Рефераты. Конституционное право Российской Федерации

Составная часть принципа демократии - народный суверенитет. В понятие народного суверенитета входит формирование органов государственной власти в соответствии с установленной процедурой учитывая мнение каждого гражданина при голосовании на основе принципа формального равенства [Кабышев В.Т. Конституционное обеспечение народного суверенитета в СССР]. Народное представительство обеспечивается особым механизмом парламента, встроенным в систему разделения властей. Именно парламент - это орган представительства, поскольку он отражает интересы различных социальных групп и представляет их на государственном уровне при принятии государственных решений. Значение народного представительства как организационной формы государства, однако, не означает слияния государственной власти и народа. Речь идет о передаче народом права на законодательную власть парламенту при сохранении им за собой контроля за деятельностью парламента и иных форм реализации государственной власти. Народ передает представительным органам государства не саму власть, а лишь право на власть, на осуществление власти, причем на строго определенный срок [Постановление КС РФ от 30.04.1997 N 7-П].

Принципы участия государства в экономике (стст. 8 и 9 Конституции РФ)

Как основной принцип провозглашается равенство форм собственности: частная и публичная (муниципальная и государственная - федеральная и субъектов РФ). Ограничения по объектам собственности конституция не содержит, хотя земля и природные ресурсы должны использоваться и охраняться как основа жизни и деятельности народов, живущих на соответствующей территории.

Государство в рамках экономических отношений ставит себя в положение одного из хозяйствующих субъектов, сохраняя монополию только на объекты обороны, ядерные и прочие объекты, связанные с безопасностью. Кроме того, путем административных процедур государство осуществляет контроль за экономической деятельностью, обеспечивая безопасность этой деятельности. При этом осуществление публично-властных функций государства должно быть организационно обособленно от хозяйственной деятельности.

Свобода экономической деятельности ограничивается в части поддержки конкуренции и ограничения на монополистическую деятельность. Вместе с тем фискальная политика государства не должна создавать правовых препятствий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также свободы экономической деятельности в любом субъекте РФ.

Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ)

Государство может руководствоваться в области социальной политики двумя альтернативными принципами - либо при минимальном вмешательстве в экономику создавать условия для свободной экономической деятельности на свой риск и страховой модели социального обеспечения (либеральное государство), либо при условии увеличения государственного сектора экономики осуществлять социальное обеспечение за счет государственных средств (социальное государство).

Социальное государство - это стремление равномерного содействия благу всех граждан и равномерное распределение тягот, создание преимуществ для более слабых (уравнивание и позитивная дискриминация). Практика следования этому принципу демонстрирует его негативные аспекты. Излишняя государственная опека ослабляет личную ответственность гражданина, опека в экономической сфере постепенно распространяется и на политическую область, что означает тенденцию к авторитаризму или даже тоталитаризму.

Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ)

Нормативным содержанием этого принципа является формальное равенство идей, а также запрет на вмешательство государства в регулирование сферы взглядов и убеждений. Однако сама идеология прав человека и демократии в качестве таковой не рассматривается. Более того, идеологии, опасные для неё, запрещаются на том основании, что толерантность имеет смысл до тех пор, пока не столкнется с силой, стремящейся уничтожить саму толерантность.

Светское государство (ст. 14 Конституции РФ)

Если в Средние века государственная власть находила опору в религии (считалось, что монарх получает власть от Бога), то в настоящее время государство получило другую опору в обществе - народный суверенитет. Это позволило отделить право и государство от религии. Церковь получила положение одного из общественных институтов, что означает запрет на использование государственных ресурсов для пропаганды религии или религиозного воспитания, светский характер государственного образования, запрет возложения на религиозные объединения публичных функций, формальное равенство всех религий без выделения традиционных, заслуженных, уважаемых и проч.

Признание и гарантирование местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ)

Местное управление может осуществляться государственными или общественными органами (во втором случае он именуется местным самоуправлением). В России до революции пытались ввести общественное самоуправление (в 1864), но потом в связи с неразвитостью гражданского общества перешли к государственной системе местного управления (1890 г.). Новая попытка вернуться к идее общественного самоуправления сделана в действующей конституции. Местное самоуправление предполагает активность граждан, которые активно желают решать непосредственные проблемы, например, благоустройства. Государство обязуется воздерживаться от вторжения в эту область (определяя её границы нормативными актами), и гарантирует возможность самостоятельности граждан в вопросах, не требующих государственно-властного управления.

§4. Принципы организации и осуществления государственной

власти

Государственный суверенитет (ст. 4 Конституции РФ)

Под государственным суверенитетом понимается такое свойство власти, которое состоит в абсолютном верховенстве её на определенной территории (территории государства). Суверенитет обладает признаками единства, неделимости и неотчуждаемости. Проблемы суверенитета главным образом связаны с признанием связанности государства международными обязательствами и с распределением суверенитета в федерации. На конституционном уровне закрепляется государственная независимость (государственный суверенитет) Российской Федерации, который принадлежит только федерации в целом [Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П].

Государственная целостность (стст. 4 и 5 Конституции РФ)

Содержанием принципа государственной целостности является запрет на создание внутри государства других суверенных государств (вывод части территории в пределах государственных границ из-под юрисдикции России), а также неотчуждаемость территории иначе как в порядке, установленном федеральным законодательством. Запрет на создание суверенных государств на территории России может вступать в противоречие с правом наций на самоопределение, но как на международно-правовом, так и на конституционном уровне принцип целостности имеет приоритет и самоопределение должно осуществляется без его нарушения.

Федеративное государственное устройство (стст. 1 и 5 Конституции РФ)

Принцип федеративного устройства состоит в том, что государство составляют территориальные образования, имеющие самостоятельно формируемые органы власти, собственную территорию и население. Эти территориальные образования (субъекты федерации) обладают свойства самостоятельного субъекта права, сфера полномочий их органов определяется в нормативных актах, однако их существование не ставит под сомнение суверенитет и целостность федерации в целом [Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П].

В числе особенностей федеративного устройства России можно выделить национально-территориальный характер, асимметричность (неравенство прав субъектов) и наличие различных видов субъектов.

Республиканская форма правления (ст. 1 Конституции РФ)

В отличие от монархии, республиканская форма правления предполагает: (а) формальная конституционная законность в деятельности всех государственных органов, (б) определение компетенции органов законом, (в) формирование высших органов власти в результате выборов.

Относительно определения России как парламентской или президентской республики(1) в литературе единого мнения нет. В парламентской республике (1)правительство несет политическую ответственность перед парламентом, назначается и отправляется им в отставку, (2) глава государства может избираться парламентом, (3) со стороны правительства существует контроль за решениями главы государства, который связан с неответственностью последнего (контрассигнация), (4) глава государства не имеет права вето в отношении законов, принимаемых парламентом, (5) глава государства представляет страну, но определяет внутреннюю и внешнюю политику правительство, (6) для решения кризисов отношений парламента и правительства глава государства может распустить парламент. Некоторые из перечисленных признаков (1) и (6) обнаруживаются и в России, что позволяет говорить о формальном закреплении смешанной формы правления.

Разделение властей (ст. 10 Конституции РФ)

Государственная власть осуществляется на основе разделения на на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение состоит в институциональной независимости органов, разделении их функций. Одни и те же люди не могут занимать должности в разных органах, один орган не может контролировать или вмешиваться в работу других ([Постановление КС РФ от 22.11.2001 N 15-П]; [Постановление КС Российской Федерации от 27 января 2004 г. N 1-П] ), отменять или изменять их решения, один орган не может выполнять функции других органов, каждый орган обладает организационной самостоятельностью.

Главной проблемой в России является положение в системе разделения властей Президента РФ. По этому поводу в российском государствоведении сложилась теория особой президентской власти, координирующей деятельность других властей.

Правовое государство (ст. 1 Конституции РФ)

Содержание этого принципа состоит в ограничении деятельности государствами правовыми нормами. Раскрывая его содержание более детально, что выделить такие составляющие, как (а) нормативное закрепление компетенции органов государственной власти, (б) преобладание права над произволом, (в) равенство в правах - формальное равенство, (г) судебный (независимый) механизм применения правовых норм, (д) ограничение власти правами отдельной личности. Свобода усмотрения у государственных органов остается, хотя и она должна регулироваться правом в виде установления целей и принципов деятельности. В «формальном» смысле принцип правового государства предполагает также (е) следование иерархии правовых норм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.