обсуждаются только 1 день в неделю.

Законопроекты - в Палату общин: от имени монарха проекты вносят министры, они же обычно вносят все общие проекты, а частные (персонального характера) поступают в виде петиций. 95% проектов - по инициативе Правительства. Спикер может ставить на голосование один из вариантов поправок комитетов по законопроектам по своему усмотрению, ограничивать время прений. Принятие решения - большинством общего числа членов Палаты общин.

Палата лордов имеет право вето (возврат в Палату общин), преодолеваемое большинством Палаты общин, но только на сессии следующего года. Денежные проекты обязательно принимаются Палатой лордов в течение месяца (иначе - авто-согласие).

30. Великобритания: политико-территориальное устройство, организация власти на местах

Региональное и местное самоуправление и управление

Великобритания -- сложное унитарное государство с автономией и с особенностями управления в некоторых историко-географических единицах.

С точки зрения особенностей самоуправления и управления в состав Великобритании входят несколько частей: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия и несколько мелких островов. Кроме того, Великобритания имеет колониальные владения: это остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар.

Англия особых органов управления не имеет, ею управляют общегосударственные органы. Шотландия и Уэльс юридически пользуются административной автономией своеобразного характера, но на деле управление ими осуществляется из центра -- министрами по делам Шотландии и Уэльса, на местах -- в главных городах Шотландии (Эдинбурге) и Уэльса (Кардиффе) -- существуют ведомства этих министров.

Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией, но с 1972 г. местный парламент не действует, осуществляется прямое правление из Лондона (через министра по делам Северной Ирландии).

Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 -- в Англии, 8 -- в Уэльсе), а графства -- на округа (их всего 339). Шотландия разделена сначала на регионы (области), их 9, а затем на округа (53). Северная Ирландия делится непосредственно на округа (26). После реорганизации управления Большим Лондоном (с прилегающими окрестностями) на этих территориях также созданы округа. Округа (не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины -- низовое звено административно-территориального деления.

Во всех административно-территориальных единицах избираются советы сроком на 4 года. Лишь в малых приходах (с населением менее 150 человек) решения принимаются на общих собраниях жителей -- лиц, обладающих избирательным правом.

Состав советов обновляется ежегодно на треть, председатель совета (в городах он называется мэр) и вице-председатель переизбираются ежегодно.

Исполнительного органа общей компетенции (исполкома) у советов нет, из состава совета образуются спец. комиссии. Комиссии ведают различными сферами местной жизни (дороги, рынки, противопожарная служба и др.) и нанимают для этого муниципальных чиновников, утверждаемых советом на пленарных заседаниях. В приходах избираются на один год председатель совета или председатель приходского собрания. В крупных приходах есть комиссии.

Назначенных на места чиновников для контроля за местными органами самоуправления в Великобритании нет, но контроль центра, естественно, существует. Во-первых, наряду с законами министры издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб (например, министр внутренних дел по вопросам муниципальной полиции). Во-вторых, существует институт адоптивных законов: типовые инструкции министерств, которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собственных регламентов

контроль осуществляется в форме министерского инспектирования, правом на которое наделены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуправлением (образование, дороги, полиция и т.д.).

Существует финансовый контроль: проверяется правильное использование дотаций, выделяемых центром. Кроме того, в каждом графстве, округе действует аудитор. Его кандидатура выдвигается советом и утверждается министром по охране окружающей среды.

31. Испания: форма правления. Глава государства и правительство

После свержения монархии в 1931 г. и крупных исторических потрясений ( революция 1931 г., республика 1931-36 гг., гр. войны 1936-39 гг., 36-летней фашистской авторитарной диктатуры Франко) Конституция Испании 1978 г. вернула стране традиционную форму правления - монархической, в виде конституционной монархии, основанной на принципе разделения властей. Высшими органами гос. власти в Испании наряду с королём стали генеральные Кортесы и Правительство

Глава государства. Главой государства является король Испании, которого К определяет как символ единства и преемственности, арбитр и примиритель в повседневной деятельности гос органов. Монарх в соответствии с К осуществляет верховное представительство гос в международных отношениях. Он подписывает международные договоры, назначает послов. В области законотворчества монарх подписывает законы и в необходимых случаях объявляет референдум. В 3 в отношениях с парламентом - монарх может распустить весь парламент либо 1 из его частей. Он объявляет выборы. Вносит в нижнюю палату на рассмотрение кандидатуры премьер министра, назначает и снимает его с должности. По предоставлению премьера назначает других министров, может председательствовать на заседании правительства, когда сочтёт это необходимым. За монархом в Испании остаётся право объявлять войну и закреплять мир.

Все акты монарха подлежать обязательной контрассигнации премьера за исключением 3:

1) акты о внесении кандидатуры премьера

2) назначение премьера

3) роспуск парламента или его палат

Правительство. Осуществляет руководство внутренней и внешней политики, защиты гос, управление гражданскими делами и военными делами.

Правительство состоит из совета министров. Состоит из председателя, его заместителем и министров. Статус парламентария совместим с членством в правительстве. Палата должна принять решение о назначения премьер министра абсолютным большинством голосов. При этом кандидатом на должность должен огласить свою полит программу и примерный состав правительства. Если абсолютного большинство в конгрессе депутатов не набрано то в течении 48 часов должно пройти повторное голосование по той же сфере. Если после 2 голосование большинство не набрано, то король вносит новую кандидатуру. После чего вся процедура повторяется. Если в течении 2 месяцев премьер министр не будет избран, то король распускает премьер министров и депутатов. Полномочия премьера:

1) представляет правительство в стране и за рубежом.

2) определяет полит программу правительства

3) после обсуждения в правительстве премьер предлагает королю распустить конгресс депутатов, или весь парламент

4) контрассигнует акты короля

5) принимает необходимые меры для обеспечения безопасности гос-ва

Правительство в Испании формируется каждый раз после формирования новой нижней палаты парламента. Когда нижняя палат объявляет вотум недоверия или отказывает недоверие правительству, или в случае смерти или отставки премьера. В случае формирования нового конгресса депутатов, правительству запрещается принимать какие-то кардинальные решения, только текущие дела можно решать.

32. Испания: характеристика источников конституционного права. Законодательная власть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.