Рефераты. Городское самоуправление - история и современность

Анализируя нормативные акты субъектов Федерации, можно заметить, что некоторые их положения не соответствуют Конституции РФ. Ущемляются права местного самоуправления, оно рассматривается как вид местного государственного управления, в реализации которого не придается должного значения активному участию населения или же местное самоуправление не воспринимается как особый уровень власти. Города республиканского значения в ряде республик -- субъектов РФ лишаются права на осуществление местного самоуправления путем упразднения органов самоуправления или подчинения их органам государственной власти. При этом данные нарушения аргументируются нехваткой бюджетных средств и необходимостью жесткой "вертикали" в условиях кризиса.

Сказанное особенно касается городов -- центров (столиц) субъектов РФ. Причем здесь есть два самостоятельных момента. Во-первых, власти субъектов РФ хотели бы включить эти города в систему государственной власти субъекта, с тем, чтобы усилить свое властное воздействие на представительные и исполнительные органы таких городов, т.е. вертикаль управления. Во-вторых, представительные органы и особенно главы городов полагают, что в их руководящих функциях в части управления городом нет принципиальных отличий от осуществления государственной власти. А поскольку государственная власть более сильна и опирается на возможности государства (в том числе в части дисциплины, порядка и принуждения), то лучше осуществлять власть в таких городах как власть государственную, хотя, конечно, и с участием населения в соответствующих формах.

Мы полагаем, что в принципе усиление властного начала в осуществлении функций таких городов вполне возможно. Однако это не противоречит общей концепции местного самоуправления и может быть сделано в рамках его сохранения.

Развитие местного самоуправления, как и городского, невозможно без государственной поддержки: правовой, организационной, финансово-экономической, информационной и кадровой. Поэтому федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации обязаны принимать программы государственной поддержки местного самоуправления. Так, 22 декабря 1995 г. Правительством РФ была утверждена Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления с целью обеспечения становления и развития самоуправления населения РФ. В ней определялись основные направления государственной поддержки местного самоуправления.

На наш взгляд, для создания условий эффективного осуществления местного самоуправления представляется необходимым, помимо принятия программ государственной поддержки, на федеральном уровне и уровне государственной власти субъектов федерации законодательно обеспечить федеральные гарантии формирования экономической базы местного самоуправления и его правовой защиты. Органы государственной власти обязаны содействовать становлению и развитию местного самоуправления, создавать условия организационно -- правовой и финансово -- экономической самостоятельности местного самоуправления, создавать и развивать систему подготовки и повышения квалифицированных муниципальных служащих. Только при государственной поддержке и государственных гарантиях городское самоуправление получит должное развитие.

Завершая конституционно-правовую характеристику самоуправления в Российской Федерации, можно констатировать, что с его помощью развиваются демократические начала в решении вопросов городского значения, что позволяет решать их с большей эффективностью в интересах населения и с его участием. Ведь жители города хорошо знают местные нужды, и поэтому они заинтересованы в успешной деятельности данного института. Местное самоуправление -- это самоуправление граждан, населения городов, сел, поселков. Они сами управляют местными делами, поэтому в данной системе лучше сочетаются интересы и права человека с государственными интересами.

2.2. Полномочия городского самоуправления

Для реализации задач и функций городского самоуправления государство признает за ним определенную совокупность полномочий.

Полномочия местного самоуправления -- закрепленные федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005. С. 231-232.

В соответствии со статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (данная формула содержится и в статье 6 Закона о местном самоуправлении № 131). Из этого следует, что полномочия органов местного самоуправления двоякие: собственные полномочия и государственные полномочия.

Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями вытекает из концепции децентрализации государственной власти, которая заключается в необходимости передачи федеральными органами части своих полномочий органам субъектов РФ и предоставление государственным органам права на передачу отдельных своих полномочий органам местного самоуправления. В то же время не следует забывать о самостоятельности местных органов, их независимости от органов государственной власти, возможности самостоятельного самоопределения. При наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями государственные органы не вправе вторгаться в компетенцию самих органов местного самоуправления.

Как это вытекает из Конституции РФ, наделение полномочиями возможно при выполнении нескольких условий:

1) На основе закона. Статья 6 Закона о местном самоуправлении конкретизируя конституционное положение, уточняет, какими именно законами передаются полномочия - "федеральными законами, законами субъектов РФ".

2) Органы местного самоуправления могут наделяться только отдельными государственными полномочиями, т.е. законодателем устанавливается как бы предел передаваемых полномочий, их объем не может быть большим. Здесь нужно исходить из того, под силу ли будет органам местного самоуправления осуществлять переданные полномочия. Передаваемые полномочия обязательно должны быть связаны с интересами" местного населения.

3) Передача необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Если нет материально-финансовой базы, то органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий.

4) Контроль государства за реализацией переданных полномочий. Он заключается в предоставлении государственным органам необходимой информации, финансовых отчетов, указаний органам местного самоуправления, проверки законности их решений. Условия и порядок контроля должны определяться специальными законами.

Однако, не всегда можно найти границу между государственным и местным значением полномочий. И это понятно, ведь органы государственной власти и органы местного самоуправления, по сути, решают одни и те же задачи, которые стоят перед всей страной. Они важны, как и для местных органов, так и для государства в целом.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничил полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ по отношению к местному самоуправлению и определил предметы ведения местного самоуправления.

Статья 4 данного Закона, конкретизируя п,"н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в которой закрепляется, что в совместном ведении Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации местного самоуправления, содержит полный перечень полномочий органов государственной власти РФ в области местного самоуправления. Данные полномочия можно разделить на несколько групп:

а) Нормативное регулирование. Принятие федерального закона об общих принципах местного самоуправления и федеральных программ развития местного самоуправления. Проверка их реализации. Обеспечение соответствия законодательства субъектов о местном самоуправлении федеральному законодательству. Принятие федеральных законов "Об особенностях организации и деятельности местного самоуправления в приграничных территориях", "О закрытых административно-территориальных образованиях" и "Об основах муниципальной службы".

б) Собственность. Регулирование порядка передачи объектов федеральной государственной собственности в муниципальную. Для этого необходимо принять специальный закон.

в) Делегирование полномочий. Федерация может напрямую наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

г) Бюджетно-финансовая сфера. Регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными, а также финансовой отчетности. Установление государственных минимальных социальных стандартов. Обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления. На уровне Федерации должен быть установлен консолидированный бюджет.

д) Гарантии. Обеспечение компенсации местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти. Регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления. Установление федеральных гарантий избирательных прав граждан. Регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов.

е) Судебная защита. Установление порядка судебной защиты.

ж) Надзор. Осуществление прокурорского надзора над органами местного самоуправления.

В статье 5 дан полный перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ, к ним относятся нормативное регулирование местного самоуправления, регулирование бюджетно-финансовых отношений и муниципальной собственности, определение территории, на которой действует местное самоуправление, делегация полномочий, контроль, гарантии.

Как видно из вышесказанного, различие полномочий Федерации и субъектов заключается в том, что Федерация определяет стратегию местного самоуправления, а субъекты детально регулируют систему и всю организацию местного самоуправления. При этом каждый субъект должен иметь свою муниципальную систему с учетом исторических и иных местных традиций.

В статье 6 ФЗ о местном самоуправлении № 131 содержатся и вопросы, составляющие сферу деятельности, вытекающую из самого принципа самоуправления, т.е. это такие местные дела, которые способствуют обеспечению потребностей населения в различного рода услугах, реализации социально -- экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц и которые не включены в компетенцию централизованного управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.