Рефераты. Государственная служба как социальный институт

Совещательная роль бюрократии присуща не только США, это - неотъемлемая черта всех современных высокоразвитых государств. Во Франции, например, законы и президентские указы вырабатываются и издаются с активной помощью бюрократии (особенно Государственного Совета), и профессиональные исполнители, таким образом, имеют возможность формировать политику. Бюрократы играют важную роль в структуре законодательной власти Германии. Эксперты и консультанты часто добиваются значительных успехов в убеждении своих политических руководителей принять их образ мышления по возникающему вопросу.

Когда закон принят, бюрократия должна его выполнять. В том случае, если этот закон является точным и определенным, все относительно просто. Однако обычно так не бывает. Например, Конгресс США издает закон, требующий, чтобы токсичные мусорные площадки были очищены. Закон позволяет Комитету по защите окружающей среды принять решения, необходимые для достижения этой цели. Комитет принимает целый ряд решений, так как каждая свалка не может быть очищена моментально, и каждая вызывает определенные экологические, экономические и политические проблемы. За решение, как достичь главной цели, становится ответственным данный комитет. Таким образом, в том случае, если государственному агентству принадлежит прерогатива принятия решения, как выполнить закон или осуществить политику, оно получает возможность издавать законы для общества.

Полномочия постоянных государственных агентств устанавливать правила также относятся к дискреционной деятельности. Например, повышение цен на пользование телефоном в США должно быть одобрено Комиссией общественного обслуживания. В России аналогичной деятельностью занят Комитет цен при Министерстве экономики Российской Федерации.

Одним из примеров установления правил государственной бюрократией была борьба за то, чтобы заставить производителя сигарет в США помещать преду-предительные надписи относительно разрушения здоровья на коробках с сигаретами и включать их в рекламу. В течение нескольких лет Федеральная торговая комиссия настаивала на этом. Комиссия опубликовала доклад Национального главного врача США (высшая должность в службе социального здравоохранения) о том, что сильное курение увеличивает опасность заболевания раком легких и значительно сокращает человеческую жизнь. Доклад взбудоражил общественность, давление на Конгресс усилилось, и с 1966 г. от производителей сигарет потребовали печатать предо-стережение об опасности на всех упаковках.

Однако Комиссия продолжила свою борьбу за еще более строгое антитабачное законодательство. Она разработала закон, запрещающий сигаретную рекламу по радио и телевидению и требующий, чтобы все сигаретные компании печатали предостережение о вреде курения в своих рекламных материалах.

Под давлением общественности в 1971 г. президент Никсон подписал этот закон. Американский политолог А. Фридшлер, на основании анализа этого прецедента пришел к следующему заключению: «Начало и продолжение сигаретного проти-востояния стало возможным, так как правительственные агентства обладают сегодня не только представительной, но и политической властью. Если бы решение относительно сигарет и здоровья было принято только Конгрессом, разумно предположить, что производители все-таки выиграли бы. Сигаретно-этикеточное противостояние является очевидным примером, как государственные агентства могуч влиять и даже определять общественную политику» Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура. // Государство и право. - №5. - 1996. - С. 105..

Итак, мы видим, что государственная бюрократия в конце XX века стала огромной властной политической силой, весьма далекой от «идеальной модели», созданной когда-то Вебером. Этот феномен требует постоянного серьезного теоретического и практического научного изучения, поскольку как и все социально-политические явления, он находится в процессе непрерывного изменения и развития.

Более того, государственно-административная деятельность - уникальный эле-мент в социально-политической системе, потому что характер этой деятельности оп-ределяется системой и в то же самое время от нее ожидают, что она может изменить систему. Однако государственно-административная деятельность - это средство для достижения цели, а не сама цель. Это значит, что административные возможности должны оцениваться адекватно национальным целям, с учетом исторического прошлого, культурных особенностей и различных факторов окружения.

Соответственно системы государственно-административной деятельности в раз-личных странах обязательно отличаются и будут отличаться одна от другой во многих важных аспектах, хотя и имеют много общих черт. Вообще сомнительно, что воз-можно создать общую модель государственно-административного управления, кото-рая была бы подходящей для всех развитых стран. Следовательно, и о содержании понятий «административно-государственное управление» и «государственное админи-стрирование» можно говорить с известной долей условности, имея в виду только наиболее общие, универсальные характеристики. Всегда необходимо помнить о разнообразии систем и положений в государственно-административной деятельности и об ограниченности моделей, когда их применяют в реальных ситуациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе развития законодательства о государственной службе будет усиливаться тенденция сведения сходных правоотношений в одну правовую отрасль. Законотворческий процесс в области государственной службы Рос-сии может привести к тому, что в ближайшем будущем появится новая от-расль - служебное право со своим предметом правового регулирования. С практи-ческой точки зрения итогом реформирования государственной службы станет вероятно, возникновение на месте устаревшей и неэффективной государственной службы современной публичной службы. Вместе с тем в системе государственной службы останется много места и для отношений, регулируемых частным правом. Ведь определенные государственные функции будут осуществлять служащие, имеющие отличное от правового статуса профессиональных чиновников правовое положение.
Служебное право должно стать регулятором государственно-служебных отношений не только в сфере деятельности государственных органов, внутригосударственной администрации, но и в области функционирования органов местного самоуправления. Со временем при четком разграничении публичного и частного права, законо-дательном оформлении публичной службы, создании служебного права нормы трудо-вого права перестанут играть существенную роль или вообще исчезнут из общего регулирования государственной службы.
Понятно, какое огромное значение для страны имеет государственная служба, правильное определение целей и направле-ний их труда, подбор кадров, распределение полномочий, стимулиро-вание добросовестной работы и т. д. Некоторые ученые даже утвер-ждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хоро-шая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд служащих, испытывает серьезные трудности.
К сожалению, засилье чиновников в решении самых разнооб-разных дел общества, их эгоизм и корыстолюбие, низкий профессио-нальный уровень стали сегодня бичом России. Кризис нынешней системы государственной службы напрямую отражается во всех сферах государства - в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безо-пасности, межнациональной политике. Россия явно подошла к тому рубежу, когда от качества государственной службы, деятельности чи-новничества зависит не только судьба отдельных россиян, но и буду-щее всего государства.
Государственная служба - важнейший инструмент государ-ства. Она на всем пространстве России должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, уком-плектована специалистами высшей квалификации.
Список использованных источников

1. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Норма, Инфра-М, 2000.

2. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы. // Государство и право. - №12. - 1996.

3. Бребан Г. Французское административное право. - М., 1988.

4. Василенко Н. А. Административно-государственное управление как наука. // Социологические исследования. - №4. - 1994.

5. Государственная служба (комплексный подход): учебное пособие. - М.: «Дело», 1999.

6. Гражданское общество. М., 1993.

7. Ежегодник 1997 г.: Государственная служба России. Научные труды РАГС. - М., 1997.

8. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы РФ». - М., 1998.

9. Лазарев Б.М. Государственная служба. - М., 1993.

10. Лытов Б.В. Государственная служба как социальный институт. - Ростов-на-Дону, 1998.

11. Магомедов К.О. Регулятивные механизмы воздействия гражданского общества на государственную службу. - М., 1998.

12. Митрофанов М. В. Служащие международных организаций. - М , 1982.

13. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Юристь, 1996.

14. Попова З.С. Институциональный подход к государственной службе. - М., 1999.

15. Романов В.Л. Социальный вектор государственной службы. - М., 1997.

16. Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура. // Государство и право. - №5. - 1996.

17. Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» 1995 г.

18. Яницкий О.Н. Альтернативная социология. // Социологические исследования. - №1. - 1994.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.