Рефераты. История политических и правовых учений

По Ф. Скорине можно выстроить следующую логическую связь оснований закона: разум - общественная необходимость - время и место действия - справедливость - общее благо - прагматичность - открытость для его изучения, и, как следствие, нормальное функционирование.

Основная задача права - гармонизация отношений между всеми слоями и классами общества. Право - не воля господствующего класса, а особый надсоциальный институт, учитывающий интересы всех людей.

Справедливость и общее благо у Ф. Скорины, таким образом, - не только этические понятия, но и фундаментальные юридические категории. Здесь автор высказывает гениальную догадку возможного совпадения закона и права на основе юстиции (справедливости), общего блага и разума.

С практической точки зрения такая постановка вопроса ориентирована на гуманное судопроизводство, в основе которого, по Ф. Скорине, находится та же справедливость. Мыслитель утверждал, что судье необходимо быть не только высоконравственным и беспристрастным профессионалом, но и советчиком.

Задолго до возникновения в Европе развернутых правовых теорий Ф.Скорина объявляет закон и право основой гармоничного развития общества. Беззаконие, несовершенное судопроизводство разрушают общественный мир. Законность же - величайшее общественное благо.

Представляет интерес и скорининская классификация права. Он выделяет неписаное и писаное право. Последнее подразделяется на право божеское, церковное и земское. Право божеское изложено в Библии, церковное - в документах соборов, земское, или светское, - наиболее просвещенными людьми и государя. Высказывается также идея о большой роли народа как в правотворчестве, так и в государственной жизни.

Ф. Скорина представляет классификацию земского права. Сначала он говорит о «посполитом праве», которое фиксирует общие принципы жизнедеятельности общества. Следом следует языческое право, в котором говорится о правилах ведения военных действий между государствами. Непосредственно за языческим правом следует рыцарское, или военное. Оно, говоря современным языком, являет собой своего рода устав армии, так как в нем регламентируется боевое построение войск, тактика ведения боевых действий, поведение на поле брани.

Далее он выделяет царское, местное, морское и купеческое право.

Ф. Скорина предпочитает просвещенную, гуманную и сильную монархию другим формам государственного устройства. Государь должен правит страной в соответствии с законами, контролировать исполнение правосудия. Главнейшей его задачей является обеспечение мирного течения жизни.

27. Политическое и правовое учение Г. Гроция

Голландия была первой буржуазной республикой, и это нашло отражение в политической мысли того времени, разрабатывавшей идеи естественного права и общественного договора. Среди родоначальников естественно-правовой доктрины выделяется голландский юрист и дипломат Гуго де Гроот (Гроций) (1583-1645 гг). Его основной труд - трактат «О праве войны и мира». Хотя он был посвящен проблемам международного права, для их решения автор был вынужден дать ответы на более общие вопросы происхождения государства и права.

Гроций выделял две основные разновидности права: естественное и человеческое (волеустановленное). Первое имеет естественное происхождение и вытекает из стремления людей к общению и объединению. Воля людей к осуществлению на практике естественного права порождает право человеческое. В отличие от неизменного естественного права право человеческое подвержено изменениям, зависящим от воли законодателей. Поскольку его происхождение связано с взаимным соглашением людей, оно отражает их интересы, практические потребности. Однако нормы человеческого права должны соответствовать праву естественному. Специфика человеческого права в том, что оно предполагает возможность принуждения, если его нормы не соблюдаются добровольно. Эту функцию исполняет государство, которое Гроций определял как «совершенный союз свободных людей, заключенных ради соблюдения права и общей пользы».

Согласно ему, государство - это продукт сознательной деятельности людей, оно возникло как следствие общественного договора. До учреждения государства человечество находилось в естественном состоянии; оно не знало частной собственности. По мере развития ремесел стали возрастать потребности людей и появилось стремление к завладению собственностью. Для того чтобы удалить возникшие таким образом конфликты, люди по своей воле заключили общественный договор, т.е. объединились в государство. Во имя обеспечения общей безопасности, ради реализации права государство может воздействовать на подданных силой; оно обладает суверенитетом. Подданные же не имеют права сопротивляться любой законной власти. Лишь в исключительном случае народ имеет право изменить образ правления - т.е. фактически изменить условия общественного договора. Функции государства: законотворчество, непосредственное управление, правосудие. Все они связаны с публичной сферой, с общими интересами; в частные дела государство вмешиваться не может.

Гуго Гроций считается отцом науки международного права. Он отрицал то, что в основе международных отношений лежит сила. На самом деле там действует «право народов», общее для всех людей, результат их договоренности. Они ведутся там, «где отсутствует или прекращается действие судебной власти». Гроций противопоставлял справедливые и несправедливые войны. Сама по себе война является естественным способом защиты законных интересов. Она не запрещается ни естественным, ни человеческим правом. Однако это относится лишь к справедливой, т.е. оборонительной войне. Соответственно, Гроций оправдывал «частные войны» внутри государства, если преследуют защиту законных интересов.

28. Политическое и правовое учение Б. Спинозы

Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) - видный голландский философ. Политико-правовая проблематика нашла отражение в его трудах «Богословско-политический трактат», «Этика», «Политический трактат». Исходным в учении Спинозы о государстве и праве является понятие естественного права - правил природы. Естественные законы - это необходимость, в пределах которой существует и действует природа. Итак, естественное право запрещает то, чего никто не желает и никто не может. Оно действует в естественном состоянии, где каждый имеет столько прав, сколько имеет силы. В этом состоянии всем правит человеческий эгоизм; противоречия между людьми решаются с помощью насилия. Эгоизм вообще соответствует человеческой природе; поэтому, считал Спиноза, осуществление на практике утопий наподобие проекта Мора несбыточно.

Для прекращения постоянной борьбы всех против всех люди заключают общественный договор и таким образом переходят к гражданскому состоянию. Спиноза писал, что они соединяют свои естественные права и создают государственную власть, чтобы жить «безопасно и наилучшим образом». Так люди переходят от жизни по велению своих страстей к жизни по требованиям разума. Государство Спиноза рассматривал как продукт самоограничения людей. С его образованием создается общее для всех право, обеспеченное совокупной мощью всех граждан. Получается, что в гражданском обществе мощь каждого отдельного индивида возрастает. Свобода теперь заключается в подчинении общему для всех закону; этот закон имеет абсолютную силу для всех. Однако, государственная власть не распространяется на неотчуждаемые естественные права, к которым относятся свобода мысли, суждения, вероисповедания.

Законы, действующие в государстве, будут соответствовать интересам всех граждан, если будут приняты на их всеобщем собрании, считал Спиноза. Только тогда будет гарантирована разумность законодательства. Поэтому лучшей формой государственного устройства голландский мыслитель признавал демократическую республику, при которой наилучшим образом обеспечиваются мир и безопасность граждан. Для реальных условий своего времени он предложил проект, согласно которому управление находится в руках аристократического совета. Монархическое устройство Спиноза осуждал как ограничивающее человеческую свободу.

29. Государственно-правовая доктрина Д. Локка

Английский философ Джон Локк (1632-1704 гг.) является одним из родоначальников либерализма. Его работы были призваны теоретически обосновать «славную революцию» 1688 г. в Англии, становление там после принятия Билля о правах конституционной монархии. Сочинение «Два трктата о государственном правлении» посвящено раскрытию воззрений Локка на происхождение, цели и устройство государства, пределы его власти. Локк понимал естество человека не как эгоистичное и злое, а как доброе. Поэтому в естественном состоянии люди не воевали, а действовали согласно религиозным и моральным заповедям. Вообще состояние вражды и конфликта является для человека противоестественным. Насилие Локк признавал только в рамках самозащиты.

Подобно другим представителям естественно-правовой школы, Локк рассматривал развитие человечества от естественного состояния к государственному или гражданскому (правда, в теоретическом аспекте). Первое заключается в свободе действий «в границах закона природы», по сути не во вред другим. При этом все люди равны, а наличие частной собственности не отрицает политического равноправия. Политическая власть появляется путем соглашения, общественного договора, «для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить». Общественный договор здесь, скорее, торжество разума, чем проявление крайне необходимости, как у Гоббса. Так возникает государство, главной характеристикой которого является выражение интересов большинства в интересах всех. Идея общественного договора означает отождествление государства с гражданским обществом, чего не делают в наше время. Участие в политическом сообществе означает для человека обязательство подчиняться решению большинства в лице государственной власти. Основные права, идущие от естественного состояния, люди сохраняют теперь. Это жизнь, свобода, собственность. В собственность государство, власть вмешиваться не имеет права, это предел его компетенции.

Гражданское состояние отличается от естественного тем, что оно знает» установленный и определенный» закон - позитивное право. Далее, противоречия между людьми решаются судом в соответствии с законами. Действенность судебных приговоров обеспечивает сила, без которой государство, к сожалению, немыслимо. Свобода в гражданском состоянии - это следование собственной воле в рамках закона, который выражает общее благо. Носитель суверенитета не обладает абсолютной властью; он обязан соблюдать закон подобно остальным гражданам. Для того, чтобы власть не концентрировалась в одних руках, чтобы принцип общего блага соблюдался, Локк предложил систему разделения властей: законодательной (включая суд), исполнительной и федеральной. Последняя занимается вопросами международного сотрудничества. Локк выделял три формы государства: демократию, олигархию, монархию. Любая из них имеет право на существование при заключении общественного договора. Лишь абсолютная монархия противоречит его духу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.