Рефераты. Конституционное право

15. Референдум: значение, основание и порядок проведения

Референдум (от латинского -- «должное быть сообщенным») -- это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее обще государственное или местное значение. Это решение имеет силу закона а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом).

Плебисцит -- это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности. Выборы президента, особенно если избирателям предлагается одна кандидатура, в развивающихся странах называют и референдумом (Египет), и плебисцитом (Пакистан).

Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей, а в условиях авторитарных режимов -- в обстановке насилия и угроз. Проведение референдума требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий. Референдум по такому сложному вопросу, как принятие конституции, проводимый без предварительного обсуждения населением, в парламенте или в иных органах, образованных из представителей различных групп населения, давал иногда отрицательные результаты: на референдуме одобрялись реакционные конституции. Референдум использовался правящей верхушкой в фашистской Германии для одобрения территориальных захватов.

16. Понятие избирательного права. Принципы избирательного права

Избирательное право: понятие и принципы.

В современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов. Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельностью законодательных и исполнительных органов власти, органов МСУ, должностными лицами (получающими свой пост в результате выборов).

ИП ЗС - это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан; основной институт КПЗС, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок участия в выборах и способ формирования органов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанных действительными, а также не действительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.

ИП: активное (личное и непосредственное участие в выборах или референдуме) и пассивное (участие в выборах в качестве кандидата и право быть избранным).

Основные принципы: всеобщность, равенство, прямое и тайное голосование. Обычно декларируются в КЗС.

Всеобщность - избирательный корпус, обладающий правом голоса (не лишенных его по тем или иным причинам). Цензовые ограничения (возраст, ценз грамотности, имущественный ценз (практически не применяется), ценз оседлости, моральный ценз, отстранение от участия в выборах женщин, военнослужащих, служителей церкви. Равенство - один избиратель, один голос Прямые (наиболее распространенное и демократичное - непосредственно за кандидата) или косвенные (обычно двухступенчатые: избиратели - выборщики (специальные органы) - голосование за кандидатов; выборы президента в США (51 избирательная компания)). Неявка избирателей - абсентеизм, вызвана безразличием и политической апатией, отсутствием веры в возможные результаты выборов. Введение в законодательном порядке обязательного голосования (Австралия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Италия, латиноамериканские страны).

17. Понятие избирательной системы. Избирательные системы в зарубежных странах

Избирательные системы (мажоритарная и пропорциональная).

Избирательная система - совокупность приемов и способов позволяющих определить итоги голосования и включает в себя подсчет поданных и признанных действительными бюллетеней и определение победителей выборов. Осуществляется избирательными комиссиями, бюро, счетчиками. Закон, как правило, запрещает задерживать или откладывать подсчет результатов выборов.

Мажоритарная предполагает следующее подведение итогов - для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей данного ИО или страны в целом. В одномандатных округах: голосование за конкретного кандидата, как правило, представителя определенной партии. Многомандатные округа: партия выставляет партийный список, избиратель голосует за партийные списки в целом, партия победившая забирает все мандаты по данному округу. Мажоритарная система не может адекватно отразить реальную расстановку политических сил на выборах. Абсолютное (50% + 1 голос; малоэффективна, часто требуются повторные выборы) и относительное (США, Великобритания, Канада, Индия - победителю необходимо получить больше голосов, чем у других кандидатов, а на сколько больше - неважно; хорошо работает когда баллотируются 2 кандидата, если 1 - объявляется победителем без выборов) большинство. Редко встречается мажоритарная система квалифицированного большинства.

Пропорциональная ИС - избиратель голосует за избирательное объединение (за партийные списки), более точно отражает реальную расстановку политических сил. Подсчет голосов: общее количество проголосовавших делится на число мест в парламенте (избирательная квота); получают так называемое «избирательное частное»; количество проголосовавших за каждое ИО делят на ИЧ - полученная цифра число мест в парламенте; нераспределенные мандаты получают те, у кого больше дробный показатель. Иногда отсеивают партии, набравшие менее 5% голосов избирателей - страны с большим количеством партий (РФ). Особая разновидность ПС - система голосования по преференциям (избиратель внутри списка распределяет кандидатов в порядке - 1, 2, 3 и т.д.). Панаширование - голосование за кандидатов из разных списков (Швейцария), сильно искажает пропорциональную систему, используется людьми безразличных к политике и ориентирующихся на личные качества кандидатов.

18. Парламент в зарубежных странах: понятие, социальная функция и полномочия

Парламент - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. "П." как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки П. называется конгрессом, в РФ - Федеральным Собранием - Парламентом Российской Федерации, в Литве и Латвии - сеймом и т.д..

Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем нации (народа), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.

Парламент избирает, назначает, образует другие органы государственной власти, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент). Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Можно выделить ряд других не мене важных компетенций парламента:

финансовая -это утверждение росписи доходов и расходов государства (государственный бюджет), а также установление налогов;

ратификация и денонсация международных договоров;

назначение референдумов;

контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц, следственные полномочия, контроль парламента может иметь политический характер (например выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий);

полномочия в области обороны и безопасности, к ним в первую очередь относится, прежде всего, право объявлять войну и чрезвычайное положение.

19. Парламент в зарубежных странах: однопалатные и двухпалатные системы, организация палат. Роспуск парламента

Различаются однопалатная и двухпалатная структура П.

Двухпалатная система - система организации законодательной власти, при которой законодат. собрание (парламент) образуется из двух коллегиальных органов - палат (обычно - верхней и нижней, реже - равноправных).

Д.с. существует в настоящее время как в федеративных, так и в унитарных государствах. В соответствии с общепринятой в мире практикой нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется различными способами - путем непрямых выборов (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Австралия, Япония). В некоторых странах верхняя палата формируется частично по наследственному признаку (Великобритания), либо члены их назначаются главой государства (Канада). В ряде случаев верхние палаты формируются смешанным путем: часть их членов избирается, часть назначается, остальные занимают место по наследственному принципу (Непал). В некоторых странах для верхней палаты, в отличие от нижней, не установлен срок полномочий, их состав обновляется по частям (в России, США, Аргентине, Франции и др.), что дает верхней палате существенные организационные преимущества, обеспечивает непрерывность законодательной власти. Частично обновляемые верхние палаты не подлежат роспуску. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как пр., более строгие требования (более высокий возрастной ценз и др.). В большинстве современных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних палат (напр., во многих странах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты, а верхние палаты не могут оказывать к.-л. влияния на их принятие). В парламентах, где палаты неравноправны, устанавливаются определенные процедуры преодоления возражений верхних палат в отношении нефинансовых законопроектов, одобренных нижними палатами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.