Принцип профессионализма государственной службы предполагает:
а) компетентность работников, то есть знание ими дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков, системы повыше-ния квалификации. Кстати, у военнослужащих, работников ми-лиции физическая и служебная подготовка проводятся в обя-зательном порядке в рабочее время. Одна из основных обя-занностей служащего - поддерживать уровень своей квалификации;
б) систематическое, регулярное выполнение функций, операций, оформление, решение дел, стабильность служебных отноше-ний. Это позволяет работнику глубже познать стоящие перед ним проблемы, людей, овладеть необходимыми навыками, ме-тодами руководства; к тому же ощущение устойчивости пси-хологически раскрепощает служащего и благоприятно влияет на профессиональную деятельность. Отсутствие же гарантий, как известно, вызывает неуверенность, которая в свою очередь порождает приверженность к существующему в организации порядку вещей, снижает инициативу, принципиальность;
в) регулярное получение оплаты за свой труд не ниже заранее обусловленных размеров;
г) политическую нейтральность. Служащий должен действовать в соответствии с правовыми актами, но не партийными уста-новками; вопросы партийности не должны иметь большого значения при подборе кадров; служебное положение нельзя использовать в интересах политических партий, в государствен-ных органах нельзя создавать партийные организации.
Нужно учитывать, что «практически все развитые в эконо-мико-правовом отношении государства всегда стремятся фор-мировать государственный аппарат так, чтобы он и его служа-щие были бы свободны от политического влияния каких-либо партий, движений» Бребан Г. Французское административное право. М., 1988. С. 325-327.
;
д) лояльность государственного служащего. Независимо от партийных и иных пристрастий он должен держаться в рам-ках законности, служебного долга, быть корректным, внима-тельным с людьми, как положено относиться ко всем, кто зависит от него, обращается к нему;
е) ответственность за неисполнение или ненадлежащее испол-нение должностных обязанностей, за качество подготавлива-емых и принимаемых решений. За свою деятельность слу-жащие могут нести дисциплинарную, административную, уго-ловную, материальную ответственность. А политические лидеры могут быть субъектами политической ответственности (отре-шение от должности, выражение недоверия, отставка).
Важнейшее средство обеспечения профессионализма - номен-клатура - отлаженная система подбора и выдвижения кадров. Пра-вильно организованная - она необходимый элемент профессиональ-ной службы. Без цивилизованной, контролируемой, законопослушной, ответственной номенклатуры демократия как система власти невоз-можна.
Заботу о социальной, правовой защите служащих, их эконо-мическом обеспечении тоже можно рассматривать как средство по-вышения профессионализма, а значит, и эффективности службы. За-щита служащих, их обеспечение осуществляются с учетом качества, стажа, важности работы. Значение, которое придается в последние годы этому аспекту службы, объем соответствующего правового мас-сива позволяют говорить о специальном принципе государственной службы: социально-правовой защиты служащих.
Реализация этого принципа означает прежде всего создание не-обходимых условий для нормальной деятельности, принятие мер к ус-транению препятствий осуществления служебных обязанностей. Госу-дарственный служащий не должен нести юридической ответственнос-ти перед гражданами за ненадлежащее выполнение своей работы.
В науке различают четыре вида ориентации служащих: на ха-рактер работы, условия работы, вознаграждение, карьеру.
На практике эти ориентации сочетаются в различных пропорциях. Выбирая работу, определяя свое отношение к ней, гражданин оценивает ее с названных позиций, отдавая предпочтение некоторым из них. А государство обязано использовать эти ориентации, чтобы создать сти-мулы для добросовестной, полезной для общества работы служащих.
Социальная и правовая защищенность служащих предполагает:
а) повышение престижа их труда. Госаппарат необходим, и его служащие должны не стыдиться, а гордиться своей принад-лежностью к категории «государственных слуг»;
б) достаточно высокую, регулярно выплачиваемую, заработную плату, размеры которой должны повышаться вместе с ростом квалификации, с увеличением стажа, снижением реальной сто-имости рубля, развитием экономики;
в) создание нормальных условий труда: обеспечение хорошо отап-ливаемыми, освещенными помещениями, транспортом; теле-фонизация, компьютеризация, правильная организация труда и т. д.;
г) государственное страхование, гарантированное высокое пен-сионное обеспечение;
д) обеспечение служебной перспективы. Общество заинтересо-вано в том, чтобы служащие работали лучше. Значит, их нужно заинтересовать, стимулировать повышение ими знаний, накоп-ление опыта, появление инициативы, добросовестное выпол-нение обязанностей, развитие чувства ответственности. Слу-жебная перспектива реализуется такими путями:
ь стабильностью служебных отношений;
ь повышением уровня квалификации, что влечет за собой уве-личение заработной платы, повышение в звании, категории, предоставление льгот за длительную службу и т. д.;
ь продвижением по службе (перевод на более высокую долж-ность в этой же организации или в другой).
В условиях правильной организации работы государственной администрации карьера (продвижение по службе) работника преж-де всего зависит от его добросовестности, квалификации, идейной зре-лости и личных качеств. В таких условиях стремление делать карь-еру так же нормально, как стремление стать мастером спорта, докто-ром наук, хорошим художником, музыкантом и т. д., поскольку при этом гражданин старается работать лучше, повышать свою квалифи-кацию, то есть делает очень нужную и для себя, и для общества рабо-ту. А карьеризм расцветает там, где не объективные обстоятельства (соответствие качества работника более высокой должности), а субъек-тивное мнение вышестоящих должностных лиц является решающим.
К сожалению, идея служебной перспективы не везде осуществ-ляется последовательно. Заслуживают поддержки мероприятия по введению рангов, званий, категорий, разрядов для всех служащих го-сударственных и муниципальных организаций и установлению окла-дов в зависимости от них. Необходимо совершенствовать системы оплаты труда специалистов с тем, чтобы они могли повышать свой заработок, не только двигаясь «вверх» по служебной лестнице, но и оставаясь на своем рабочем месте по мере роста знаний, стажа и отдачи (профессионального роста).
3. Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и Россия
Помимо этого, структура государственных служб к концу XX века претерпела существенные изменения во многих странах. До середины 70-х годов основной упор в административно-государственном управлении делался на деловые качества профессиональных государственных служащих, их политическую нейтральность и гарантированный срок пребывания в должности. Однако с конца 70-х важное значение стало придаваться политической деятельности, а в ряде случаев и активной политической роли государственных служащих (особенно тех, которые занимают высокие посты в административном руководстве и управлении). На практике это означает более быструю перестановку в рядах старших администраторов и придание политического характера определенным должностям. В некоторых странах (США, Франция) сотрудники гражданских служб становятся членами партий и партийными функционерами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6