Рефераты. Конституционное право Франции

Конституционный совет не имеет права принимать к своему рассмотрению вопрос о конституционности того или иного зако-на, уже вступившего в законную силу. Однако поскольку Конституция 1958 г. ввела ограничение сферы применения закона, Пра-вительство может просить Конституционный совет определить, является ли действующий закон, принятый до вступления в силу Конституции 1958 г. подпадающим под ограничительное постанов или нет. Если Конституционный совет признает, что дей-ствующий закон относится к регламентарной сфере, он Может быть “вменен и заменен актом исполнительной власти.

Конституционный совет во Франции наделен и некоторыми другими полномочиями, непосредственно не связанными с осу-ществлением функций конституционного Надзора. Этот орган яв-ляется судьей по выборам. Он осуществляет надзор за правильно-стью проведения президентских выборов, производит официаль-ную регистрацию кандидатов, подтверждая тем самым законность их выдвижения, определяет результаты голосования и проклами-рует избрание Президента Республики. Он же рассматривает жа-лобы, подаваемые относительно правильности проведения выбо-ров Президента Республики.

Те же надзорные функции осуществляются Конституцион-ным советом и при проведении референдума.

Конституционный совет рассматривает также жалобы, при-носимые на правильность выборов депутатов и сенаторов. В Пятой республике, в отличие от Четвертой, сами палаты не решают вопрос о правильности избрания своих членов. Эта функция пере-дана Конституционному совету. Именно он и решает окончательно вопрос о правомерности предоставления парламентского мандата. В случае, если Конституционный совет констатирует грубое на-рушение, допущенное в ходе выборов, он может отменить ре-зультаты голосования. Опыт Пятой республики показывает, что если в первые годы после принятия Конституции 1958 г. актив-ность Конституционного совета была сравнительно невысока, то в настоящее время он прочно утвердился в качестве высшей го-сударственной инстанции, которой принадлежит решающее сло-во в сфере конституционной законности.

Глава 2. Конституционные права и свободы

Главную роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют два структурно обособленных кон-ституционных текста. Это Декларация прав человека и гражданина, одобренная 26 августа 1789 г., и Преамбула к Конституции 1946 г. Некоторое число постановлений, относящихся к этой сфе-ре, содержится также в тексте, вотированном в 1958 г.

Декларация 1789 г. представляет собой выдающийся право-вой акт, оказавший огромное влияние на конституционно-правовое развитие как Франции так и многих других государств мира. Небольшой по объему документ, состоящий всего из 17 статей, не только закрепляет важнейшие права и свободы личности, но в значительной мере отражает на уровне права те концептуальные теоретические положения и идеи, которые получили распростра-нение во Франции в период, предшествующий Великой француз-ской революции, и в ходе ее осуществления. В ней нашли, в час-тности, свое отражение взгляды и идеи, развивавшиеся Жан Жаком Руссо (в том, что касается естественных прав человека, верховенства закона, национального суверенитета), идеи Шарля Монтескье, особенно его учение о разделении властей, идеи Дидро и Вольтера, в том числе относящиеся к свободе совести, идеи шко-лы' физиократов относительно собственности и свободы предприни-мательства и целый ряд других. Декларация 1987 г. представляет собой, таким образом, двоякий интерес, раскрывая отражение в праве доктринальных построений и одновременно устанавливая т.е позитивные нормы, которые регулируют осуществление основ-ных прав и свобод,

Несмотря на то, что Декларация разрабатывалась в усло-виях столкновения разных подходов и мнений и ;в; очень корот-кий срок (на ее создание было истрачено всего, 9дней), в этом документе излагается. довольно стройная доктринальная концеп-ция.

Ст. 1 Декларации провозглашает, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Таким образом, в ней закрепляется учение о естественных и неотъемлемых правах че-ловека, правах, присущих ему как разумному существу, правах, которые не могут быть отчуждены, не .могут быть дарованы кем-то свыше, в том числе государством, а принадлежат человеку в силу самого его существа. К числу таких прав отнесены, напри-мер, свобода, собственность, безопасность, право на сопротивле-ние угнетению.

Для того чтобы защитить естественные и неотъемлемые пра-ва человека, люди вступают в политический союз, заключают сво-его рода общественный договор, в результате которого и возни-кает государственная власть. Однако верховная власть, суверени-тет принадлежат только нации в целом, и, соответственно, лишь народ является источником власти. Главная задача этой последней состоит в том, чтобы защитить каждого человека, каждого члена общества от возможных посягательств на его естественные права и обеспечить их осуществление. Важнейшей гарантией осуществ-ления прав человека и гражданина служит существование пуб-личной власти. Публичная власть учреждается в интересах всех, а следовательно, сила этой власти не может служить частным интересам тех, кому она доверена. В совокупности с правом на сопротивление угнетению эта формула означала право на исполь-зование всех средств для противодействия неправомерным акци-ям властей.

Интересно решает Декларация вопрос о месте и роли закона. Закон квалифицируется как выражение всеобщей народной воли. Каждый гражданин имеет право лично или через посредство своих представителей участвовать в законотворчестве. Декларация Провозглашает равенство всех перед законом, социальные же различия увязывает с общественной полезностью, а не с принад-лежностью к тем или иным социальным группам и слоям. Закон не может и не должен наносить ущерб общественным интересам. Никого нельзя Принуждать к совершению действий, которые не предписаны законом. Декларация устанавливает, таким образом, важнейший принцип конституционного права применительно к сфере прав и свобод, согласно которому дозволено все, что пря-мо не запрещено законом.

С этим принципом связано и само определение свободы. В соответствии со ст. 4 Декларации под свободой понимается право делать все, что не наносит ущерб третьим лицам. Осуществление естественных прав каждым человеком ограничивается наличием аналогичных прав, принадлежащих другим лицам. При этом каж-дый из членов общества должен пользоваться одинаковыми пра-вами, а их ограничения могут быть установлены только законом.

Итак, Декларация 1789 г., опираясь на доктрину естествен-ных прав и свобод человека, закрепляет необходимость публичной власти как гаранта этих прав, принадлежность власти народу, признание за законом выражения высшей народной воли и обес-печение при помощи равного для всех закона свободы и возмож-ных пределов ее ограничения. На этой основе формулируются процессуальные и другие Субъективные права, закрепляемые в Декларации 1789 г. Авторы Декларации не только провозглашают те или иные принципы или свободы, они одновременно указыва-ют на необходимость их реального осуществления и на те гаран-тии, которые призваны обеспечить защиту человека, общества от произвола власти. В этом отношении особенно показательна ст. 16, которая устанавливает, что любое общество, не обеспечивающее гарантию прав и не осуществляющее разделение властей, прак-тически не обладает Конституцией, т. е. не имеет конституцион-ного законного строя.

В основе Декларации 1789 г. лежала концепция либерализма, В соответствии с которой При осуществлений своих прав, при ре-шении своей собственной судьбы индивид должен был рассчиты-вать только на свои собственные силы. Задача же государства заключалась в том, чтобы создать благоприятные внешние усло-вия и обеспечить равенство возможностей различных членов об-щества. Все это нашло свое выражение в известной формуле ли-берализма, признававшей за государством роль ночного сторожа.

Практика общественного развития весьма быстро показала, что одновременное соблюдение принципа свободы и равенства может оказаться источником серьезного социального конфликта. Свобода в ее абсолютном выражении неизбежно порождает неравенство, прежде всего экономическое, и угрозу нарастания соци-ального конфликта, и, следовательно, потенциальную угрозу са-мой свободе. В свою очередь имущественное неравенство создает необходимость более активного участия государства в регулиро-вании общественных процессов, в обеспечении большей социаль-ной справедливости и защите наиболее обездоленных слоев и чле-нов общества. На этой основе рождается концепция социального государства, которое не только выступает в роли ночного сторо-жа, но и обеспечивает предоставление определенных социальных услуг, необходимых для прогресса всего общества в целом. В сфе-ре правовой это приводит к .появлению и закреплению на консти-туционном уровне широкого круга социальных и экономических прав и свобод, прав и свобод в области культуры и творчества. Первые законодательные акты в данной области появляются еще в XIX и первой половине XX в., но, пожалуй, наиболее полное отражение этот новый подход и, соответственно, его правовое выражение находят в Преамбуле к Конституции 1946г.

Конституционные реформы, осуществленные в Пятой рес-публике, формально не затронули сферу основных прав и свобод человека и гражданина. Однако за эти годы был принят целый ряд законодательных актов, 'которые уточнили само понимание от-дельных конституционных постановлений и в значительной мере определили механизм их реализации. В силу особенностей фран-цузской правовой системы наряду с законом значительную роль сыграли в этой области и регламенты исполнительной власти. На-конец, следует отметить, что по мере активизации Конституци-онного совета многие из принимавшихся им решений позволили уточнить толкование отдельных прав и свобод и определить рам-ки правомерной деятельности высших государственных органов и прежде всего законодательного Органа страны, в этой области.

Современная конституционно-правовая доктрина во Франции проводит различия в понятии основные (или основополагающие) принципы и общие принципы права. К числу первых относятся те положения, которые непосредственно фигурируют в конституци-онных текстах. Эти основополагающие принципы обязательны для законодателя, и Конституционный совет должен следить за тем, чтобы принимаемые законодательные акты соответствовали ука-занным принципам. Практически все основные права и свободы, перечисленные в конституционных текстах, рассматриваются се-годня как основополагающие принципы, а значит, законодатель обязан следовать этим принципам во всей своей деятельности.

Что касается общих принципов права в том смысле, как о них говорит ст. 34 Конституции, они рассматриваются в первую очередь как принципы, связывающие не законодателя, а испол-нительную власть. Соответственно функция контроля за их со-блюдением возлагается не на Конституционный совет, а на орга-ны административной юстиции, возглавляемой Государственным советом Франции. На практике, тем не менее, грань между этими двумя понятиями оказывается достаточно условной. Конституци-онный совет даже путем толкования может признать те или иные Принципы, содержащиеся в законе в качестве основополагающих, Превращая их тем самым в положения, как бы" приравненные по своей силе к конституционным и, следовательно, подконтроль-ные самому Конституционному совету.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.