Рефераты. Конституционное право России

Назначение этой стадии заключается в том, чтобы обеспечить охват всех избирателей с целью реализации активного избирательного права. Основными избирательно-территориальными единицами являются избирательные округа и избирательные участки.

Под избирательными округами понимается территория, в которой осуществляется непосредственное избрание депутатов и должностных лиц.

Для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц образуются избирательные комиссии. Они формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, представленных в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации, представительном органе местного самоуправления. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

Списки избирателей -- это избирательные документы, определяющие круг граждан, проживающих на территории конкретного избир3 тельного участка.

Под избирательным объединением при проведении выборов закон понимает общественное объединение с его региональными и местными отделениями, устав которого зарегистрирован не позднее, чем за год до дня голосования и предусматривает участие в выборах. Два или более избирательных объединения, имеющих целью совместное участие в выборах, образуют избирательный блок. При этом общественные объединения не могут входить в состав более чем одного избирательного блока.

Главный смысл голосования в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или против любого кандидата или избирательного объединения.

Голосование проводится в день выборы в период времени, который устанавливается законом, однако продолжительность голосования не может быть менее 10 часов. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других не допускается. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные ящики для голосования.

17 Президент Российской Федерации и его конституционно-правовой статус

1. Раскройте такие аспекты этого статуса, как главы государства, его прерогативы во взаимоотношениях с собранием и Правительством, а также определите правовое положение. Президента в системе разделения власти.

В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. наиболее полно регламентирована вся полнота и механизмы реализации полномочий Президента РФ. В Конституции определению особенностей конституционного статуса и полномочий Президента РФ посвящена отдельная четвертая глава, которая предваряет главы Конституции РФ, касающиеся организации государственной власти в России (гл. V, VI, VII).

Россию относят к странам со смешанной формой правления, для которых характерно сочетание реальной власти Президента с парламентской ответственностью правительства. Классическим примером является V Республика во Франции. Поэтому неудивительно, что французская Конституция 1958 г. оказала большое влияние на Конституцию РФ. Однако говорить о полном заимствовании нельзя.

Напротив, в ряде случаев, особенно в отношениях Президента с Федеральным Собранием и Правительством, глава российского государства обладает существенными и реальными полномочиями, превосходящими полномочия не только французского, но и американского президента.

Правовое положение российского Президента и его приоритет по отношению к другим высшим органам государства, ряду исследователей позволяет делать вывод о существовании в России особой формы правления, нетипичной во многом для зарубежных стран.

2. В научной и публицистической литературе ведется много споров вокруг правового статуса главы государства. Имеется мнение о слишком широком перечне его полномочий, другая точка зрения подтверждает их достаточность.. Сгруппируйте полномочия Президента по отдельным направлениям его деятельности и на этом основании попытайтесь сформировать свое мнение по этому вопросу.

Конституционный статус главы государства прежде всего предполагает наличие специфических для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающего Президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ); принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ); приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеративным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения это вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделение российское Президента такими обширными полномочиями обусловлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

18 Федеральное собрание - парламент Российской Федерации

1. Чем это объясняется? Какой принцип положен в основу формирования Совета Федерации и каковы его положительные и негативные стороны?

Особое значение Совета Федерации заключается в том, что имен посредством него субъекты РФ в лице своих избранников не толь выражают федеративно-государственный характер России, но и, прежде всего, представляют интересы субъектов Российского государства, реально участвуют в управлении страной. Это обеспечивается:

1). квалифицированным составом «верхней» палаты парламента | 30 апреля 2003 г.): из 177 членов Совета Федерации -- 67 имеют учен степени, 12 -- академики и члены-корреспонденты; 4 -- бывшие виг премьеры, 4 -- бывшие министры, 14 -- бывшие зам. министров Правительства РФ; 12 -- бывшие руководители органов исполнительной власти субъектов РФ; 17 -- бывшие председатели и заместители председателей представительных органов власти субъектов РФ; более 30 руководители крупных предприятий;

2). исключительными полномочиями Совета Федерации, закрепленными в ст. 102 Конституции РФ, к которым относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ. Часть 1 ст. 67 Конституции РФ определила, что «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Следовательно, единый правовой политический и экономический статус всей территории Российской Федерации находится в ее исключительном ведении, и именно Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, поэтому изменить ее может только она сама;

утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации; .

назначение выборов Президента РФ;

отрешение Президента РФ от должности;

назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Порядок перечисления исключительных полномочий Совета Федерации -- это обозначение тех приоритетов государства, которые реализуются только «верхней» палатой парламента без участия и согласия Государственной Думы. Именно таким образом Конституция определяет один из двух блоков исключительных и обязательных полномочий Совета федерации как органа, обеспечивающего государственную и территориальную целостность Российской Федерации.

2. Выскажите свое мнение по вопросу о роли каждой из палат, их функциях и предназначении.

Установленные ст. 102 Конституции РФ полномочия Совета Федерации детализируются его Регламентом -- основным процессуальным актом «верхней» палаты парламента. Регламент Совета Федерации по реализации ст. 102 Конституции РФ предусматривает обязательные процедуры прохождения этих вопросов, в которых участвуют:

1). в утверждении изменения границ между субъектами РФ -- Комитет Совета Федерации (в дальнейшем СФ) по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике, полномочные представители субъектов РФ от законодательных и исполнительных органов Власти, а также Правительства РФ;

2). в утверждении указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения -- Президент РФ, Комитеты СФ по вопросам безопасности и обороны, по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;

3). в решении вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории Российской Федерации -- Президент РФ, Комитеты СФ по вопросам безопасности и обороны, по международным делам, по делам СНГ;

4). на основании ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

ратификации и денонсации международных договоров;

статуса и защиты государственной границы Российской Феде рации;

войны и мира.

Эти правомочия Совета Федерации можно обозначить как политико-территориальные полномочия, прямо затрагивающие вопросы государственной и территориальной целостности Российской Федерации.

Остальные функции можно определить следующим образом:

1). кадровые полномочия -- участие в формировании высших должностных лиц государственного аппарата;

2). законотворчество или законодательствование;

3). парламентский контроль;

4). особенности разграничения и порядка осуществления полномочий палатами Федерального Собрания в сфере их совместной компетенции;

5). контрольные полномочия Совета Федерации, хотя прямо и не оговоренными Конституцией РФ, но вытекающие из его ведения, согласно ст. 102 Конституции РФ и др.;

6). самостоятельность Совета Федерации как одного из органов парламента России, выполняющего не только возложенные на него Конституцией исключительные полномочия, но и оказывающего поддержку и помощь функционированию всей представительной системы Российской Федерации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.