Рефераты. История государственного управления в России: опыт и проблемы

Происходит реформирование армии, для чего в ее составе в подчинении Министерства обороны формируются главные командования видов Вооруженных сил СССР (Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота, Войск противовоздушной обороны, Воздушно-десантных войск). В подчинение министру обороны переходит Генеральный штаб, что окончательно укрепляет централизацию военного управления в стране. В силовых министерствах, наоборот, происходит разукрупнение, окончательно разделяются КГБ и МВД как две конкурирующие организации, чье противостояние обеспечивает управляемость силовыми органами со стороны партийного руководства. Упраздняются все чрезвычайные организации и незаконные способы судопроизводства.

После окончания войны структура управления советского государства значительно не реформировалась. Исключением может служить попытка Н. С. Хрущева организовать управление государством на основании отраслевого принципа.

Система совнархозов существовала в стране в 1917-1932 гг. Для управления экономикой на местах вводились советы народного хозяйства, которые подчинялись Высшему совету народного хозяйства. Отменены они были в 1932 г., когда партийный аппарат вырос, окреп и оказался в состоянии заменить систему хозяйственного управления.

К 1957 г. Хрущев начинает понимать пагубность существующей системы управления экономикой. Произвольно нарезанные без учета реальных экономических связей регионы рвали целостную экономическую систему отраслей, вместо того чтобы координировать действия различных ведомств на той или иной территории. Схема, выстроенная на основании экономической целесообразности, могла обеспечить такое взаимодействие. Именно такую политику и проводит Хрущев. Создаются 105 совнархозов, которые, в отличие от раннесоветских, строятся по территориальному принципу.[47, с.39]

Таким образом, на фантомную систему федерализма и реальную систему властной партийной вертикали накладывается еще одна властная система. Однако при ее введении отталкивались от уже сложившейся схемы административно-территориального деления, причем сложившейся случайным образом. Сетка совнархозов была внутренней по отношению к сетке СССР, и без упразднения старой схемы АТД система совнархозов не могла дать полноценного эффекта, так как политическая сетка управления противоречила экономической. Уже в 1965 г. совнархозы были отменены, что ознаменовало собой начало тотального экономического кризиса в СССР.[1, с.430-431]

В новой Конституции СССР (1977) сохранялась система власти, заложенная в предшествующей Конституции, но было изъято положение о скором построении коммунистического общества. Коммунистическая партия была обозначена в качестве политического и управленческого «ядра» политической системы Советского Союза. Новая Конституция оказалась гораздо более реалистичным документом, чем все предшествующие. Она постулировала построение в стране «развитого социализма» и переориентировала государственные органы с цели построения коммунизма на текущие задачи повседневного управления для улучшения благосостояния советского общества.[49]

В начале становления советского государственного управления проявились характерные для него основные черты: республиканская сущность, сочетания федерализма и унитаризма, конституционность основ управления, источник власти - трудящиеся, единство ветвей власти, определяющая роль коммунистической партии, бюрократизация.

Но в 30 -е годы эти принципы деформировались. Сказались низкий уровень управленческой культуры, партийный монополизм, авторитарность партийной элиты и оторванность е от народа. В 1930-е гг., когда формировалась командно-административная система управления экономикой, произошло сращивание государственных и партийных властных структур. Коллективизация сельского хозяйства и индустриализация прошли на фоне дальнейшей бюрократизации управления, усиления личной власти и политических репрессий. Для политического режима были характерны существование однопартийной системы, жесткое администрирование, централизация, подавление любой оппозиции, репрессии, культ личности вождя, что отрицательно влияло на государственное управление. Начало Великой Отечественной войны потребовало перестройки системы органов власти и управления. Появились новые чрезвычайные органы. По окончании войны изменение системы государственного управления сопровождалось демократизацией и децентрализацией. Расширились конституционные, экономические и иные права союзных республик. Были отменены чрезвычайные положения военного времени.

3.3 Крушение советской государственности

К середине 80-х гг. необходимость осуществления реформ стала осознаваться во всех слоях советского общества

Выведение реальной системы управления регионами за рамки конституционно-правового поля (это проявилось в наличии двух параллельных систем региональной власти: декларируемого, но «фантомного» федерализма и реального партийного унитаризма) создавало предпосылки для возникновения властной неопределенности, обусловливало сохранение государства наличием достаточного уровня харизматической и военной власти в центре по сравнению с регионами. Подобная система была устойчива только при существовании мощных карательных органов, своей постоянной деятельностью удерживающих государство от сползания в хаос.[50, с.207]

Попытка Ю. В. Андропова реанимировать неэффективную государственную экономику административными методами нарушила равновесие политических сил в верхушке управления государством. Начинается противостояние между «старой гвардией» и «реформаторами», которое после недолгого правления К. У. Черненко завершается победой М. С. Горбачева.

Так называемые перестроечные процессы связаны с деятельностью Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев изложил замысел обширных реформ. На всем протяжении 1985 - 1991 гг. Горбачев давал весьма противоречивое объяснение генезиса своего реформаторского курса. Сообразуясь с фактами, сегодня можно уверенно утверждать; реальная, просчитанная и продуманная стратегия демократизации отсутствовала. Перестройка задумана наиболее реально мыслящей частью номенклатуры с целью сохранения монополии КПСС на власть, путем проведения незначительных реформ в политической сфере и ликвидации наиболее одиозных черт административно-командной модели экономики.

Целью перестройки, начавшейся в 1985 г., провозглашалась модернизация социализма. Подразумевались под ней ускорение социально-экономического развития страны, повышение эффективности государственного управления, более активное внедрение достижений науки и техники, приоритетное развитие машиностроения, расширение прав предприятий, введение хозрасчета, укрепление порядка и дисциплины на производстве. Но принятые меры обнажили глубокие проблемы в экономике «развитого социализма», что заставило новое руководство пойти на радикальные экономические и политические реформы. Многие аспекты этих реформ серьезно затрагивали государственное управление.[12, с.285]

Традиционно начало всем изменениям положила ротация партийных кадров, фактически руководивших системой государственного управления: к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК [5, С. 481].

Вслед за этим начались реформы в экономике. В 1985 г. был принят Закон о госприемке, который создавал еще одно звено в системе контроля промышленной продукции - службу государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. К 1 января 1987 г. они действовали на всех крупных промышленных предприятиях. Однако эффект от введения еще одной административно-командной структуры оказался нулевой.

В июне 1987 г. Верховный Совет принял Закон о государственном предприятии (объединении), вступившей в силу с 1 января 1988 г. Закон изменял отношения между министерствами и предприятиями, наделяя последние большей экономической самостоятельностью: предприятия сами определяли численность работающих, устанавливали объем заработной платы, выбирали хозяйственных партнеров, реализовали продукцию, произведенную сверх госзаказа, получали право выхода на внешние рынки, поиск инвесторов и т.п. Роль министерств сводилась к определенной стратегии развития отрасли, подготовке контрольных цифр экономического развития, определению государственного заказа. К 1989 г. стало ясно, что закон потерпел фиаско [51, С. 64].

Практическое воплощение идей политической перестройки получили в решениях ХIХ Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.). В 6 резолюциях конференции, в частности “О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны” речь шла об изменении системы управления страной. Соответствующие изменения в Конституцию СССР 1977 г. внес Верховный Совет.

Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, Верховный Совет, формируемый из депутатов съезда, должен был работать на постоянной основе, подобно парламенту. Усиливалось значение поста Председателя Президиума Верховного Совета.

Выборы народных депутатов зимой - весной 1989 г. проходили по следующей схеме: одну треть депутатов направляли общественные организации (КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и др.), две трети избирались на конкурентной основе. В мае 1989 г. собрался Первый съезд народных депутатов СССР [5, С. 486]

Президент избирался съездом, а потом сам назначал премьер-министра. В марте 1990 г. III Съезд народных депутатов отменил ст.6 Конституции СССР, закреплявшую руководящую и направляющую роль Коммунистической партию, и избрал М.С. Горбачева Президентом СССР, однако без всенародных выборов этот пост был лишен необходимой легитимности.

В условиях все более обостряющегося системного кризиса, поразившего и КПСС, номенклатура предпринимала лихорадочные усилия по обеспечению в будущем контроля за бывшей государственной собственностью. В частности, с 1985 г. по 1991 г. советский золотой запас сократился с 2.500 до 240 т., судьба более чем 2 тыс. т. до сих пор остается неизвестной. Реформы М.С. Горбачева и возвращение к якобы более демократическим формам парламентаризма носили поверхностный, почти неуправляемый характер, что вело к ослаблению связей между республиками, ослаблению государственности, развитию национально-сепаратистского движения.

Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе [5, С. 489].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.