Рефераты. Конституционное право Китайской Народной Республики

Депутаты ВСНП не являются профессиональными пар-ламентариями, а сочетают производственную деятельность с работой в представительном органе и должны обеспечивать постоянную «связь с массами». Поэтому Закон об организации Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 г. устанавливает, что депутаты ВСНП должны поддерживать тесную связь с избравшими их органами и народными массами, могут присутствовать на сес-сиях избравших их собраний народных представителей, должны выслушивать мнения и требования народных масс и сообщать о них, отдавать все силы служению народу. Действительность полномочий депутатов проверяется мандатной комиссией ПК ВСНП и удостоверяется по ее докладу ПК ВСНП.

Согласно ст. 72 и 73 Конституции депутаты в установлен-ном законом порядке могут вносить предложения по вопросам компетенции ВСНП и ПК ВСНП, а во время сессий обращать-ся с запросами в Государственный совет или его министерства и комитеты; на запросы следует давать ответ. Регламент ВСНП устанавливает, что упомянутые предложения вносятся до сессии от имени депутатской делегации или не менее 30 депу-татов. Вопрос о включении их в повестку дня решается прези-диумом, который может передать это право специальным ко-миссиям. Депутаты ВСНП наделены правом участия в работе сессий ВСНП, его комиссий, делегаций от избирательных еди-ниц. «Предложения, критические замечания и суждения де-путатов» аппарат канцелярии ПК ВСНП передает в соответ-ствующие органы или организации для рассмотрения и ответа.

Регламент ВСНП устанавливает, что предложения, кри-тические высказывания и замечания депутатов, заявленные перед ВСНП, рабочий аппарат ПК ВСНП передает в соответ-ствующие органы или организации, которые обязаны дать от-вет в течение трех месяцев после закрытия сессии, но не по-зднее чем через 6 месяцев. Если депутат не удовлетворен отве-том, он может представить замечания, которые передаются рабочим аппаратом ПК ВСНП в соответствующие или выше-стоящие органы или организации, которые обязаны дать ответ.

Часть первая ст. 76 Конституции обязывает депутатов не-укоснительно соблюдать Конституцию и законы, хранить го-сударственную тайну и в своей производственной, служебной и общественной деятельности содействовать исполнению Кон-ституции и законов.

Депутаты не подлежат юридической ответственности за выступления и голосования на заседаниях ВСНП и Постоянно-го комитета ВСНП, они не могут быть арестованы или привле-чены к уголовной ответственности без разрешения президиу-ма сессии ВСНП, а в период между сессиями ВСНП -- без разрешения ПК ВСНП. Если органы общественной безопасно-сти задерживают депутата ВСНП на месте совершения пре-ступления, то они должны немедленно сообщить об этом в президиум сессии ВСНП либо в ПК ВСНП.

ВСНП работает в сессионном поряд-ке, очередные сессии проводятся один раз в год. Сессии до-вольно продолжительны для социалистической страны и длятся нередко более полумесяца. Первую сессию ВСНП каждого со-зыва созывает ПК ВСНП предыдущего созыва в двухмесяч-ный срок после окончания выборов. За месяц до любой сессии (кроме внеочередных) ПК ВСНП должен информировать ВСНП о дне открытия сессии и об основных вопросах, представляе-мых на рассмотрение ВСНП. Внеочередные сессии могут быть созваны по усмотрению ПК ВСНП или по предложению не менее 1/5 депутатов ВСНП.

Каждой сессии ВСНП предшествует подготовительное заседание, на котором избираются президиум и начальник сек-ретариата данной сессии, принимается повестка дня сессии, решаются другие вопросы, связанные с подготовкой к сессии. Этим подготовительным заседанием руководит ПК ВСНП (под-готовительным заседанием первой сессии -- ПК ВСНП преды-дущего созыва) Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 450

.

Сессии ВСНП проводятся открыто. В сессиях принимают участие, помимо депутатов, лица, входящие в состав Государ-ственного совета, Центрального военного совета, председатель Верховного народного суда и генеральный прокурор Верхов-ной народной прокуратуры. С разрешения президиума сессии на заседаниях могут присутствовать ответственные работники других заинтересованных коллективов и ведомств. Для депута-тов -- представителей национальных меньшинств организуются необходимые переводы.

При необходимости могут проводиться и закрытые засе-дания по решению президиума и руководителей всех делега-ций после представления мнения всех делегаций.

Депутат может выступать на пленарном заседании ВСНП два раза, на что дается соответственно не более 10 и 5 минут. Члены президиума и представители делегаций могут высту-пать два раза по одному и тому же вопросу в течение 15 и 10 минут, причем председательствующий может увеличить это время. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 391.

Правом законодатель-ной инициативы наделены: президиум сессии ВСНП, ПК ВСНП, специальные комиссии ВСНП, Государственный совет, Цент-ральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, делегации и не менее 30 депутатов. Порядок рассмотрения этих законопроектов различается в за-висимости от субъекта права законодательной инициативы. За-конопроекты, внесенные всеми субъектами, кроме делегаций и групп депутатов, по решению президиума направляются на рассмотрение делегаций, а также могут быть направлены в соответствующие специальные комиссии, затем президиум принимает решение о вынесении их на голосование в ВСНП. В отношении законопроектов, внесенных делегациями и группа-ми депутатов, предусмотрено два варианта: решение о воз-можности включения законопроекта в повестку дня сессии при-нимается президиумом либо сразу, либо после предваритель-ного рассмотрения в соответствующей специальной комиссии. Таким образом, создано «двойное сито» для отклонения в слу-чае необходимости законопроектов еще до их обсуждения ВСНП.

Стадия обсуждения законопроекта урегулирована Рег-ламентом ВСНП следующим образом. Если законопроект включен в повестку дня, на заседании проводится слушание пояснений, после чего законопроект рассматривается во всех делегациях, комиссии законодательных предположений и спе-циальных комиссиях. Затем комиссия законодательных пред-положений обобщает замечания и составляет доклад для прези-диума, который распространяет его среди депутатов и спустя определенное время проводит голосование, порядок которого Регламентом не урегулирован.

Предусмотрена также возможность отзыва законопроек-тов их инициаторами до постановки их на голосование в ВСНП. В этом случае рассмотрение этих законопроектов приостанав-ливается, а с согласия президиума -- прекращается.

Выборы и назначения ВСНП осуществляет тайным голосованием. Кроме случаев, когда кандидатуры выдвигают-ся должностными лицами, указанными в Конституции, в про-чих случаях соответствующее предложение вносится президиумом сессии. Президиум сессии, более трех делегаций или более 1/10 общего числа депутатов могут предложить освобо-дить от должности любое из избранных или назначенных ВСНП должностных лиц, после чего вопрос рассматривается в деле-гациях и голосуется на заседании. Должностное лицо вправе устно или письменно опровергать обвинения.

3. Порядок формирования, полномочия и ответственность Государственного совета

Государственный совет КНР характеризуется в ст. 85 Кон-ституции как центральное народное правительство, исполни-тельный орган верховного органа государственной власти, вер-ховный государственный административный орган. Он состоит из Премьера, заместителей Премьера, членов Государствен-ного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Этот орган, так же как и правительства других стран, руководит административной ра-ботой общегосударственного масштаба, деятельностью мини-стерств и ведомств и наделен соответствующими функциями и полномочиями, перечень которых в Конституции насчитывает 18 позиций, причем последняя из них -- это «другие полномо-чия, которые возлагаются на него» ВСНП и ПК ВСНП.

Кандидатура Премьера Государственного совета утвержда-ется ВСНП по представлению Председателя КНР, а остальные лица, входящие в состав Государственного совета, утвержда-ются ВСНП по представлению Премьера. Всех их ВСНП имеет право освобождать от должности по процедуре, описанной в предыдущих пунктах настоящего параграфа. В период между сессиями ВСНП изменения в составе Государственного совета производит ПК ВСНП по представлению Премьера.

Срок полномочий Государственного совета соответствует сроку полномочий ВСНП, причем Премьер, его заместители и члены Государственного совета могут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Необходимо пояснить, что чле-ны Государственного совета -- это не просто лица, которые входят в его состав, а по существу как бы вторая категория заместителей Премьера. Вместе с заместителями они «помогают Премьеру». Премьер, его заместители, члены Государствен-ного совета и начальник секретариата образуют постоянное бюро Государственного совета. Премьер созывает заседания Государственного совета и его постоянного бюро и председа-тельствует на них.

Конституция в ст. 92 установила ответственность и подот-четность Государственного совета в отношении ВСНП и ПК ВСНП.

Особенности правового и фактического статуса этого орга-на определяются тем, что он часто выступает «в паре» с ЦК КПК, точнее, решения ЦК КПК нередко оформляются как со-вместные решения ЦК КПК и Государственного совета. Надо сказать, что и собственные акты этого органа нередко носят характер политической директивы, предписаний ориентирующе-го характера, «установок», какими являются, например: «Неко-торые политические установки Государственного совета об ин-дивидуальных хозяйствах в городах и поселках, не связанных с сельским хозяйством», «Некоторые положения об индивидуаль-ной промышленности и торговле в деревне», «Постановление о внедрении курса на урегулирование народного хозяйства на предприятиях коммун и производственных бригад» и прочее.

На министров и председателей комитетов Конституция возложила ответственность за руководство работой соответ-ствующих ведомств, которые на основе законов и актов Госу-дарственного совета издают в пределах своей компетенции распоряжения, инструкции и положения. Государственный со-вет учреждает ревизионный орган для контроля и надзора за доходами и расходами ведомств Государственного совета и местных правительств, государственных валютно-финансовых органов, предприятий и учреждений. Под руководством Пре-мьера ревизионный орган в соответствии с законом действует самостоятельно, без вмешательства других административных органов, общественных организаций и отдельных лиц Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 451.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.