Рефераты. Конституционное право Китайской Народной Республики

Поскольку в Китае предпринимаются усилия по форми-рованию рыночной сферы функционирования государственных предприятий и других субъектов хозяйствования, на консти-туционном уровне нашел отражение вопрос о соотношении плана и рынка. До марта 1993 г. ст. 15 Конституции КНР гласи-ла: «Государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство. С помощью всесторонне сбалансиро-ванных экономических планов и вспомогательной роли рыноч-ного регулирования государство гарантирует пропорциональ-ное, гармоничное развитие народного хозяйства». До XIV съезда КПК (1992 г.) рыночный социализм типа югославской модели объявлялся неприемлемым для Китая, но начиная с XIV съезда в партийных документах говорится уже о социалистической рыночной экономике. По мнению китайского автора Цзо Чанцина, основные особенности новой системы социалистической рыночной экономики сводятся к следующему: распределение ресурсов при использовании рыночного механизма; самостоятельность хозяйственных предприятий; четкое определение прав собственности; создание рынка факторов производства; косвенный макроэкономический контроль правитель-ства; разработка законодательства, регламентирующего хо-зяйственную деятельность.

Социалистический характер экономики Китая проявляет-ся, по мнению китайских экономистов, прежде всего в доми-нировании государственной собственности в народном хозяй-стве страны и ведущей роли принципа распределения по тру-ду. Вместе с тем формулировка Конституции делает возможным и акцент на рыночном характере преобразований, «допускает различные толкования, ее трактовка может меняться в зави-симости от задач экономической политики китайского руко-водства и практических потребностей реформы».

Политическая установка КПК на создание социалистичес-кой рыночной экономики получила конституционное оформле-ние. Статья 15 Конституции в редакции 1993 г. гласит: «Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование. Государство в соответствии с законом запрещает любым организациям или отдельным лицам нарушать экономический строй общества».

Особенность Конституции КНР заключается и в том, что она регулирует такой, казалось бы, частный институт хозяйства, как семейный подряд. Часть первая ст. 8 Конституции в редакции 1999 г. устанавливает: «Сельские коллективные хо-зяйственные организации осуществляют двухуровневую систе-му хозяйствования, основой которой является семейный под-ряд. В деревне различные формы кооперативного хозяйства в виде производственной, снабженческо-сбытовой, кредитной, потребительской и других форм кооперации представляют со-бой социалистический сектор экономики, основанный на сис-теме коллективной собственности трудящихся масс».

Также имеется и другая особенность Конститу-ции -- допуск иностранного капитала.

В соответствии с социа-листической традицией в Конституции КНР большое внимание уделено регулированию экономической политики и хозяйствен-но-организаторской деятельности государства. В Конституции предусмотрены или из нее вытекают такие цели экономиче-ской политики государства, как: совершенствование макрорегулирования (ст. 15); усиление законодательной деятельности в области эко-номики (ст. 15); обеспечение целостности экономического строя обще-ства (запрещение его нарушения - ст. 15); охрана различных форм собственности (ст. 11, 12, 13); рациональное распределение средств накопления и потребления (ст. 14); совершенствование систем управления экономикой и управления предприятиями (ст. 14); повышение производительности и улучшение органи-зации труда (ст. 14).

Кроме того, в Конституции нашла отражение экономичес-кая стратегия государства по использованию достижений на-уки и техники, созданию условий для их развития (ст. 14).

Конституция КНР устанавливает также основы компетен-ции государственных органов в сфере экономики.

Политическая система КНР отличается значительным своеобразием.

Во-первых, в силу своего социалистического характера она включает специфические институты, типичные именно для социалистических стран (коммунистическая партия, народный фронт и др.), причем и государство, и различные формально общественные формирования функционируют и взаимодействуют под руководством КПК.

Во-вторых, в КНР наблюдается специфическое переплетение формальных и неформальных институтов, при этом формальное значение отдельных институтов политической системы, в том числе и официально пропагандируемое, как правило, далеко не совпадает с реальным. Например, формально вопросы национальной безопасности входят в компетенцию специально создаваемого ВСНП государственного органа - Центрального военного совета. Известно, и в КНР это считается вполне вытекающим из особенностей социалистического государства, что на практике решениям этого органа предшествуют решения Политбюро ЦК КПК. Анализ же принятия конкретных решений позволяет синологам предположить, что политику по вопросам национальной безопасности определяет немногочисленная группа высших военных, партийных и отставных деятелей, а члены Политбюро выступают в роли консультантов этих могущественных политиков.

В Китае сохраняется и такая весьма своеобразная структура власти, как формально не существующий, почти никогда не собирающийся вместе, но вполне реальный «ареопаг патриархов» КПК (менее 10 человек). Большинству из них за 80, а некоторым и за 90 лет, и они не занимают государственных или партийных постов, но те, кто официально занимает руководящие посты в КПК и КНР, считаются с их мнением и советуются с ними, более того, без их согласия невозможно принятие важных политических решений в партии и государстве.

В-третьих, на функционирование политической системы огромное влияние оказывает феномен личных связей («гуань си»). Этот ведущий внутренний механизм политической системы КНР уходит корнями в далекое прошлое китайской традиционной культуры. Проанализировать и выявить его воздействие на функционирование политической системы довольно сложно, а часто и невозможно в силу ряда причин, в том числе и закрытости китайского общества. Однако иметь в виду его необходимо, поскольку действие всех институтов осуществляется главным образом через «гуань си», а не в европейском понимании, но российскому читателю это понять несложно Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 390.

С формальной точки зрения политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: КПК, другие политические партии и формально неполитические организации, государство и народный фронт.

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризуется в документах как «правящая партия», а демократические партии - как «партии, участвующие в политической жизни».

Коммунистическая партия Китая определяется в китайской литературе как авангард рабочего класса, выразитель интересов многонационального народа страны, руководящая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успехи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальнейшем возлагается руководство «народами всех национальностей Китая». В своей деятельности КПК руководствуется марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина. Главной задачей партии в настоящее время признается «социалистическая модернизация» и превращение Китая в «социалистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией». Феномен КПК, сохранившей свои позиции в условиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунистические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонстрировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отказаться от целого ряда догматических положений (о несовместимости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую платформу КПК путем использования традиционных конфуцианских ценностей и идей национального патриотизма.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный комитет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дисциплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК.

Для политической системы КНР характерно тесное переплетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчинение территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Именно поэтому разработка, например, пятилетних планов осуществляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принимаются ВСНП. Пример такого рода - принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. «Предложений ЦК КПК о разработке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны», в которых были определены все основные моменты документов, принятых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социального развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается главным образом идеологический и политический характер руководства КПК. «Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государства». Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь любые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что «в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и действия, которые ставят под сомнение ее руководящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.