Рефераты. История политических и правовых учений

Близок идее «русского социализма» писатель Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889 гг.), автор статьи «Экономическая деятельность и законодательство» и других. Когда в ходе проведения аграрной реформы 1861 г. обсуждался вопрос о судьбе крестьянской общины, Чернышевский выступал против ее разрушения. Преимущества общины сильнее ее недостатков, считал он. В будущем на основе трудовой кооперации, подобной той, что сохраняется в крестьянской общине, возможно построение нового общества (Чернышевский избегал термина «социализм»). Одним из важных условий для этого является участие граждан в делах управления: «Демократия требует самоуправления». Правительство должно быть всего лишь одной из сил, воздействующих на жизнь страны, наряду с общиной, профессиональным объединением, местным самоуправлением. В конечном итоге следует создать многоступенчатую систему местного самоуправления, «доведя» ее до федеративного устройства России. Примером для этого Чернышевский называл США.

48. Учение о государстве М. Вебера

Макс Вебер (1864-1920 гг.) - немецкий социолог и политический философ. Среди его научных трудов - «Политика как призвание и профессия», «Экономика и общество». Вебер является создателем оригинальной теории господства, которое он понимал как возможность аппарата власти гарантировать порядок (послушание группы людей приказам) путем угрозы или же применения насилия. Структура господства включает 3 элемента: господствующее меньшинство (элита); аппарат управления (функционеры); подчиненная масса. Важнейшее значение в определении господства Вебер придавал фактору монополии на насилие.

Согласно ему, логика исторического развития предполагает смену «союзов» (неформализованных объединений на основе личной договоренности) «институтами». Последние характеризуются наличием рациональных норм и аппарата принуждения. К числу «институтов» относится государство. Макс Вебер выделял несколько главных признаков государства. Это наличие административного и правового порядка; распространение их силы на определенную территорию; принудительный характер их действий; монополия на легитимное применение насилия. Последнему придавалось особенное значение. Насильственные социальные действия, по Веберу, исторически предшествуют политическим и правовым институтам. Они постепенно легитимизируются государством (политическим сообществом) постольку, поскольку то соединяет физическое насилие с властью над жизнями своих членов.

Стабильность любого политического режима зависит от способности властей обеспечить легитимность, т.е. сформировать в массах убеждение, что именно сложившийся порядок является наилучшим из всех возможных. Итак, легитимность означает психологическое оправдание господства и его институциализацию в форме государства. Существует 4 способа легитимизации «института»: в силу рациональных правил; в силу ценностно-рациональных верований; в силу эмоциональных верований; в силу традиции. Соответственно есть 3 основных типа легитимного господства: рационально-правовое; традиционное; харизматическое. Первый тип характеризуется наличием рациональных правовых норм и профессионального аппарата управления (бюрократии), которые создают «безличностный порядок». Второй тип опирается на веру в святость давно установившегося порядка и почитание авторитета властителя. Он имеет 2 модификации: патриархальное и сословное господство. Третий тип предполагает безусловную и иррациональную веру в сверхъестественные качества личности вождя (его харизму).

К признакам бюрократии как «идеального типа» Вебер относил следующие: служебный долг, квалификации, служебная иерархия, документирование деятельности аппарата, специальная подготовка, регламентация управленческого процесса. Он считал, что важно поддерживать отношения между «правителями» и «бюрократами», не давая вторым превратиться в омертвевшую структуру (бюрократию в негативном смысле). Для предотвращения этого возможно совершить «цезаристский поворот» в форме плебисцита или волевого решения сильной личности вождя. Плебисцитарная демократия, считал Вебер, способна пресечь тоталитарное господство бюрократии.

Хотя право не обязательно связано с государством и может гарантироваться любыми другими институтами социального господства (семья, род, ассоциация), для современности больше характерно именно государственное обоснование права. Таким образом, правовой порядок представляет собой рационализированные правила применения насилия в ходе осуществления политического господства. Правом немецкий мыслитель называл такой вид легитимного порядка, значение которого «внешне гарантировано возможностью принуждения со стороны особого штата людей, уполномоченного обеспечить соблюдение порядка путем применения силы и наложения наказаний за его нарушение».

49. Юридический позитивизм Дж. Остина

Английский юрист Джон Остин (1790-1859 гг.) - классик юридического позитивизма. Главная работа Остина - «Определение области юриспруденции». Остин отвергал сложившееся деление права на публичное и частное. В том и другом случае конечной целью является регулирование человеческого поведения ради достижения общего блага. Сам британский правовед предлагал поделить право на «личное» и «вещное». Первое касается прав, обязанностей и возможностей разных категорий лиц. К «вещному» праву относится все остальное.

В основе учения Остина о праве лежит разграничение этики и юриспруденции, каждая из которых имеет дело собственным объектом. Юридическая наука занимается только позитивным правом и не может оценивать что-либо как добро и зло. Это точная наука, которая должна дистанцироваться от концепций естественного права, смешивающих его с законами природы, религиозными догмами, нравственными максимами. В действительности к области права в узком значении относится то, что порождает воля законодателя, приказания суверена. Кроме того, Остин относил к праву решения судей и мнения знатоков права, поскольку они санкционируются молчаливым согласием носителя суверена. Чтобы предотвратить неясность, порождаемую системой судебных прецедентов, он предлагал провести кодификацию английского законодательства.

Под сувереном Остин понимал лицо, которому большинство привыкло подчиняться. Замена суверена на другое правительства не лежит в сфере понимания большинства народа и, кроме того, сопряжена со значительными бедствиями для страны. Например, оккупационную власть признать суверенной невозможно, поскольку привычка к подчинению складывается в течение долгого срока. Поэтому Остин был сторонником централизации и соблюдения иерархии в отношениях центра и местных властей. Целью правительства является не свобода подданных, а их благо. Поэтому заочное осуждение любого «сильного» правительства и восхваление любой «демократии» будет неверно. Оценка должна определяться реальными достижениями.

Остин писал, что всякое право есть команда, приказ. В то же время, закон от иных видов команд отличает то, что сторона, которой он адресован, в случае неподчинения подлежит наказанию со стороны, издавшей закон. Получается, что юридическую силу этой норме придает санкция. Итак, позитивное право устанавливается политически господствующими для политически подчиненного. Отсюда следует неприменимость к вопросам государственной власти и права моральных оценок. Право является правом, даже если оказывается, что нам оно не нравится, или даже если оно отличается от норм, которые мы считаем верными. Если воля носителя суверенитета создает позитивное право, то сам суверен не связан правовыми ограничениями, включая издаваемые им самим законы. Его нормы ограничивать только «законы Бога», моральный нормы и общественное мнение.

50. Политико - правовые взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса

Марксизм как новое мировоззрение возник в 40-х гг. 19 в. и был создан немецкими философами Карлом Марксом (1818-1883 гг., «Восемнадцатое брюмера Луи Бонопарта», «Критика Готской программы», «Манифест Коммунистической партии» (в соавторстве с Энгельсом) и др.) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895 гг., «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др.). Основная задача, которую ставили перед собой Маркс и Энгельс, выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм социального угнетения, бесправия, неравенства. Они пытались сконструировать строй, который преодолеет отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное гармоничное развитие личности. В марксизме был обоснован метод материалистической диалектики.

Разработанная в марксизме, центральная идея материалистического понимания истории - общественно-экономическая формация, представляющая собой совокупность производственных сил и производственных отношений, характерных для общества на определенном этапе развития. Экономическим отношениям отводится главное место, они составляют базис развития общества. Капитализм достиг предела своего развития и более не может справиться с теми могущественными средствами производства и обмена, которые вызрели в лоне буржуазных отношений. Буржуазные отношения стали явно мешать приращению производительных сил, превратились в тормоз социального прогресса. Капитализм как тип социальной организации окончательно исчерпал себя. Рабочий класс (пролетариат) в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало ее, завоевать политическую власть. Государство и право рассматриваются как надстроечные по отношению к экономической структуре общества и явления. Конечная причина и решающая движущая сила всех важных исторических событий заключается в экономическом развитии общества, а надстройка детерминирована экономической структурой. Определяющая роль экономического базиса реализуется через массу причинно-следственных связей с другими сторонами общественной жизни (социальными закономерностями, взаимоотношениями классов, историческим опытом и традициями культуры, внешнеполитическими условиями и т.д.). Вместе с тем, надстроечные учреждения (прежде всего государство и право) обладают относительной самостоятельностью и постоянной активностью, происходящими из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальный функций.

Общественно-экономическая формация носит классовый характер, формы государства и права, их сущность, функции и т.д. определяются процессами взаимодействия классов. Классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы. Аппарат государства рассматривается как учреждение, легитимно осуществляющее целенаправленное насилие в обществе. Государство - политическая организация экономически господствующего класса, «машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы поддерживать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Право - «возведенная в закон воля класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни и класса».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.