Рефераты. История государственного управления в России: опыт и проблемы

Казна была не только главным финансовым хранилищем, но и государственным архивом и внешнеполитическим ведомством. Казначей -- глава казны -- выполнял и некоторые другие общегосударственные задачи: ведал ямскими, поместными, холопьими делами. Впервые в 1450 г. упоминается казенный дьяк, в 1467 г. -- казенный подьячий -- должностные лица, ведущие делопроизводство этого органа. На Казенном дворе находился печатник -- хранитель большой государственной печати.

В конце XV в. возникает приказная система. Приказ в то время -- нерегулярное поручение боярам или дьякам. Эти должностные лица реализовывали поставленные перед ними задачи без вспомогательного аппарата. С усложнением задач им в помощь давались подьячие, собранные в избе (канцелярии). Процесс образования изб растянулся на несколько десятилетий. Аппарат приказов был небольшим: в середине XV в. он насчитывал 50 чел., к концу века -- 200 чел.

В административном отношении Русское государство делилось на уезды -- города с принадлежащими им землями. Затем уезды стали подразделяться на станы и волости. Наместники назначались великим князем из числа крупных феодалов. Должностные лица ведали всем управлением на местах, а также финансами и судопроизводством и служилыми людьми в городах. Они были обязаны содержать свой аппарат, имели свои военные отряды для поддержания внутреннего порядка. Административный аппарат состоял из тиунов, судей, доводчиков (лиц, осуществлявших вызов в суд) и праведчиков (судебных исполнителей).

Все местное управление базировалось на системе содержания, получившей название кормления, т. е. содержалось за счет населения.

Наряду с кормлением в конце XV в. завершается оформление второго важнейшего принципа функционирования системы управления -- местничества. Многочисленное боярство, съехавшееся в Москву, упорядочивается при помощи специальных списков родословия; устанавливается порядок их старшинства, в соответствии с которым они занимают должности на службе у великого князя. На основании местничества формируется управленческий аппарат. Позже утверждение этого принципа потребовало создания специальных родословных -- родословных столбцов, чтобы легитимно определять иерархическое место каждого служилого человека.[13, с.215]

Судопроизводство по Судебнику 1497 г. было разграничено на суд светский и церковный. Высшей судебной инстанцией был государь, его указы являлись важнейшим источником законотворчества. Важнейшие уголовные и политические процессы рассматривались Боярской думой. Судебные органы были двух типов: государственные и вотчинные. На местах судили кормленщики: наместники и волостели. [16]

В январе 1547 г. великий государь Иван IV официально венчался на царство и принял титул царя. Царь обладал всеми высшими полномочиями государственной власти: законодательной, судебной, исполнительной, военной.

Царь являлся наместником Бога на земле. Он вступал в свои права через особый обряд, обладал особыми знаками власти, его особа была священна. С принятием нового титула происходит переход от вассалитета к подданству

Важнейшим государственным органом управления по-прежнему являлась Боярская дума. При Иване Грозном в ее составе резко уменьшается число бояр и возрастает «худородная» часть думы: 10 бояр, 1 окольничий, 1 кравчий, 1 казначей и 8 думных дворян (бывшие дети боярские). К концу века общая численность думы достигла 30 чел. Новым элементом в составе думы были думные дьяки, что было связано и с усложнением рассматриваемых проблем, и с усилением делопроизводства.

В особо важных случаях в состав думы входил Освященный собор -- митрополит с епископами, что определялось необходимостью решения проблем, находившихся на стыке государственных и церковных интересов.

Вел думу царь, но его присутствие было необязательно. Без его участия решение могло быть окончательным либо им утверждалось. По крайней мере, два типа решений нуждались в обязательном утверждении царя: местнические дела и наказания за тяжкие преступления.

При всем обширном круге вопросов, рассматриваемых думой, главным стало законотворчество. В Судебнике 1550 г. указывалось, что все новые законы нуждаются в утверждении Боярской думой. Каждый новый закон имел следующую преамбулу: «Царь указал, а бояре приговорили».[18]

Со дня коронации Ивана IV из думы выделяется комната, или ближняя дума, получившая название «избранная рада». В ее состав входили князь А. Курбский (давший ей название), князь Д. Курлятев, митрополит Макарий, священник Сильвестр и др. Возглавлял раду А. Адашев -- глава Челобитного приказа, фактический координатор правительственной деятельности. Избранная рада явилась творцом всех крупнейших реформ Ивана IV.

Наряду с Боярской думой, представительным органом феодальной аристократии и администрации в XVI в. является Земский собор, важнейший институт сословно-представительной монархии. В XVI в. земские соборы созывались четыре раза. Собор созывался по решению царя, в грамотах определялись его численность и социальный состав. Не возбранялась посылка большего количества представителей, посылка меньшего числа была нарушением. Присутствовали в полном составе Боярская дума, руководители приказов, Освященный собор, руководство посадского населения. Выборными были 40 дворян и 33 представителя городского населения, но и они присылались на собор по должности или чину -- перед нами руководители всех звеньев управления.

На общем собрании участников собора царь или патриарх зачитывал документ, в котором излагались обсуждаемые вопросы. Собор делился на статьи (сословные категории), члены которых после обсуждения подавали письменное мнение. Боярская дума суммировала мнения, царь утверждал соборный приговор. Собор заседал до тех пор, пока не заканчивал обсуждение вопросов. Судебник 1550 г. не определял легитимности подобных решений, но поскольку последней процедурой было соборное крестоцелование, это означало обязательство исполнять соборный приговор, что имело юридическое значение.[19, с.101-102]

Окончательно сложилась система приказов. Теперь приказы функционировали как органы центрального государственного управления с самостоятельными структурными подразделениями и многочисленным административным аппаратом. К концу XVI в. приказное управление охватило все сферы государственного и царского управления.

Все приказы можно условно разделить на три типа:

1) общегосударственные отраслевые; (поместный, разрядный, стрелецкий, пушкарский, оружейный, посольский, ямской, челобитный, разбойный, большого прихода и др.)

2) территориальные; (Владимирский, Галицкий, Московский, Димитровский, Костромской, Новгородский, Казанский и др. В их компетенцию входили сбор налогов, управление и судопроизводство в отношении служилых людей.)

3) дворцовые; (большого дворца, ловчий, постельничий, хлебный, кормовой, житный, конюшенный и др)

Приказом руководил боярин или окольничий, помощниками были стольники. Решением царя назначались в приказы, выполняли иные поручения дворяне. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.

Обязанности приказов не были четко регламентированы, судебная власть не была отделена от административной. Жалобы на решения приказов направлялись в Челобитный приказ, наиболее важные из них рассматривались Боярской думой и царем. По особому решению царя дела отдельных приказов подвергались ревизиям, но это происходило в исключительных случаях.[20, с.7]

Расширение системы управления способствовало регламентации служебной иерархии служилых людей. В XVI в. существовали три группы чинов: 1) чины думные -- бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки; 2) чины служилые московские -- стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы; 3) чины городовые (уездные) -- дворяне выборные, дети боярские дворовые и дети боярские городовые.

Временные кардинальные изменения в систему управления внесла опричнина. Страна была поделена на две части с особым управлением. Собственно в опричнину вошли до 20 городов с уездами, отдельные волости, несколько подмосковных слобод, несколько улиц в самой Москве. Верховная власть принадлежала царю, который опирался на особый двор с особыми боярами, дворецким, казначеем и т. д. Функционировала опричная дума, руководившая опричными приказами и опричным войском. Все земли, не вошедшие в состав опричнины, назывались земщиной. Во главе земщины стоял царевич Симеон Бекбулатович, при нем Боярская дума, старый московский (земский) двор, приказы, войска. Ничего кроме раскола аппарата управления и роста расходов эта реформа не дала.

В XVI в. система кормлений стала вызывать все больше нареканий со стороны как населения, так и центральной власти. Коррупция и взяточничество процветали повсеместно. Уже в Судебнике 1497 г. осуждались и карались посулы (взятки), особенно посулы должностным лицам.[16] В Судебнике 1550 г. была определена группа должностных преступлений и преступлений против порядка управления и суда: уже известные посулы, вынесение заведомо неправильного решения и казнокрадство.[18] Получила распространение практика, когда после окончания кормления все потерпевшие от произвола могли обратиться в суд, причем бывший кормленщик уже выступал как простой гражданский ответчик, и очень часто бывшие правители были вынуждены оплачивать не только судебные иски, но и судебные пошлины. Однако все эти меры были малодейственны.[13, с.224]

Для повышения эффективности управления в 1539-1541 гг. началось проведение губной реформы. С 1555 г. губные органы были введены повсеместно. Губа -- территориальная единица, в пределах которой действовала юрисдикция губного старосты. В первой половине XVI в. губа в основном совпадала с волостью, иногда с отдельным посадом или селом. К концу века губа большей частью охватывала территорию уезда, а иногда и нескольких. Губное правление вводилось на основании пожалованной губной грамоты, которая предоставляла жителям данной территории право преследовать и судить преступников. В ведение губных органов передавались лихие дела (наиболее тяжкие преступления): разбой, душегубство (убийство), особые виды татьбы (воровства), поджог, тем самым резко уменьшалась компетенция кормленщиков. Возглавляли данные судебно-полицейские органы губные старосты, избиравшиеся на уездном съезде служилых людей из числа дворян и детей боярских. Их помощниками были губные целовальники, которых выбирало тягловое население, посадское и земское. Население волостей, станов, посадов и сел в помощь старостам выбирало сотских, пятидесятских и десятских, обязанных поддерживать правопорядок на своих участках.

Все судопроизводство велось в губной избе, которая находилась в уездном городе. Население было обязано обеспечить избу всем необходимым. Губной дьяк вел делопроизводство, эта должность была также выборной. Губные дьяки и целовальники допускались к работе только после принесения присяги в Разбойном приказе, причем и дьяк, и целовальник не отвечали за действия губного старосты. Губные органы создавались и в церковных землях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.