Рефераты. Конституционное право Франции

"О Сообществе" был отменен Конституционным законом от 4 августа 1995 г.

Весьма значимые для государственного строя страны изме-нения были внесены во французскую Конституцию в 1962 г. Они касались порядка выборов Президента Республики. Первоначаль-но Конституция 1958 г. предусматривала, что Президент Респуб-лики будет избираться коллегией выборщиков. Эта коллегия фор-мировалась на основе довольно сложной процедуры и включала в себя парламентариев, членов генеральных советов департаментов и представителей от муниципальных советов коммун. Практичес-ки в коллегии численно преобладали представители мелких, глав-ным образом сельских, коммун. Данная процедура была примене-на на первых президентских выборах, проходивших в 1958 г., и пост главы государства занял Ш. де Голль. Он же предложил в 1962 г. внести в Конституцию поправку, согласно которой система косвенных выборов избрания Президента заменялась прямым все-общим голосованием. Предложенная поправка вызвала решительное возражение со стороны представителей почти всех политических партий, кро-ме голлистской, созданной в целях поддержки политического курса главы государства. Главный довод противников конституционной реформы заключался в том, что предложенная поправка умолит значение национального Парламента и усилит роль и влияние единоличного главы государства. Обосновывалось это тем/ что в случае реформы депутатам Парламента, избиравшимся по ок-ругам, будет противостоять единоличный Президент, получаю-щий отныне свои полномочия непосредственно от всего населе-ния страны.

Возник острый политический кризис. Депутаты Национально-го собрания подавляющим большинством голосов одобрили резо-люцию порицания Правительству, которая явно была направлена против Президента. В ответ на это решение нижней палаты Пар-ламента Президент распустил Национальное собрание, назначил досрочные выборы и воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы вынести на референдум предложенный им проект, вопреки требованиям конституционной процедуры. Формальным основани-ем для проведения референдума явилась ст. 11 Конституции, пре-дусматривающая, в частности, возможность реформы системы государственной власти. И хотя, по мнению большинства специа-листов в области конституционного права, подобное решение было неправомерным, воспротивиться ему распущенный Парламент был не в состоянии. Референдум был проведен, и проект реформы был одобрен большинством голосов избирателей. Начиная с выборов 1965 г. Президент стал избираться прямым всеобщим голосованием.

Последующие конституционные пересмотры касались менее важных, хотя и существенных вопросов конституционно-правового развития Французской Республики. Так, путем конституционных поправок были изменены даты и сроки парламентских сессий. Изме-нен круг Субъектов, пользующихся правом обращения с запросом в орган конституционного контроля, несколько изменен порядок замещения поста Президента Республики в случае досрочной ва-кансии. Четырежды изменения в Конституцию вносились в 90-е гг.

Пожалуй, один из наиболее значительных конституционных пересмотров был осуществлен в связи с введением в действие Мастрихтского договора о создании Европейского Союза. Орган конституционного контроля, куда был направлен запрос Президента Республики, констатировал невозможность ратификации без внесения изменений во французскую Конституцию в силу несов-местимости теиста Мастрихтского договора и основного закона Республики. Ситуацию урегулировали путем внесения изменений Я Конституцию, использовав для этого процедуру Конгресса.

Однако, исходя из ситуации, сложившейся в стране, и принимая во внимание некоторые события за пределами Франции, президент Республики, несмотря на положительное заключение Конгресса | принял решение о вынесении проекта Договора о создании Европейского Союза на референдум, используя постанов-ление ст. 11 Конституции. В результате всеобщего голосования, прошедшего 20 сентября 1992 г., Договор был одобрен незначи-тельным большинством голосов (5Д,05%). Соответственно в Кон-ституции Франции появился новый раздел XIV, посвященный Европейским Сообществам и Союзу. Центральное положение это-го раздела гласит, что "Республика, участвуя в Европейских Со-обществах и Европейском Союзе, образованным государствами на основе добровольного выбора ив силу договоров, которые их уч-реждают, осуществляет определенные принадлежащие им пол-номочия совместно". Показательно, что в отличие от ФРГ, где также имел место пересмотр основного закона в связи с вхожде-нием в Европейский Союз/в соответствии с которым эта страна предусматривает возможность передачи Союзу части суверенитет та на основе закона, во Франции была принята иная формула:

здесь речь идет не о передаче Части Суверенитета, а лишь о со-вместной компетенции.

Осуществленные за годы существования Пятой республики конституционные пересмотры внесли определенные изменения и в структуру государственных органов, и в порядок их функциони-рования, и даже в определенной степени в международно-право-вой статус Французской Республики. Однако основные принципы демократии, построения и функционирования системы, государ-ственных институтов не претерпели радикальных изменений- Речь идет, скорее, о том, что в условиях Пятой республики намети-лась тенденция к некоторому повышению роли Парламента и ав-торитета Правительства как коллегиального органа.

1.3 Конституционный контроль

Французская Пятая республика использует систему квазису-дебного конституционного контроля. На протяжении довольно дли-тельного периода в стране шла острая полемика по вопросу о легитимности введения конституционного контроля.

По мнению многих специалистов конституционного права, создание органов конституционного надзора или контроля проти-воречит концепции национального суверенитета” признанию на-рода в качестве единственного источника; власти, осуществляющего эту власть как непосредственно, путем референдума и вы-боров, так и опосредованно --через своих представителей. Концепция, которая восходит еще к трудам Жан Жака Руссо, длительное время считалась незыблемой, а следовательно, ис-ключала возможность осуществления ревизии каким бы то ни было органом решения, принятого представителями, избранными на-селением страны путем всеобщего голосования. Однако по мере развития концепции прав и свобод как главной системообразующей части, конституционного права, по мере того как признава-лось, что не исключается возможность нарушения основных прав и свобод путем принятия неправомерного закона, подход к про-блеме конституционного контроля начал изменяться. И уже в 1958 г. появляется сравнительно эффективный орган ^конституционного надзора в лице Конституционного совета. Аналогичный по назва-нию орган существовал и во Франции Четвертой республики: Но ом оказался неэффективен и практически не функционировал. Со-вершенно иное положение занимает Конституционный совет, со-зданный в соответствии с основным законом Пятой республики. Он наделен реальными и достаточно эффективными полномочиями, позволяющими ему активно влиять на законотворческий процесс в стране. Он приобрел также и некоторые другие, весьма важные функции, выступая, в частности, в качестве судьи по выборам.

Конституционный совет представляет собой независимый государственный орган, который осуществляет свою деятельность на Коллегиальной основе. Он состоит из девяти членов, назначае-мых сроком на 9 лет. Три члена Конституционного совета назнача-ются Президентом Республики, три -- Председателем Националь-ного собрания, три -- Председателем Сената. Помимо назначае-мых членов Конституционного совета в состав Конституционного совета входят также ex officio все бывшие президенты Француз-ской Республики. (Из ныне живущих экс-президентов Франции только Валери Жискар д'Эстен мог бы войти в состав Конститу-ционного совета. Однако согласно органическому закону о Кон-ституционном совете всем его членам запрещено заниматься по-литической деятельностью. Поскольку бывший Президент Фран-ции предпочел активную политическую деятельность пребыванию в Конституционном совете, он официально объявил о неучастии в

работе этого органа.)

На сегодняшний день Конституционный совет состоит только из назначаемых членов. Обновление состава Совета производится по третям каждые три года. Мандат члена Конституционного со-вета по .истечении срока полномочий не возобновляется. Член Кон-ституционного совета вправе подать в отставку до истечения сро-ка своих полномочий. Он может быть, освобожден Конституцион-ным советом от своего мандата в случае, если он не исполняет должным образом своих обязанностей или если его- физическое состояние не позволяет продолжать работу в Совете.

Председатель Конституционного совета назначается Прези-дентом Республики. Он руководит работой Конституционного со-вета и представляет его на официальных церемониях, назначает докладчиков по делам, рассматриваемым в Конституционном со-вете, определяет дату и порядок дня заседаний. В случае разделения голосов поровну голос председателя дает перевес. Предсе-датель Конституционного совета занимает пятое место в офици-альной иерархии должностных лиц Республики после Президента, премьер-министра и председателей палат. Действующий органический закон не только запрещает политическую активность чле-нам Конституционного совета, но и предусматривает целый ряд ограничений в отношении занятия адвокатской и иной профессио-нальной деятельностью.

Конституционный совет Франции осуществляет только пре-вентивный контроль за соответствием законопроектов и закон предложений Конституции. В случае получения соответствующе-го обращения от официальных лиц, наделенных правом принесе-ния протеста в Конституционный совет, последний должен вынести свое решение в течение одного месяца. Правительство может объя-вить о необходимости экстренного вынесения решения, и тогда срок рассмотрения сокращаются до 8 дней. Если законопроекты или законопредложения признаны противоречащими Конституции, они не могут быть вотированы, в качестве закона, обнародованы и введены в действие. Решение, вынесенное в этом случае Консти-туционным советом, является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно обязательно для всех государственных властей, административных и судебных органов. (если запрос направлен Президентом Республики относительна (закона, вотированного Парламентом, то течение срока промульгации закона приоста-навливается вплоть до вынесения решения Конституционным со-ветом. Автоматически передаются на рассмотрение Конституци-онного совета, независимо от того, имеет место обжалование или нет, такие акты, как регламенты палат и все органические зако-ны, то есть такие законы, которые принимаются на основе пря-мого уполномочия Конституции и в развитие конституционных постановлений. Практика работы Конституционного совета показала, что он проявляет определенную активность и в связи с такой специфи-ческой деятельностью, как ратификация международных дого-воров и соглашений. В частности, в этот орган может поступить запрос о том, соответствует ли международный договор или международное соглашение Конституций. В том случае, если Кон-ституционный совет признает наличие расхождения или несовме-стимости, закон, уполномочивающий ратифицировать междуна-родный договор, может быть принят только после внесения изме-нения в Конституцию. В связи с рассмотрением таких вопросов Конституционный совет вправе высказать также определенные соображения по поводу условий принятия и осуществления меж-дународных обязательств. Ни Конституция, ми законодательство прямо подобное полномочие не оговаривают. Больше того, из тек-ста Конституции видно, что при принятии закона о ратификации Парламентом, внесение каких-либо оговорок запрещено. Однако Конституционный совет правомочен снабжать свое решение о кон-ституционности или неконституционности международного дого-вора определенными разъяснениями и комментариями, приобре-тающими иногда характер оговорки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.