26
ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра ____________________________________
Учебная дисциплина: Муниципальная служба
Тема 2. Государственная служба как социальный институт
факультет 0610 - государственное и муниципальное управление
Выполнила:
студентка
заочного отделения
* курса * группы
3
3. Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и россия…………………………………..
Список использованных источников………………………
Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются ее название, место в служебной иерархии (кому она подчинена, кто подчинен ей), порядок замещения. Она включается в штатное расписание, в единую номенклатуру должностей служащих. "Связующим звеном между структурой и компетенцией органов государства, с одной стороны, и его персоналом, - с другой, являются должности. Должность - это первичная ячейка органа (или его аппарата) с ее правовым статусом; это, образно говоря, служебное место. В то или иное время оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее за-нятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных и личных прав и обя-занностей служащего" Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. с. 6.
Организационная структура аппарата представляет собой структуру формализован-ных "социальных позиций", юридически закрепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли - нет. Изменение же статуса должности чаще всего не влечет за собой замены служащего. Должность как юридически формализованная роль актуализирует одни свойства личности, отрицает другие, безразлична к третьим. Изменения личных свойств служащего не ведет к изменению должности, формальной структуры, но может отразиться на неформальной стороне дела.
Статус должности как синтез ее организационно-правового положения состоит из двух частей: служебной и личной. Вторая ее часть регламентирует должностной оклад и личные права работника (размер отпуска, право на служебную квартиру, льготы и др.). Должность есть комплексное правовое образование, состоящее из норм ад-министративного, трудового и иных отраслей права. С помощью должностей обес-печиваются персонализация управленческих функций и правообязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащих. Система должностей имеет большое значение для профессионализации аппарата и повышения уровня компетентности его служащих: она нацеливает людей на приобретение определенных знаний и навыков, выполнение конкретной работы, занятие того или иного места в управленческих структурах, приобретение определенных служебных и личных прав.
Должность - это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться необходимые действия, т.е. действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей. Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему надлежащие условия для выполнения обязанностей. А значит, служащий обязан пользоваться ими. И вообще, понятие служебных прав условно: в отношении невластных субъектов - это права (давать задания, задерживать, привлекать к ответственности и т.д.). Но если рассматривать их с позиций государственного интереса (интереса организации), то служащий обязан распоряжаться, задерживать и т.п. - это его служебная обязанность. Поэтому служебные обязанности и служебные права часто объединяют одним понятием - полномочия, хотя, конечно, не всякое право является обязанностью. Наукой управ-ления разработано положение о балансе обязанностей и прав: необходимо их со-ответствие друг другу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6