Рефераты. Конституционное право Российской Федерации

Нотой МИД от 27 января 1992 г. было объявлено, что Россия считает себя связанной обязательствами, вытекающими из международных договоров СССР.

В отношении долга бывшего СССР первоначально были попытки заключить соглашения в рамках СНГ о солидарной, а затем - о долевой ответственности по долгу, но постепенно эта схема уступила так называемому «нулевому» варианту: получение РФ прав на всю собственность СССР за рубежом в обмен на признание обязательств по всем долгам. В рамках СНГ были заключены ряд договоров, по которым признавался этот вариант.

Относительно внутреннего правопреемства было признано действие всех актов бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции. Органы исполнительной и судебной власти продолжали исполнять свои полномочия в соответствии с заключительными положениям Конституции РФ 1993 г. Несмотря на то, что новая Конституция была принята в нарушение действовавшей, формально отмена Конституция РСФСР 1978 года в Заключительных и переходных положениях состоялась.

Все эти обстоятельства позволяют сделать вывод, что произошла только замена органов власти и части правовой системы (правопреемство), но в целом государство, в отличие от 1918 года, осталось прежним и сохранилось в качестве правопреемника РСФСР, созданной 3 января 1918 года. Поскольку в СССР определенная правосубъектность союзных республик сохранялась, следует считать РСФСР в 1922-1991 гг. участником конфедеративного образования, не означавшем утрату собственной государственности.

§9. Основные этапы и направления развития государственной и

правовой системы России после принятия Конституции 1993 года

В развитии правовой и государственной системы в 1993-2004 гг. можно выделить следующие этапы, волею случая или наоборот не случайно совпадающие со президентскими сроками.

1 этап: 1993 - 1996 год. Произошло оформление новой правовой системы и системы государственных органов. Принимались наиболее важные и значимые федеральные законы (Уголовный кодекс - 1996 год), в том числе необходимые для развития экономики - I и II части Гражданского кодекса (1994 и 1996 гг.).

2 этап: 1996 - 1999 год. На этом этапе основное внимание было уделено выстраиванию системы финансовых отношений (были приняты Бюджетный и Налоговый кодекс), организации местного самоуправления..

3 этап; 2000 - 2004 год. В области устройства государственной власти началось выстраивание вертикали власти и уменьшение самостоятельности субъектов, получила дальнейшее развитие судебная реформа, окончательно было обновлено основное кодифицированное законодательство - приняты процессуальные кодексы (арбитражный, гражданский и уголовно-процессуальный), Кодекс об административных правонарушениях, III часть Гражданского и Трудовой кодекс.

В целом среди направлений правовой и судебной реформы можно выделить следующие:

- правовое признание и гарантирование прав человека, а также создание эффективного механизма их защиты

- реформирование избирательного законодательства

- развитие федерализма

- судебная реформа, в том числе создание судов присяжных и мировых судей

- создание самостоятельного местного самоуправления.

Тема 4. Основы конституционного строя Российской Федерации

§1. Понятие конституционного строя и основ конституционного

строя

Под конституционным строем в современной науке понимают такую систему организации власти в обществе, при которой государственная власть ограничена правом, в интересах общества и отдельной личности (Румянцев О.Г. Конституционный строй. М., 1994). Понятие это было сформулировано при разработке новой Конституции 1993 г. По сути дела, это понятие производно от определенного понимания Конституции. В зависимости от того, включается ли в предмет конституционного регулирования только государственный строй, независимо от его содержания, или государственный строй особого рода, а также общественный строй, можно соответствующим образом рассматривать и конституционный строй.

Под основами конституционного строя следует понимать основные принципы устройства государства и механизма его функционирования. Основы конституционного строя, как правовые принципы, имеют нормативное содержание, а не являются пожеланиями, целями или морально-нравственными императивами. Не следует анализировать основы конституционного строя, как философские идеи. Будучи закрепленными в Конституции, высказанные политическими мыслителями идеи (например, разделение властей), становятся правовыми предписаниями, пусть и очень абстрактными, но все равно имеющими определенные сферу и содержание правового регулирования.

В некоторых случаях содержание принципа из числа основ конституционного строя сводят к субъективным правам (например, принцип светского государства - к свободе вероисповедания). Отличие основ конституционного строя от субъективных прав состоит не только в месте расположения нормы и в её формулировке, а в адресате регулирования и его содержании. Принципы устанавливают правила деятельности государства, а субъективные права - правомочия индивида.

Структура и классификация основ конституционного строя в работах разных авторов различна. Однако в любом случае их нужно рассматривать как систему взаимосвязанных принципов.

§2. Основы правового статуса личности и взаимоотношения

личности и государства

Человек, его права и свободы как высшая ценность (ст.2 Конституции РФ).

В мировой культуре можно выделить два принципиально различных подхода к роли личности в обществе. При первом, коллективистском подходе (характерен для некоторых государств Востока) личность имеет ценность только в качестве частички коллектива. Коллектив в целом, большинство всегда доминирует над личностью, ради блага всех можно пожертвовать интересами отдельного человека. Второй подход, индивидуалистический, главным образом характерен для западноевропейской и американской культуры. Его суть состоит в самостоятельной ценности отдельной личности, отдельного индивида. Признается, что нельзя требовать ограничения прав в интересах абстрактного общества, а единственным возможным ограничением может быть защита прав и интересов других граждан. Именно второй подход и следует рассматривать как содержание конституционного принципа, закрепленного в ст.2. Конституции РФ.

Конституция РФ регулирует ограничение прав следующим образом.

1) Видами ограничения являются: «отрицание» и «умаление» (ч.1 ст.55) - урезание объема правомочий, включаемых в содержание права или запрет на реализацию права вообще; собственно «ограничение» (ч.2 ст.19, ч.2 ст.23, ч.3 ст.55, чч.1 и 3 ст. 56) - установление пределов права по формам его реализации или по перечню субъектов права; «регулирование» (п. «в» ст.71) - установление порядка реализации права; и «затрагивание» (ч.3 ст.15) - регулирование либо ограничение.

2) Права человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (ч.3 ст.55) и (или) на основании судебного решения (стст. 23, 25). Подобные требования (норма федерального закона и (или) судебное решение) применяется в случаях привлечения граждан к ответственности, если санкция предусматривает вторжение в права собственности или личной неприкосновенности. В законодательстве об административных правонарушениях федеральный закон устанавливает процедуру назначения и виды наказаний, в том числе наказания, налагаемые только судом, в уголовном законодательстве федеральным законом регулируются все вопросы привлечения к ответственности.

3) Пределами ограничения прав является то, что ограничения не должны посягать на основное содержание права (абз.5 п.6 м.ч. Постановление КС РФ от 02.02.1996 N 4-П), быть обоснованными, необходимыми и соразмерными тем целям, ради которых они устанавливаются.

4) Правомерными целями ограничения прав являются следующие (ст.55 ч.3).

- Защита основ конституционного строя. Возможно установление таких ограничений, которые препятствовали бы насильственному свержению или пропаганде, которая имеет целью насильственное свержение конституционного строя.

- Защита нравственности и здоровья других граждан. В этих целях могу ограничиваться только определенные права (право на частную жизнь, свобода совести, свобода выражения мнений, свобода собраний, право на осуществление предпринимательской деятельности)

- Обеспечение обороны страны и безопасности государства. При установлении ограничений в этих целях важна граница между защитой государства в целом или защитой прав отдельных лиц или органов, олицетворяющих себя с государством. В любом случае невозможно ограничение прав в целях воспрепятствования противозаконной деятельности государства.

- Защита прав и законных интересов других лиц. Эта цель связана с самой сущностью субъективных прав (ч.3 ст.19).

Принципы гражданства (ст. 6 Конституции РФ)

Институт гражданства, который более подробно будет рассматриваться в рамках следующей темы, имеет существенно значение в рамках взаимоотношений личности и государства. Гражданство служит способом определения субъектного состава государства, определяя: а) круг управомоченных лиц, перед которыми государство связано положительными обязательствами, в том числе и по защите перед другими государствами; б) субъект политической власти, от имени и в интересах которого действует государство и в) сферу юрисдикции государства. Именно поэтому основные принципы гражданства закреплены в основах конституционного строя.

§3. Принципы взаимодействия государства и других общественных

институтов

Демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ)

Демократию часто путают с республикой как формой правления, противопоставляемой монархии или аристократии. Это позволяет некоторым ученым даже говорить об идентичности этих понятий, произошедших из разных языков. В большинстве учебников по конституционному праву «демократия» употребляется скорее в социологическом, а не юридическом смысле - как вид политического режима (наряду с авторитарным и тоталитарным). Однако политический режим практически не регулируется правом, а в принципе демократического государства необходимо находить правовое содержание.

В качестве конституционного принципа демократию следует рассматривать такое устройство государства, в котором источником власти является народ. В демократическом государстве органы получают свою власть от народа, действуют от его имени и в его интересах. При этом неважно, какая устанавливается форма правления. Может быть и демократическая монархия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.