Рефераты. Городское самоуправление - история и современность

В связи с тем, что города являются экономическими и культурными центрами, в них расположены подавляющее большинство промышленных предприятий, коммунальных служб, сосредоточена основная часть культурно -- бытовых учреждений, имеется разветвленная сеть вузов и научных центров, одним словом, они объединяют достаточно крупный социально-экономический комитет - соответственно их полномочия по сравнению с другими муниципальными образованиями более обширны. К ним относится создание единой социальной и производственной инфраструктуры в целях удовлетворения потребностей населения -- развитие жилищной базы, внутригородского транспорта, охраны здоровья, народного образования и т.д.

Поэтому полномочия органов городского самоуправления регулируются специальными статьями уставов. Так, например, в Уставе г. Благовещенска имеется раздел III "Предметы ведения городского муниципального образования", кроме того, в ст. 15 закреплена компетенция городской Думы, в ст. 23 -- полномочия мэра города, в ст. 30 -- компетенция городской администрации. В Уставе г. Туапсе аналогичный раздел "Полномочия местного самоуправления города" разделен на две статьи -- ст. 7 "Полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления города" и ст. 8 "Предметы ведения местного самоуправления". В Уставе г. Тулы ст. 11 предусмотрено разграничение компетенции между органами местного самоуправления города к органами территориального общественного самоуправления.

На наш взгляд, полномочия органов городского самоуправления должны быть разграничены, т.е. каждый орган должен обладать собственной компетенцией, как это закреплено в уставах многих городов (Благовещенск, Чита, Ярославль, Рязань, Липецк и др.). Недопустимо совмещение полномочий представительного и исполнительного органов в силу их различного статуса, т.к. представительный орган избирается населением, а исполнительный в основном назначается, различаются их функции и т.д.

Органы городского самоуправления занимаются вопросами развития собственного производства, способствующего укреплению местного хозяйства; проблемами благоустройства; развития сферы обслуживания, народного образования, здравоохранения, культуры, дошкольных учреждений, физической культуры. Большие города с районным делением занимаются более масштабными задачами, а именно: развитием стройиндустрии, созданием градостроительных комплексов и промышленных узлов; строительством жилых домов, других объектов социальной сферы и природоохранного назначения; руководством предприятиями промышленности, местных строительных материалов; развитием городского транспорта; внешнеэкономическими связями и т.п. Они выполняют функции, имеющие стратегическое значение для города. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 2005. С. 112-113 .

На основе исследования федерального законодательства, законодательных актов субъектов и уставов городов можно выделить несколько групп полномочий городского самоуправления:

1. Сфера бюджета и финансов. Это одна из самых главных проблем местного самоуправления. Установление правил, касающихся местных бюджетов, регулируется Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 52, 53, 55 ФЗ № 131), "Экономическая основа местного самоуправления" (глава 8). Государственной Думой 17 июля 1998 г. был принят Бюджетный кодекс Российской Федерации, который пока не вступил в силу.

2. Сфера управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями, Конституцией РФ предусмотрено самостоятельное управление муниципальной собственностью органами местного самоуправления (ст. 132), В ней не только закреплено понятие муниципальной собственности, но она приравнивается к государственной и частной. Гражданский кодекс РФ развил и детализировал эти положения, а последовавшие затем законодательные акты -- "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" -- заложили правовую основу не только федерального и регионального нормотворчества в этой сфере, но и органов местного самоуправления. Органы городского самоуправления вправе передавать объекты этой собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке и т.д. То есть они обладают всей полнотой прав собственника: владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью города, В соответствии с законодательством органы городского самоуправления определяют условия приобретения, создания и преобразования объектов муниципальной собственности, утверждают перечень объектов муниципальной собственности.

3. Сфера земельных отношений и охраны окружающей природной среды.

В муниципальной собственности города состоят находящиеся в пределах территории города земельные участки и природные объекты, а также переданные ему или приобретенные в порядке, предусмотренном действующим федеральным и региональным законодательством о разграничении или приобретении земельной собственности земли, за исключением городских земель, отнесенных к иным формам собственности. Кроме того, в муниципальной собственности города могут находиться земельные участки и природные объекты, приобретенные за счет средств городского бюджета в установленном порядке за пределами города.

Органы и должностные лица городского самоуправления в пределах своих полномочий могут предоставлять в бессрочное и временное пользование, пожизненное наследуемое владение, сдавать в аренду, отчуждать в собственность и производить изъятие земельных участков и природных объектов в соответствии с действующим земельным законодательством. Также они осуществляют на территории города выделение земельных участков для федеральных, региональных и межрегиональных нужд на договорной основе или в порядке, установленном законодательством.

4. Сфера строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи. Органы городского самоуправления разрабатывают генеральный план города, проекты планировки жилых районов, застройки микрорайонов, ремонта муниципальных жилых домов, муниципальных объектов коммунального хозяйства, социальной и производственной инфраструктуры» благоустройства и озеленения территории города. В их ведении находится муниципальное дорожное строительство и содержание городских дорог. Органы городского самоуправления устанавливают в соответствии с действующим законодательством порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду, выдают разрешения на строительство на подведомственной территории всех объектов производственного назначения, приостанавливают строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки; привлекают на договорной основе предприятия и организации к участию в развитии мощностей строительной индустрии и промышленности» строительных материалов для производства работ на территории города.

Органы городского самоуправления ведают муниципальным жилищным фондом, объектами социального, бытового, коммунального и дорожного хозяйства, предприятиями торговли, общественного питания, входящими в состав муниципальной собственности; распределяют в установленном порядке муниципальный жилой фонд, ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляют им жилищные помещения в домах муниципального жилищного фонда, решают вопросы продажи домов и квартир, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам.

5. Сфера социально-культурного обслуживания населения. Данная сфера охватывает образование, здравоохранение, социальное обеспечение и защиту населения, а также культуру. В связи с этим городская администрация осуществляет управление муниципальными учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, назначает и освобождает от должности руководителей соответствующих учреждений. В городских уставах подробно регламентированы полномочия городской администрации в этой сфере.

6. Сфера охраны общественного порядка, прав и свобод граждан. Охрана общественного порядка обеспечивается органами городского самоуправления с помощью городских органов внутренних дел, а также муниципальных органов охраны общественного порядка. К примеру, в данной сфере органы самоуправления г. Иваново координируют и содействуют деятельности правоохранительных органов на подведомственной территории; создают, финансируют, реорганизуют подразделения городской милиции по согласованию с органами внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации о милиции и иным действующим законодательством; утверждают в должности и освобождают от должности начальника милиции общественной безопасности по представлению начальников соответствующих органов внутренних дел; принимают в пределах своей компетенции решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, а также устанавливают в пределах компетенции правила, за нарушение которых наступает административная ответственность; привлекают к административной ответственности за правонарушения в соответствии с законодательством; содействуют созданию и деятельности добровольных формирований по охране общественного порядка, финансируя их за счет собственных и привлеченных средств; выделяют дополнительные финансовые средства для создания или увеличения сверх нормативов штатной численности существующих подразделений городской милиции; содействуют работе органов записи актов гражданского состояния и органов государственного нотариата на соответствующей территории; регистрируют в соответствии с законодательством органы территориального общественного самоуправления.

Глава 3. Система городского самоуправления

3.1. Формы непосредственного участия населения в осуществлении городского самоуправления

В Конституции РФ определяются важнейшие организационные формы местного самоуправления. Так, статьей 130 предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется гражданами, путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, т.е. закрепляются основные институты прямой (непосредственной) и представительной демократии, при помощи которых граждане могут самостоятельно принимать решения по вопросам местного значения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.