Рефераты. Избирательная система США в контексте ее демократичности и соответствия мировым стандартам

Нет у кандидатов и равного доступа к теледебатам, поскольку они, как правило, проходят только между двумя кандидатами - кандидатами от республиканцев и демократов. Параллельно приведем пример Украины, ЦИК которой дала всем 24 кандидатам возможность появиться на телеэкране.

Президентские выборы в США 2000 года показали еще одну проблему - очень слабую систему регистрации избирателей. Как выяснилось, в результате недостатков этой системы не были учтены голоса приблизительно 4 - 6 млн. американцев. При этом любопытно, что, по выводам Комиссии США по гражданским правам, большая половина неподсчитанных голосов принадлежала темнокожим американцам.

Кроме того, в США, как оказалось, тоже есть возможности для фальсификаций. Так, по сведениям Investigative Reporter, федеральные власти и чиновники штата Невада собирают информацию о предполагаемом широкомасштабном мошенничестве с избирательными списками (принадлежность представителей местных властей, обеспечивающих организацию выборов к одной из двух главных партий -- Республиканской или Демократической и другие). Например, сотрудник частной компании Voters Outreach of America, нанятой республиканцами для оформления списков избирателей, честно признался, что его боссы отправляют регистрационные формы, заполненные демократами, прямиком в мусорные урны. Руководство компании твердо вознамерилось регистрировать только избирателей-республиканцев. При этом, согласно букве закона, частные регистраторы обязаны сдавать все собранные регистрационные формы вне зависимости от собственной партийной принадлежности. Жалобы на деятельность компании, занятой составлением списков избирателей, поступают также в штате Орегон. А Daily News пишет о том, что тысячи людей нелегально регистрируются для участия в выборах сразу в двух местах -- Нью-Йорке и Флориде. Притом, что такая двойная регистрация ставит под угрозу объективность выборов в обоих штатах. А с учетом специфики американской избирательной системы и в стране в целом, двойная регистрация нелегальна в обоих штатах, однако чиновники избирательных комитетов попросту не сверяют списки избирателей с другими штатами.

Международные наблюдатели из 15 стран со всех пяти континентов, ознакомившиеся с подготовкой к ноябрьским выборам 2004 года в нескольких американских штатах пришли к выводу, что избирательная система США является далеко не идеальной и требует усовершенствования. Группа специалистов из 20 человек, среди которых были парламентарии, дипломаты, юристы, ученые и журналисты, считает неправильным действующий в восьми американских штатах закон, который лишает права голоса бывших заключенных, отбывавших наказание за особо тяжкие преступления. Они также рекомендуют обеспечить широкий доступ на избирательные участки в США независимым наблюдателям, а не только представителям республиканцев и демократов чтобы ликвидировать почву для коррупции.

О возможности возникновения спорных ситуаций на президентских выборах в 2004 году официальный Вашингтон был предупрежден экспертами ОБСЕ за полтора месяца до голосования. В докладе группы Строхала (директора офиса демократических институтов и прав человека ОБСЕ, посла) выражалась обеспокоенность в связи с тем, что президентские выборы в США могут сопровождаться рядом процедурных нарушений, которые не соответствуют общепризнанным мировым демократическим нормам и связаны с риском длительных судебных разбирательств после голосования.

Авторы документа обратили, в частности, внимание на введение в США новой практики голосования с использованием "временного" избирательного бюллетеня для лиц, не внесенных заранее в списки избирателей. Подсчет таких бюллетеней и их учет в итогах голосования должны производиться только после последующего официального подтверждения права избирателя участвовать в голосовании. Однако, как отмечается в докладе, в Соединенных Штатах не разработаны единые требования и параметры для такого подтверждения, которое в отдельных случаях может занимать более 30 дней.

В случае, если число поданных за кандидатов голосов будет очень близким, это "может вылиться в споры по завершении выборов и судебное разбирательство, что может затянуть объявление окончательных итогов", подчеркивается в докладе.

На момент, когда Джон Керри отказался признать свое поражение и через свой предвыборный штаб потребовал завершить подсчет "временных" бюллетений в штате Огайо, разница в голосах, поданных за двух кандидатов в штате Огайо, составляла около 136 тысяч бюллетений, но по данным госсекретаря штата Кеннета Блэкуэлла при этом вообще не были обработаны около 175 тысяч "временных" бюллетеней.

Если бы кандидат демократов настоял на подсчете "временных" бюллетеней, то на это ушло бы довольно много времени, потому что по законам штата Огайо обработку этих бюллетеней можно начинать только по истечении 11 дней после завершения голосования.

В этом случае, как считают многие эксперты, Америка узнала бы, кто стал ее новым президентом, не раньше 13 ноября.

Президент Соединенных Штатов Америки избирается непрямым образом (коллегией выборщиков) сроком на 4 года. Одним из важных аспектов американского федерализма является то, что все 50 штатов, как отдельные государства, участвуют в выборах президента. Эта система -- коллегия выборщиков -- предоставляет каждому штату количество голосов, эквивалентное числу его представителей в Сенате и в Палате представителей, где штаты получают количество мест пропорционально численности населения. Кандидат в президенты, который одерживает победу на всенародном голосовании в штатах, где число голосов выборщиков составляет большинство всех голосов (в настоящее время 270 из 538), становится президентом.

Сторонники сохранения существующей системы выборов путем задействования коллегии выборщиков заявляют, что в случае принятия Соединенными Штатами системы прямых выборов кандидаты в президенты будут активно проводить кампании в самых густонаселенных штатах и стремиться получить больше голосов в таких местах, игнорируя штаты с маленьким населением.

Джейми Раскин (сенатор от штата Мэриленд, специалист по конституционному праву, профессор Американского университета) ратует за то, чтобы изменить коллегию выборщиков таким образом, чтобы результаты выборов действительно отражали результаты всенародного голосования. На основании подписанного им закона, Мэриленд стал первым штатом в стране, который присоединился к официальному Соглашению между штатами об общенациональном всенародном голосовании. Раскин сообщает, что «некоторые современные черты американской избирательной системы указывают на то, что в стране произошло что-то, что не вписывается в ее общий демократический контекст».Самым вопиющим примером, по его словам, служит то, как страна выбирает своего президента: «этот запутанный процесс ставит все демократические принципы с ног на голову. Вот, посмотрите, как опрокидываются основные понятия демократии во время президентских выборов в США:

Принцип большинства -- но только во время президентских выборов. Принцип большинства лежит в основе демократии, однако в Соединенных Штатах не победитель всенародного голосования становится президентом. Президентом становится победитель голосования коллегии выборщиков -- системы, по которой каждый штат назначает некоторое число «выборщиков», избирающих президента. Во время широко обсуждаемых выборов 2000 года вице-президент Эл Гор опередил губернатора Джорджа Буша на 500 000 голосов по результатам подсчета общего числа голосов избирателей, однако проиграл на коллегии выборщиков из-за появившегося в последнюю минуту во Флориде перевеса в 537 голосов. Кандидаты, проигравшие при всенародном голосовании, побеждали на коллегии выборщиков и во время трех предыдущих выборов. Кроме того, существует много примеров, когда на выборах небольшой сдвиг во всенародном голосовании мог бы укрепить позиции проигравших и привести их в Белый дом.

Народ выбирает своего президента -- но не в Соединенных Штатах. Здесь люди голосуют за выборщиков от штата, которые потом будут выбирать президента. Конечно же, большинство людей считает, что они голосуют за президента».

Каждый голос имеет одинаковый вес -- но «только не при странной арифметике коллегии выборщиков, - заявляет Раскин, - где голос жителя Делавэра или Северной Дакоты имеет математически гораздо больший вес (измеряется отношением количества избирателей к числу выборщиков от штата), чем голос в более крупных штатах -- таких, как Калифорния, Техас или Нью-Йорк. Однако если сравнить, с какой вероятностью избиратели могут повлиять на то, кто будет назначен выборщиком от штата, условия изменятся и несоответствия станут еще более впечатляющими». Приведем пример: в 2004 году выборы завершились отрывом в 365 голосов в штате Нью-Мексико и отрывом в 312 043 голоса в штате Юта, то есть у избирателя в Нью-Мексико была вероятность повлиять на назначение выборщиков в сотни раз больше, чем у избирателя в Юте.

В развитых государствах у каждого избирателя должен быть одинаковый стимул голосовать. К сожалению, в США практика сложилась иначе. Подавляющее большинство людей живет в штатах, которые считаются «стабильными», где у республиканцев или демократов есть надежная поддержка выборщиков президента от штатов. Две трети штатов, таким образом, превратились в территорию, куда кандидаты редко заглядывают, ибо сосредотачивают свои усилия на «колеблющихся» штатов, число которых незначительно. За последние два избирательных цикла две партии потратили 99 процентов ресурсов своих кампаний всего на 16 штатов, из них 70 процентов -- всего в пяти штатах. «Большинство из нас, по словам Раскина, - включая людей, живущих в Техасе, Нью-Йорке и Калифорнии -- трех из четырех самых густонаселенных штатах, -- всего лишь зрители настоящей избирательной гонки, которая происходит в Огайо и Флориде, а также в ряде других штатов. Такое невнимание к большей части страны отрицательно влияет на явку избирателей в «забытых» штатах. Явка избирателей на общих выборах приближается к 70 процентам в колеблющихся штатах, однако в деморализованных штатах-зрителях она едва превышает 50 процентов, делая, таким образом, явку избирателей по стране одной из самых низких в мире». Таким образом, по одним оценкам (например, Бюро Переписи Населения США\US Census Bureau) явка американцев на избирательные участки постоянно снижается примерно с середины 1960-х годов, по другим (например, Центра Исследований Американского Электората\Center for the Study of the American Electorate) - она остается практически неизменной с начала 1970-х. Впрочем, известно, что на президентских выборах явка традиционно выше, чем на выборах в Конгресс.

Майкл МакДональд, сотрудник исследовательского центра Brookings Institution, считает, что постоянное уменьшение числа голосующих американцев - не более, чем миф. По его данным, на протяжении последних трех десятилетий в президентских выборах участвуют, в среднем, 55.3% избирателей (в 2004 году - 60.3%), в промежуточных выборах - когда выбирают часть конгрессменов, сенаторов и губернаторов (например, выборы от ноября 2006 года) - 39.4%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.