Рефераты. История политических и правовых учений

13. Новозаветные идеи о власти, государстве и праве

Новый Завет лояльно, в отличие от Ветхого завета, относится к государству и власти. Всякая власть от бога, нет власти не от бога. Это краеугольный камень христианского учения. Подчинение власти - долг. Ответственность за любое дело. В человеческом обществе устанавливается такая же иерархия, как и на небе. В нравственном плане - богово - выше царево. Царь - земные дела, церковь - духовные дела. Церковь требовала от царей достойного поведения: уметь владеть собой.

Таким образом, создаются 2 независимые власти: светская и церковная.

В Византии - цезарепапизм, в западном мире - папацезаризм.

14. Политико-правовые взгляды Августина

Самым значительным христианским богословом античности был Аврелий Августин (354 - 430 гг.). Начав жизнь легкомысленно и беспутно, Августин под влиянием трагических обстоятельств обратился к философии, а затем стал христианином. Последние 35 лет своей жизни он провел на должности епископа североафриканского города Гиппона. Августину принадлежит множество богословских трудов, самый значительный из которых называется «О граде Божием».

Исходным понятием теологии Августина является первородный грех - грех прародителей человечества Адама и Евы. Все социальные институты - это последствия первородного греха. Согласно Августину, история человечества есть история борьбы 2 враждебных и непримиримых царств-градов: града земного и града небесного, Божьего. Под «градами» Августин понимал не политические образования, а духовные общности, вперемешку распределенные среди людей. Различие между 2 «градами» заключены в духовном состоянии разных людей: одних, живущих согласно принципам морали (и, с его возникновением, - христианства), других - действующих исходя из собственных корыстных побуждений, преследующих низменные цели удовлетворения своих материальных потребностей. Греховный град земной Августин связывал с государством; град Божий - с христианской церковью.

Гиппонский епископ резко противопоставлял государство и церковь. Государство по своей сути греховно; оно основано на человеческом эгоизме. Это область непрерывной борьбы между людьми, конфликтов и войн. В отличие от государства церковь в своей власти опирается непосредственно на Бога. Поэтому ее авторитет должен стоять выше власти светских правителей. В целом, по мнению Августина, в мире существует разделение полномочий между светской и церковными властями. Человек несвободен; божественная благодать предопределяет вехи жизненного пути каждого. Поэтому светские правители должны прислушиваться к правителям церкви.

15. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве

Фома из Аквино (1225 - 1274 гг.) - выдающийся средневековый западноевропейский богослов, стремился рационально обосновать христианскую доктрину, прежде всего, опираясь на наследие Аристотеля. Основное сочинение называется «Сумма теологии». Политическое учение изложено в трактате «О правлении государей». После смерти Фома был причислен к лику святых; его философское наследие - томизм и неотомизм - до сих пор является направляющим в католической церкви.

Фома выделял 4 вида права: вечное, божественное, естественное, человеческое. На вершине системы находится «вечный закон» - божественное провидение, управляющее миром. Человеческому сознанию «вечный закон» не доступен. Божественный закон - та часть «вечного закона», которая открывается людям через откровение в Священном Писании. Естественное право рассматривалось как отражение «вечного закона» человеческим разумом. К нему относятся нормы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Человеческое (позитивное) право, действующее в обществе, создается самими людьми. Оно представляет собой выражение требований естественного права, подкрепленное принуждением. Содержание человеческого права подвержено изменениям, его нормы в разных странах не совпадают. Общие нормы человеческого права образуют «право народов». Специфические являются «правом граждан» отдельного государства.

Аквинский считал, что по природе своей человек является политическим существом. Для раскрытия своих способностей он стремится к объединению с другими людьми; конечным результатом такого объединения является государство. Государство есть часть божественного миропорядка. Фома различал 3 элемента государственной власти: сущность, происхождение и использование. Сущность власти - это порядок отношений господства и подчинения, установленный Богом. Происхождение представляет собой форму государственного устройства. Фома признавал естественным подчинение властям, ибо подчинение - «добродетель подданных». Его государственным идеалом была монархия. Это наиболее естественная форма правления, что доказывается историческими примерами. Устройство монархии сходно с устройством мира: подобно тому, как в мире правит один Бог, во главе государства должен быть один монарх. Существует 2 разновидности монархии - абсолютная и политическая. Во втором случае власть монарха ограничена крупными светскими и духовными феодалами. Использование власти Фома связывал с личностью, руководящей государством. Если правитель не соблюдает естественные законы, он является тираном. Фома одобрял восстание против тиранов, заставляющих совершать поступки, противоречащие вере, т.е. естественному праву.

16. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского

Марсилий из Падуи (ок. 1275 - ок. 1343 гг.) - итальянский монах, философ и политик. Он отстаивал интересы светской власти германского императора против притязаний католической церкви. Одному из императоров он посвятил сочинение «Защитник мира». В нем Марсилий резко критиковал теократические теории. По его мнению, неверное представление о соотношении между церковью и государством - это основная причина смут и возмущений. Церковь необходимо лишить светской власти. Светский государь может быть выше церкви, так как папство, это не более чем исполнительная церковная должность, установленная обществом.

Марсилий Падуанский различал 2 вида права: божественное и человеческое. Божественный закон определяет отношение человека к будущей загробной жизни, указывает пути достижения человеком вечного блаженства. Цель человеческого закона - справедливость и общее благо. Этот закон утверждается государством и обеспечивается силой. Конечным источником человеческого права является народ. Разграничению 2 видов права соответствует разграничение целей и сфер деятельности церкви и государства. К ведению церкви относятся только божественные, но не человеческие законы; поэтому церковь не должна вмешиваться в земные дела. Марсилий выступал за подчинение церкви светским властям.

Падуанский отстаивал идеал сформировавшегося бюргерства (средних городских слоев) - сильную центральную власть. Он был сторонником выборной монархии, где монарха избирает весь народ. Основой всякой власти является народное согласие. Государство преследует исключительно человеческие цели и потому должно ориентироваться на практические интересы людей. Поэтому в государстве царит верховенство закона, а народ является законодателем. Он имеет право свержения правительства, не соблюдающего законы. Марсилий признавал естественным социальное неравенство людей; он делил народ на 2 сословия - высшее (военные, священники, чиновники) и низшее (земледельцы, ремесленники и торговцы). Во главе государства должно стоять высшее сословие, поскольку лишь оно способно служить общему благу. Представители низшего сословия могут заботиться лишь о частных интересах.

17. Учение о праве средневековых юристов в Западной Европе

Из лекции:

В Западной Европе существовало 3 системы права и 3 школы юристов.

1. Школа знатоков римского права. Цель: изучение римского права по первоисточникам (глоссаторская школа). Глосса - краткий комментарий к статье первоисточника. Глоссаторы: Ирнерий -11 век, Окуразий - 12 век. Постглоссаторы: школа Бартолло и его ученика Балио. Стремились римское право приспособить к современности, т.е. видоизменить его смысл. Это светская школа. Изучали дигесты.

2. Школа канонического права. Изучали декреты Папы. 12 век - первый сборник составил Грациан «Сборник канонического права».

3. Знатоки обычного права. Связано с авторитетом старины.

Все 3 школы принимали участие в борьбе римских Пап с 12 по 15 вв.

18. Формирование и развитие политико - правовых воззрений в исламе

Из лекции:

622 год - бегство Мухаммеда из Мекки в Медину. Источники права: Коран, сунны. 2 школы: суниты и шииты.

Исмаилиты - отвергали Коран. Вахабизм - желание умереть и унести с собой побольше жизней. Они не исламисты, борются за чистоту веры. Возникают на стыке 2 цивилизаций. Появление школ-толков фактически закрепило положение доктрины в качестве источника мусульманского права.

Имамат - руководство молитвой. Халифат - преемство.

Практика по вопросам замещения поста главы государства, его компетенции.

Последователи суннитских школ формальное существование халифата считали мнение сподвижников пророка, правоведов и большинства мусульман (иджма). Иджма предавала халифату юридический характер. Несправедливая власть предпочтительней анархии.

Шииты полагали, что государство есть продолжение и завершение пророческой миссии и пророка. Государство устанавливается волей Аллаха, это не является обязанностью общины.

Суниты считали, что верховная власть в Халифате принадлежит Аллаху. Мусульманское государство строится на основе поручения, данного им общине. Высшая власть принадлежит общине, так как она обладает верховным суверенитетом, а она есть отражение воли Аллаха. При этом община не уступает своих прав Халифу, а только поручает ему руководить собой. Если община законодательствует, то только по вопросам, которые не урегулированы. Необходимо подчиняться Халифу, так как он следует предписаниям мусульманского права.

Шииты полагали, что суверенитет принадлежит Аллаху, а от его имени руководит глава государства и он подчиняется только шариату, так как он есть отражение воли Аллаха, но не связан с общиной. Нет строгого замещения поста главы государства.

По суннитской концепции халифом становился человек не в порядке наследования или назначения предшественника, а в силу особого договора, заключенного между общиной и претендентом на халифат. Общину представляют мучтахиды (знатоки права).

Шииты предполагали, что имам не избирается общиной и не становится им в силу договора, а так как он представляет Аллаха и пророка. Халиф несет личную ответственность за осуществление власти над общиной, вправе принимать любые решения для обеспечения интересов общины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.