Рефераты. История государственного управления в России: опыт и проблемы

Действительной, реальной властью в Новгороде, обладал совет господ. Главная задача совета -- подготовка проектов решений веча; фактически именно он определял внутреннюю и внешнюю политику государства, хотя юридически господа не обладала особыми полномочиями. Возглавлял господу архиепископ, совет насчитывал 300-350 чел., заседания традиционно проходили во дворе архиепископа. В состав совета входили все должностные лица, почетные посадники (т. е. занимавшие этот пост и затем переизбранные), кончанские старосты, заместители князя и некоторые бояре.

В 1136 г. впервые новгородское вече выбрало посадника, являющегося высшим должностным лицом государства. Посадник избирался на неустановленное время из новгородских бояр и мог переизбираться. Посадник созывал вече и руководил его работой, исполнял его решения, ему подчинялась вся городская администрация. Он отвечал за внешние сношения города, вместе с князем осуществлял судебные функции.[13, с.201]

Помощником посадника был тысяцкий, возглавлявший городское ополчение. Кроме того, он отвечал за сбор налогов, контролировал торговлю и торговый суд, следил за правильностью использования мер и весов, поддерживал правопорядок. Посадник и тысяцкий управляли городом с помощью целого штата чиновнишв: приставов, биричей, Подвойских, половников, изветников. Они выполняли разнообразные административные и судебные функции: объявляли решения веча, вызывали в суд, производили обыски, фиксировали преступления и т. п. [12, с.36]

Особое место в административной структуре Новгорода занимал князь, которого призывало на престол вече. С 1196 г. привилегия новгородцев избирать себе князя была признана снемой русских князей при условии, что князья будут отбираться только из членов дома Рюрика. С каждым претендентом, вступающим на княжеский престол, подписывался особый договор. Главные пункты подобных договоров следующие: во-первых, лишение права приобретать земельные владения в государстве; во-вторых, запрещение вмешиваться в процесс избрания должностных лиц; в-третьих, увольнение должностных лиц только с согласия веча или по решению суда; в-четвертых, признание веча высшим судебным органом. Прежде всего князь был военачальником, организатором походов, но его дружина составляла малую часть новгородского войска, имеете с посадником князь осуществлял судебные функции.[15, с.206]

В 1478 г. в итоге многолетней борьбы великий князь Иван III ликвидировал независимость Новгорода и превратил его в часть Московского княжества.

Основной проблемой государственного управления в данный период являлось дублирование управления, то есть формируется два центра управления дворец и удельное управление. Не существует централизованных органов управления. Это приводит к обособлению и усилению удельных князей и впоследствии к феодальной раздробленности. Но период феодальной раздробленности являлся закономерным в истории нашего государства. Указанный этап наряду с отрицательными моментами имел и ряд плюсов. Он позволил сблизить уровни экономического, социального, политического развития различных регионов, что было необходимо для последующего их объединения на более высокой ступени развития.

1.2 Централизация Руси и становление самодержавной власти

После нашествия монголо-татар процесс дробления земель усилился, возникли десятки новых княжеств. Одно из таких княжеств - Московское взяло на себя роль «собирателя» русских земель

Вхождение в состав Монгольского государства стабилизировало систему государственного управления нашей страны. Попытка включить Русь в единую систему государственного управления Монгольской империи и насадить в ней собственную администрацию была неудачной, и Русь оказалась в исключительном положении среди других земель. Русский великий князь считался вассальным данником хана Золотой Орды, при этом он получил полное право распоряжаться в своих владениях. Ослабление могущества Монгольской империи привело к росту самостоятельности владимирских великих князей.

Золотая Орда значительно повлияла на становление системы управления Московского государства. Это влияние сказалось на установлении деспотической власти царей, системе и порядке налогообложения, формировании ямской (почтовой) службы, организации вооруженных сил, создании системы контроля за жизнью общества и т. д.

Татаро-монгольское иго приводит к постепенному отказу от «лествичной» модели управления, которая была распространена на Руси со времен Ярослава I Мудрого (1019-1054). Она заключалась в том, что великокняжеский стол занимал старший в роду князь, а все остальные князья -- последующие по важности столы. Для самой Золотой Орды была характерна наследственная передача власти в роду Чингиса, поэтому и великокняжеские ярлыки со временем начинают получать в нарушение древнерусских традиций сыновья князя, установившего с Ордой наиболее тесные взаимоотношения. Нарушается традиционный порядок наследования и закладываются предпосылки для возникновения системы наследования по праву старшего сына. В 1327 г. происходит закрепление великокняжеского ярлыка за московскими князьями, что означает существенное ограничение «лествичного» права.[5, с.101-102].

При Иване Калите происходит становление удельно-вотчинной структуры, по-новому организовавшей систему управления землями, подвластными московским князьям. Основой удельно-вотчинной системы стало право каждого из Калитичей на удел в составе Московского государства, являющегося коллективной собственностью семьи. Из состава удела член княжеской семьи мог выделять вотчины во владение служилым людям, продолжая считаться хозяином этих земель. Вотчинники становились «арендаторами» княжеских земель. Москва становится экономическим, политическим и религиозным центром Руси (чему способствует переезд туда митрополита), и это усиливает ее претензии на роль объединителя русских земель. Формирование сильного боярства, способного верно служить собственному правителю, оказалось возможным именно потому, что главной опорой власти стали не родичи, но «милостники», связывающие все свои карьерные перспективы с процветанием князя и его княжества. Создание такой общественной прослойки -- главный организационный успех Москвы в династической войне периода завершения феодальной раздробленности.[12,c.45-46]

Формирование модели централизованного самодержавного управления в Московской Руси связано с периодами правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533), которые создали систему управления, сосредоточившую в руках великого князя практически неограниченную власть. В Московском княжестве князь становится главой административной и судебной власти. При великом князе существовала Боярская дума, в которую входили наиболее могущественные феодалы. [12, с.47]

Великие князья московские взяли курс на упразднение удельной системы на всей территории Руси. По мере присоединения к Московскому княжеству других владений удельные порядки там упразднялись, а в качестве правителей садились великокняжеские воеводы, которым удел отдавался в кормление. Вотчинное владение начинает преобладать над удельными. Удельные князья и бояре утрачивают свою независимость перед князем и становятся его подданными.

Территориальные приобретения этого времени -- Ярославское княжество (1463), Ростовское княжество (1474), Новгородская земля (1478), Тверское княжество (1485), Вятская земля (1489), Псковская земля (1510), Смоленск (1514), Рязанское княжество (1521). Система кормления достигает наивысшей точки развития; местные управители кормятся за счет населения и взимают с него пошлины, но не получают жалованья, что служит причиной злоупотреблений. Кормленщики являются высшей судебной, административной, полицейской и военной властью на местах.[1, с.57]

В центре существовало два ведомства: казна и дворец. Дворец ведал личными землями великого князя, казна была хранилищем денег и государственным архивом (своеобразной канцелярией). Дворцовое хозяйство делилось на пути (части), ведавшие отдельными областями деятельности: сокольничий (княжеская птичья охота), конюший (конюхи, лошади и луга), ловчий, чашничий, стольничий и т. д.[5, с.111]

Изменяется содержание статуса «боярин». Теперь так называют не крупных землевладельцев, а высшее управленческое звено Московского княжества, ближайшее окружение князя. Примерно в это же время титул главы Московской Руси начинает включать в себя все удельные титулы, некогда дававшие самостоятельность от центральной власти, что означает окончательное завершение удельного периода.[1, с.58]

Складывание русского централизованного государства, как уже отмечалось, имело ярко выраженную специфику. Доминирующим фактором в этом процессе был внешнеполитический -- получение и укрепление независимости, противостояние Золотой Орде. внутренние, социально-экономические, были недостаточно зрелыми, что в конечном счете привело к изменению типа феодального развития страны.

Социальное и правовое положение различных категорий русского общества к концу XV в. принципиальных изменений не претерпело. В Судебнике 1497 г. появляются два новых положения: разрешение перехода крестьян от одного владельца к другому только в Юрьев день и появление кабального холопства -- вида личной ненаследственной зависимости, оформлявшейся в виде договора.[16]

Вечевые собрания в XIV -- первой половине XV в. в Московском княжестве имели иную социальную и политическую окраску -- это были вечевые сходки непривилегированного населения в экстремальных ситуациях: таким было вече в Москве 1382 г. в отсутствие Дмитрия Донского и 1445 г. -- в отсутствие Василия II. К концу XV в. некогда важный орган управления -- вече -- навсегда исчезает.[17, с.40]

Превалирующей тенденцией развития Московского государства являлось усиление авторитарной власти великих князей и перерастание ее в самодержавную монархию. Начиная с Ивана Калиты они именуются великими князьями всея Руси. Иван III (1462-1505) получил титул великого государя.

Усиливается значение постоянно действующей Боярской думы. Состав, права и компетенция думы не были четко определены законом, по Судебнику 1497 г.[16] ее приговоры (решения) получили силу закона. В начале XV в. численный состав думы составлял 10-15 чел., в конце века -- 18-20 чел. В составе думы были бояре (10-12 чел.), окольничие (5-6 чел.). В думу входили введенные дьяки (позже они стали называться думными). Основу думы составляли большие, позже -- введенные бояре, представители высшего слоя бояр, имеющие в кормлении города и волости, выполняющие наиболее важные поручения князя.

В XV в. центральный государственный аппарат еще не сложился, но функционировали два высших органа: Государев двор (Дворец) и Казна, впоследствии -- Казенный двор. В это время завершается объединение дворов русских княжеств с двором великих князей московских. В ведении главы двора -- дворского -- находились все слуги князя: оружничий, ловчий, кравчий, стряпчий, рында, ясельничий и др. Двор контролировал великокняжеские земли, занимался тяжбами о земельной собственности. Для сбора разного рода податей существовал ряд чиновников -- данщики, боровщики, бельщики, ямщики, бобровники, закосники, бортники и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.