· подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности,
· проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности,
· предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;
o анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
o рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности; вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
o принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее - научный совет при Совете Безопасности);
· организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией,
· научных исследований по проблемам стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности и ряд других.
Главными задачами Совета Безопасности являются:
§ определение жизненно важных интересов общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
§ разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
§ подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций;
подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
§ подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики страны в области обеспечения безопасности личности, общества и государства и т.п. См.: Положение о Совете Безопасности Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726
В целом Совет Безопасности является органом, обеспечивающим условия для реализации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности.
Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения - протоколами. Подробная характеристика правового статуса, функций и задач этого органа будет дана ниже.
Правительство РФ обеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности, выполнение целевых федеральных программ в этой области; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности. Для реализации всех этих функций создана разветвленная система органов по обеспечению безопасности.
Обеспечение безопасности в России осуществляется специальными службами: Федеральная служба безопасности (ФСБ России), Служба внешней разведки (СВР России), Федеральная служба охраны (ФСО России), и другими.
Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки и др. См.: ЗАКОН РФ О БЕЗОПАСНОСТИ от 5 марта 1992 г. N 2446-I (в редакции от 25 июля 2006 г.)
Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) осуществляет контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и разведывательную деятельность. Контрразведывательная деятельность выявляет, предупреждает, пресекает деятельность спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности страны. См.: ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. от 28.12.2006 N 1476)
Борьба с преступностью органами ФСБ осуществляется путем проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической и диверсионной деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению.
В задачи органов ФСБ входит также выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти. См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 N 194-ФЗ)
В целом, основные задачи этой службы таковы:
o Информирование Президента РФ, Председателя правительства РФ и по их поручению федеральных органов государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;
o Выявление, предупреждение и пресечения разведывательной и иной деятельности спецслужб;
o Добывание разведывательной информации в целях обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, оборонного потенциала;
o Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
o Организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами по борьбе с организованной преступностью, коррупцией.
Разведывательная деятельность осуществляется органами Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий, во взаимодействии с органами внешней разведки в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. См.: ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. от 28.12.2006 N 1476)
Президент и Правительство РФ осуществляют руководство деятельностью ФСБ России, утверждают Положение о ФСБ России и ее структуру. Правительство РФ координирует деятельность ФСБ России в части взаимодействия ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации. См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 N 194-ФЗ)
Федеральной службой безопасности управляет Директор ФСБ России. В структуру центрального аппарата ФСБ входят Департаменты: контрразведки; по борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогноза и стратегического планирования; управления: военной контрразведки; конституционной безопасности; следственное управление; собственной безопасности.
Органы ФСБ обеспечивают безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов. Они же участвуют в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода их него, въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России.
Органы безопасности наделены широким кругом специальных прав. Так, они вправе устанавливать на конфиденциальной основа отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящих разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности России. См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 N 194-ФЗ)
Служба внешней разведки РФ (СВР России) добывает и обрабатывает информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможных действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.
Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации - является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Органы внешней разведки призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием специальных, в том числе гласных и негласных методов и средств.
Каждый из органов внешней разведки имеет свою сферу деятельности. Служба внешней разведки РФ осуществляет деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах. Руководители органов внешней разведки Российской Федерации несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления в компетентные органы.
Руководя органами внешней разведки, Президент РФ определяет задачи внешней разведывательной деятельности; принимает решения о создании органов внешней разведки; контролирует и координирует их деятельность; назначает на должности и освобождает от должности руководителя Службы внешней разведки РФ, других руководителей органов внешней разведки.
Сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав военнослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступившие соответственно на военную службу или на работу в эти органы. Причем сотрудником органов внешней разведки Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
Надзор за исполнением органами внешней разведки Российской Федерации федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКЕ 10 января 1996 года (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Федеральная служба охраны РФ (ФСО России) - федеральный орган государственной охраны обеспечивает безопасность Президента РФ, а также предоставляет государственную охрану лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации в течение срока их полномочий, обеспечивает безопасность глав иностранных государств, правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания их на территории Российской Федерации. ФСО России возглавляет директор ФСО России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФСО России задач в установленной сфере деятельности. К числу основных задач ФСО России относятся:
Ё обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
Ё прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
Ё предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, преступлений и иных правонарушений на этих объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда и непосредственная защита охраняемых объектов;
Ё участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом, в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну;
Ё организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам и др. См.: ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Указов Президента РФ от 28.12.2004 N 1627, от 22.03.2005 N 329)
Итак, можно видеть, что органы, обеспечивающие безопасность государства и общества в нашей стране представляют собой сложно организованную и структурированную систему с централизованной подчиненностью, что позволяет обеспечить быстрое реагирование на конфликтные ситуации, и даже предвидеть и предотвращать их.
В данной работе были рассмотрены ключевые понятия и основные направления деятельности государства и общества в области государственной обороны и безопасности.
В ходе изучения материала были рассмотрены законы, принципы, функции и методы управления, управленческие решения, организационно-правовые формы управления обороной, структура органов местного самоуправления, комплектование вооруженных сил. После изучения данной темы можно сделать вывод, что данный круг проблем и вопросов актуален для Российской Федерации в наше время. Но из-за новизны многих организационно-правовых основ, данная тема является пока слабо исследованной.
Для совершенствования изучения данной проблемы необходимо усовершенствовать действующее законодательство, которое призвано защищать, разрабатывать и принимать меры по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории; организовывать и осуществлять мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ; обеспечивать финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы; участвовать в осуществлении военного строительства в РФ; укреплять в Вооруженных Силах организованность и воинскую дисциплину. В рассмотренных сферах у Российской Федерации имеется множество проблем и нерешенных вопросов, что свидетельствует о недостаточном уровне управленческих технологий. Решение этих проблем - приоритетный вопрос ближайшего будущего, и от результата управленческой политики государства зависит судьба нашего общества. При этом наше государство должно подходить к проблеме комплексно, затрагивая и учитывая интересы как административно-политической сферы, так и социально-культурной, и экономической сфер.
4. Д.Н. Бахрах Административное право России. Учебник для вузов // М. НОРМА. - 2006 г.
5. В.М. Манохин Служба и служащий в Российской Федерации // М. - 1997 г.
6. В.П. Иванова Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом // М. - 2007 г.
7. А.А. Кокошин Стратегическое управление: теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России // М. - 2003 г.
8. Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев Российское административное право // М., НОРМА - 1998 г.
9. А.П. Коренев Административное право России // М. - 2006 г.
10. С.И. Ожегов. Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка // М. - 2005 г.
11. У. Морис Наука об управлении // М. - 1991 г.
12. Г.Н. Колибаба Современное административное право России: пути его познания // М. - 1999 г.
13. В.К. Белов, А.Ф. Воронов, Е.Н. Голенко Военное право: за права военнослужащих // М. - 2008 г.
14. Конституция Российской Федерации 1993 г.
15. Федеральный закон об обороне от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2008).
16. Федеральный закон о гражданской обороне от 12 февраля 1998 года (в ред., от 22.08.2008 N 122-ФЗ).
17. Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 года (в ред. от 06.07.2006 N 103-ФЗ).
18. Федеральный закон о федеральной службе безопасности от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 N 194-ФЗ).
19. Федеральный закон о внешней разведке от 10 января 1996 года (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
20. Закон РФ о безопасности от 5 марта 1992 г. N 2446-I (в редакции от 25 июля 2006 г.).
21. Концепция национальной безопасности российской федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).
22. Указ Президента Российской Федерации об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 1328.
23. Положение о министерстве обороны российской федерации (в ред. Указа Президента РФ от 05.09.2008 N 1049).
24. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726.
25. Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726.
26. Положение о федеральной службе безопасности российской федерации (в ред. от 28.12.2008 N 1476).
27. Положение о федеральной службе охраны российской федерации (в ред. Указов Президента РФ от 28.12.2004 N 1627, от 22.03.2008 N 329).
Страницы: 1, 2, 3