Рефераты. Исследование трасологических следов, образующихся при наезде транспортных средств на пешехода

Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенной марки автомобиля, либо для автомобилей нескольких марок, принадлежащих к одному виду.

Как правило, производят измерение колеи задних колес, поскольку в большинстве случаев их следы отображаются наиболее полно и четко. Кроме того, ширина колеи задних колес постоянна, тогда как у передних колес она может измениться (например, после ремонта). Также необходимо иметь в виду, что ширина колеи, определяемая по следам колес, иногда по тем или иным причинам не соответствует стандартной, т, е. больше на несколько сантиметров. *

Ширина колеи одинарных колес равна расстоянию между центрами правого и левого следов.

Если следы колес отображены неполно или нечетко, измерение можно проводить не между их центрами, а между аналогичными элементами рисунка протекторов шин на правом и левом колесах, при условии, что на обоих колесах стоят шины одной и той же модели.

Ширину колеи сдвоенных колес измеряют между линиями, проходящими по центру каждой пары (левой и правой) следов.

При неполном или нечетком отображении ширина колеи сдвоенных колес может быть измерена между центрами левого внутреннего и правого наружного следов и т. д. либо между аналогичными элементами рисунка левого внутреннего и правого наружного следов, и наоборот.

К измерениям обычно приступают после предварительного тщательного изучения отображений, определения их количества и расположения, с тем чтобы не допустить ошибки в случае частичного совмещения следов передних и задних колес.

Результаты полученных замеров сопоставляют со специальными таблицами габаритных размеров ширины колеи передних и задних колес.

База автомобиля -- это расстояние между его передней и задней осями. У трехосных автомобилей базой является расстояние между передней осью и геометрической осью - условной линией, расположенной между двумя задними осями. У таких автомобилей устанавливают, кроме того, базу тележки -- расстояние между задними осями.

База может быть определена по следам колес, образованным во время стоянки, при пробуксовке или развороте с применением заднего хода.

Во время стоянки на поверхности грунта (асфальта, снега), с которой соприкасаются шины, иногда образуются более вдавленные участки, проталины, остаются осыпавшиеся с шин частицы земли. Между следами колес могут быть обнаружены пятна смазки из кратера заднего или переднего моста автомобиля. При этом важно точно определить линии, которые соответствуют положению осей во время стоянки (для удобства их прочерчивают на грунте). Затем производят измерения.

При развороте с применением заднего хода автомобиль останавливается как минимум дважды, в результате чего образуются границы (окончания и начала) следов передних и задних колес. Соединив эти границы, получим линии, соответствующие осям автомобиля. Результаты замеров сопоставляют с соответствующими справочными данными.

На месте происшествия часто встречаются следы поворота, в которых отображаются общие признаки транспортного средства. Для определения колеи и базы автомобиля применяется следующий метод.

При повороте транспортного средства величина колеи передних колес (Кп) может быть найдена из треугольника ABC, для построения которого траекторию движения правого переднего колеса продолжают до пересечения в точке С с перпендикуляром АО'. Соединяя указанную точку с центром пятна контакта (В), получим искомый треугольник. Учитывая, что радиус поворота автомобиля всегда намного больше (в пять и более раз) колеи его передних колес, можно допустить, что указанный треугольник является прямоугольным, а катет АС с высокой степенью точности совпадает с кратчайшим расстоянием между траекториями (следами) передних колес (АС=ВД). Указанные допущения проверены и подтверждены точными геометрическими построениями. Таким образом, колею передних колес определим по формуле:

Кп = (R'п - R''n ) / cos Ь

где R'п -- радиус поворота наружного переднего колеса;

R''n -- радиус поворота внутреннего переднего колеса;

Ь -- угол поворота передних колес/

Рассмотренные выше признаки позволяют определить тип, вид, модель транспортного средства, т. е. его групповую принадлежность.

Для установления конкретного транспортного средства по следам шин в последних необходимо отыскать индивидуальные признаки. Такими признаками могут быть: неравномерный износ протектора шины; наличие, форма, размеры и месторасположение заплат; части другого рисунка протектора, использованного при ремонте шины; трещины, разрывы, выкрошенности резины, а также признаки средств против скольжения -- форма, размеры траков или звеньев и особенности их рельефа.

При осмотре следов вмятин, изломов, царапин, оставленных на неподвижных предметах (деревьях, столбах, стенах домов и т. д.), устанавливают их форму, размер, расположение и окраску. Полученные сведения позволяют судить о характере происшествия, а в некоторых случаях -- идентифицировать транспортное средство.

Кроме следов колес и следов, отобразившихся на неподвижных предметах, необходимо выявлять и другие вещественные доказательства:

- части транспортных средств (осколки стекла, разбитые фары и т. д.);

- краску, грязь и другие вещества, отделившиеся от транспортного средства;

- упавший или рассыпанный груз;

-пятна бензина, масла, тормозной жидкости.

По следам, оставшимся на месте происшествия, можно судить о повреждениях, влияющих на способность передвижения транспортного средства.

На самом транспортном средстве обнаруживают различные следы. К числу наиболее характерных из них относят деформацию деталей в виде вмятин и разрывов металла.

Так, при наездах на пешеходов часто образуются вмятины овальной формы на крыльях, облицовке радиатора, капоте, крыше кузова и дверцах.

Для столкновений и опрокидываний характерны вмятины неправильной формы с повреждением краски, разрывами металла, а также отделением деталей или их частей.

В ряде случаев на поверхностях выступающих частей автомобиля образуются следы от ткани одежды потерпевшего. Они обычно остаются на переднем бампере, капоте, крыльях, лобовом стекле, передних стойках.

На деталях автомашины обнаруживают также следы краски, крови, частицы мозгового вещества, волосы, обрывки или волокна одежды потерпевшего и другие следы, которые могут иметь силу вещественных доказательств.

Фиксация и изъятие следов. Выявленные следы транспорта необходимо зафиксировать путем описания в протоколе осмотра места происшествия, фотографирования, составления планов и схем моделирования и копирования.

При описании следов в протоколе осмотра должны быть отмечены неподвижные ориентиры, позволяющие установить местонахождение следов, указаны характер и состояние дороги (т. е. следовоспринимающей поверхности), вид, количество, взаимное расположение следов, результаты проведенных измерений и особенности, отобразившиеся в следах.

Однако даже в случае подробного описания обстановки места происшествия следователь может упустить определенные детали обстановки, неточно воспринять или не заметить их. В связи с этим фотографическая съемка места автотранспортного происшествия необходима для объективной, точной и всесторонней фиксации обстановки и представления суду наглядного доказательственного материала.

Фотосъемка на месте происшествия по делам данной категории имеет ряд существенных особенностей, обусловленных своеобразием самого места происшествия и механизмом случившегося события, К ним можно отнести, в частности, следующие обстоятельства:

а)место происшествия, располагающееся на проезжей части дороги, в ряде случаев имеет большую протяженность, причем отдельные следы порой находятся на значительном расстоянии от его центра, в том числе и за пределами проезжей части;

б)указанное место характеризует сложный рельеф, оно располагается на крутых спусках или подъемах, закруглениях или развилках дорог, железнодорожных переездах, в тоннелях и т. д.;

в)место происшествия при столкновениях, опрокидываниях транспортных средств, нередко сопровождающихся взрывом, пожаром или значительными разрушениями, может представлять хаотическое нагромождение различного рода деталей и агрегатов, трудно поддающихся точному описанию.

Отмеченные особенности затрудняют процесс осмотра места происшествия. Лицу, производящему фиксацию обстановки на нем, необходимо выбирать различные ракурсы фотосъемки, максимально увеличивать количество ее точек, применять особые приемы фотографирования и специальную аппаратуру.

Для того, чтобы получить наглядное представление не только о непосредственном месте происшествия, но и об окружающей его обстановке, которая по данной категории дел имеет весьма важное значение, следует сделать серию фотоснимков либо даже несколько серий.

Обычно фотографирование начинают с ориентирующей и обзорной съемки еще до начала осмотра места происшествия. Однако вопрос о времени производства различных видов съемки на месте происшествия должен решаться в зависимости от обстоятельств дела; момент съемки следует выбирать с таким расчетом, чтобы снимки, во-первых, показали взаиморасположение объектов в их первоначальном, неизменном виде и, во-вторых, запечатлели признаки, выявленные при осмотре.

Ориентирующая фотосъемка имеет целью не только запечатлеть непосредственно место происшествия и его окружающую обстановку, но и наглядно показать конкретные дорожные условия, в которых оно произошло (обзорность, наличие и месторасположение дорожных знаков, светофоров и т. д.).

Ориентирующую фотосъемку целесообразно производить с трех либо с четырех противоположных точек следующим образом;

а)В случаях наезда на пешеходов, на останавливающееся транспортное средство или другое препятствие делают два снимка с противоположных сторон из точек, расположенных в середине проезжей части дороги, так, чтобы показать сектор обзора водителя, дорожные знаки и т. д. по пути движения транспортного средства. Два других фотоснимка выполняют с двух противоположных сторон проезжей части дороги параллельно линии движения транспортного средства таким образом, чтобы были видны отрезки протяженностью 20--40 м до и после центра места происшествия, где могут находиться труп потерпевшего, столкнувшиеся автомашины и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.