Рефераты. Конституционное право Российской Федерации

Политические права

В отличие от прочих, политические права принадлежат только гражданам Российской Федерации и выступают формой (правовым механизмом) реализации народного суверенитета - гарантиями участия граждан в отправлении политической власти.

Право на манифестации (ст. 31 Конституции РФ )

Административный порядок санкционирования проведения таких мероприятий возможен разрешительный, уведомительный и явочный. В настоящее время установлен уведомительный порядок. Как соблюдение уведомительного порядка, так и другие правила и условия проведения массовых мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования) могут ограничиваться только в той мере, в какой этой необходимо для обеспечения безопасности. См. [Федеральный Закон от 19.06.2004 «О митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании»].

Права на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ)

Основной составляющей этих прав являются избирательные права - право формировать органы государственной власти и местного самоуправления. Воля народа должна быть основой власти правительства, она должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, юридический порядок проведения которых должен гарантировать свободу проведения и подлинность их результатов. Порядок проведения выборов составляет отдельный раздел конституционного права - избирательное право.

Кроме того, данное право включает возможность занимать государственные должности, а также участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжного заседателя.

Право петиций (ст. 33 Конституции РФ )

Право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления предполагает возможность установления законных требований к таким обращениям, а также обязанность соответствующих органов и должностных лиц отвечать на обращения в установленный срок. Регулирование этого права в настоящее время достаточно архаично - см. [Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 N 2534-VII].

Социально-экономические права

Анализируя буквальные формулировки конституционных положений, можно сделать вывод, что социально-экономические права гарантируются каждому человеку, находящемуся в Российской Федерации.

Однако природа этих прав не позволяет говорить об их естественном и неотчуждаемом характере. Данные права могут обеспечиваться государством только при определенном уровне экономического развития, адекватно которому и должны предусматриваться гарантии этих прав. Таким образом, их защита в судебном порядке весьма затруднительна.

Оценивая действующее российское законодательство в области социально-экономических прав, можно сделать вывод, что фактически эти права гарантируются только гражданам РФ, а механизм их реализации связан с проживанием на определенной территории (см. право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства). Единственное условие, которое должно соблюдаться при правовом регулировании этих прав - соблюдение формального равенства. В то же время в тех пределах, в которых эти права гарантируются законом, на государстве лежит обязанность по их соблюдению, т.е. их можно рассматривать как юридическое самообязывание государства. - см. Решение ЕСПЧ Бурдов против России.

Защита семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ)

Нормативное содержание этой статьи установить достаточно сложно. Её реализация связана с государственной политикой в области поддержки семьи, материнства и детства - комплексе экономических, организационных и прочих мер. Рассматривать в рамках данной статьи ни трудовые и прочие права женщин, ни право на создание семьи (тем более, что данное понятие в действующем российском законодательстве остается неопределенным) не следует, так как конституционная формулировка не позволяет говорить о наличии какого-то субъективного права в данной области.

Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ)

Право на социальное обеспечение включает гарантирование со стороны государства минимального объема материальных средств. Минимум должно определять государство исходя из объективных показателей развития экономики. Социальное обеспечение может осуществляться либо с помощью системы обязательного и добровольного страхования, либо за счет средств бюджета. Конституционное право на социальное обеспечение не предполагает обязанности государства использовать тот или иной механизм. Важно, чтобы государство обеспечивало социальную защиту (в любом случае это происходит за счет средств населения). В современном правоведении область норм социального обеспечения выделяется в отдельный элемент структуры правовой системы. Социальное обеспечение включает пенсии (за счет системы страховых и государственных пенсий) и пособия. См. [Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 N 2534-VII] [Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ] [Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ] [Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ] [Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ] [Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ] [Федеральный закон от 15.05.1991 N 1244-1] [Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 N 11-П] [Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.1998 N 18-П] [Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П].

Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ)

В свете общего замечания, сделанного по поводу природы социально-экономических прав, следует отметить, что предоставление жилища государством должно гарантироваться в законе в том объеме, в котором это возможно, но установленные законом гарантии должны обеспечиваться.

Право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ)

Медицинская помощь оказывается за счет средств обязательного (в соответствии с программой, устанавливающей перечень медицинских услуг) и добровольного медицинского страхования, а также за счет средств государственного бюджета. - [Федеральный закон от 28.06.1991 N 1499-1], [Федеральный закон от 22.07.1993 N 5487-1]

Право на образование (ст. 43 Конституции РФ)

Право на образование состоит в возможности получения знаний, умений, навыков, которые необходимы для жизни в современном обществе (общее образование) или для работы по какой-то профессии или специальности (профессиональное образование). [Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-16]

Процессуальные права и права-гарантии.

Права-гарантии обеспечиваются государством и с правовой и с организационной точки зрения в качестве средства защиты личных, политических, социально-экономических и коллективных прав. Права гарантии принадлежат любому человеку, независимо от его гражданства

Право на судебную (ст. 46 Конституции РФ) и иную государственную защиту прав и свобод (ст. 45 и 52 Конституции РФ)

Право на судебную защиту включает (а) право обращения в суд (отказ возможен только по формальным основаниям, установленным в законе, которые делают невозможным вынесение решения по делу), (б) право на объективное и беспристрастное рассмотрение дела компетентным судьей в разумный срок, (в) право на участие в судебном разбирательстве, представлении своей позиции и доказательств в её обоснование (г) право на получение решение суда, принятое в соответствии с действующими нормативными актами, учитывая их юридическую силу (это распространяется как на материальные, так и процессуальные нормы), (д) право на обжалование решения суда в вышестоящем суде и (е) право на реальное исполнение судебного решения, а также действительное восстановление прав в разумный срок. Право на судебную защиту включает также право на решение в суде спора с государственными органами по поводу правомерности их действий, и даже оспаривания правомерности принятия закона как в национальных, так и в международных судах (если гражданин не считает свои права восстановленными после вынесения окончательного решения последней судебной инстанцией). Компетентность суда обеспечивается распределением категорий дел законом между специализированными судами. Право на судебную защиту связано также и с тем, что ограничение прав граждан должно осуществляться только в судебном порядке. Право на судебную защиту не подлежит ограничению [Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.1999 N 9-П].

Помимо права на судебную защиту, государство должно обеспечивать защиту прав человека всеми зависящими от него экономическими, организационными и иными способами. Деятельность органов государственной власти должна быть направлена на обеспечение эффективной защиты прав человека как административными, так и юрисдикционными способами. Чтобы обеспечить защиту прав и свобод, государственные органы должны в первую очередь действовать в рамках своих полномочий, установленных законом. Однако если такого закона нет, и государственный орган встает перед выбором - или соблюсти закон, или отказать в защите права, он должен непосредственно обращаться к конституционной норме о государственной обязанности защиты прав. Задача законодательной власти в данных условиях - предоставлять необходимые полномочия исполнительной и судебной власти, оставляя возможность их усмотрения только для более эффективной защиты прав.

Право на законного судью (ст. 47 Конституции РФ)

Статья 47 Конституции устанавливает гарантию от произвольного изменения подсудности. В совокупности с независимостью судей эта гарантия призвана обеспечить независимость и беспристрастность суда. Процессуальным законодательством устанавливается территориальная и инстанционная подсудность. Вышестоящий суд не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду.

Вместе с тем возможно изменение подсудности в случаях, когда рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых дело отнесено законом, невозможно, например, ввиду недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении дела; наличием обстоятельства, устраняющих судью от участия в рассмотрении дела. Вместе с тем следует отметить, что фактически нормативное (законное) определение подсудности относится только к определению компетенции суда, но не судьи, т.к. между судьями дела распределяет председатель соответствующего суда. Что же касается определения законом подсудности судьи, это следует понимать исключительно в отношении мировых судей.

Указанное право включает, в том числе и право на рассмотрение составом суда, который сформирован в установленном законом порядке. [Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 N 9-П] Постановление КС РФ от 02.02.1999 N 3-П] [Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2004 г. N 4-П]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.