Рефераты. Городское самоуправление - история и современность

Советы не были органами местного самоуправления, а являлись органами государственной власти, т.к. выполняли функции местных органов государственного управления. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Такая система способствовала быстроте и согласованности действий всех звеньев, но она существенно ограничивала самостоятельность местных органов. Вся система управления на местах не имела достаточных для саморазвития правовой, финансовой, экономической и социальной основ.

Сегодня развитие теории и практики местного самоуправления приобретает новые черты, этому посвящена следующая глава.

Глава 2. Общие основы и полномочия городского самоуправления в Российской Федерации

2.1. Конституционно-правовые основы городского самоуправления

Начиная эту главу, следует заметить, что в законодательных актах не дается специального определения городского самоуправления. Это можно объяснить тем, что "в жизни, реальной практике не существует "местного самоуправления" вообще, а есть самоуправление городов, городских и сельских районов, поселков, сельских населенных пунктов и т.д. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996. С. 90-92. И не случайно в уставах некоторых городов (Рязань, Орел, Липецк, Мурманск, Туапсе, Кострома и др.) вместо термина "городское самоуправление" используется -- "местное самоуправление города". Поэтому в этом параграфе, несмотря на специфику темы, мы считаем целесообразным сначала рассмотреть, что же представляет собой местное самоуправление, так как все, что относится к местному самоуправлению, касается непосредственно и городского самоуправления, и затем попытаемся дать определение городскому самоуправлению, вывести черты, ему присущие.

Местное самоуправление -- самостоятельное решение населением вопросов местного значения как непосредственным путем (референдумы, собрания жителей), так и через создаваемые им органы. Местное самоуправление, таким образом, -- одна из форм осуществления народовластия, своеобразная альтернатива управлению местными делами "сверху".1. Карапетян Л.М. Местное самоуправление как первичная форма самоопределения социума. М., 2001. С. 45-47. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.

Приведенное определение нуждается в некотором дополнении. Как отмечает Л.М. Карапетян: "Местное самоуправление не сможет реализовать свое предназначение, если будет ограничено рамками закона. Ведь местное самоуправление -- то первичное звено общества, в котором повседневные социальные, экономические, бытовые и иные отношения наряду с законами (порой и преимущественно) регулируются обычаями, традициями, нравственными нормами".1

Действительно, роль правовых обычаев и традиций в муниципальном праве имеет важное значение. Это объясняется тем, что местное, в частности и городское самоуправление должно развиваться, исходя из "исторических и иных местных традиций". Поэтому при разработке уставов городов необходимо учитывать традиции населения данной территории. Это предполагается и рядом законов субъектов РФ о местном самоуправлении.

Таким образом, правовые нормы находятся во взаимодействии с социально-этическими. И не случайно, поэтому в уставах некоторых городов имеется формулировка, что самоуправление осуществляется, исходя из интересов населения, для сохранения и развития духовных, культурных и исторических традиций города. Например, в г. Рязани закрепили, что Устав этого города разработан в соответствии с Конституцией РФ» законодательством Российской Федерации и Рязанской области, Европейской Хартией о местном самоуправлении с учетом российских и рязанских исторических и культурных традиций.

Конституция РФ урегулировала основные вопросы организации местного самоуправления, его соотношение с государственной властью, роль населения в осуществлении функций и полномочий местного самоуправления и определении структуры его органов, наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями и гарантиями. Положения Конституции, действуя непосредственно, в то же время развиваются в других правовых актах. Основополагающим среди них является Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 сентября 2003 г. (далее -- Закон о местном самоуправлении). В нем заложены правовые нормы, позволяющие на базе основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, принципов федеративного устройства Российского государства обеспечить самостоятельное решение гражданами России вопросов местного значения.

Назначение данного Закона состоит в том, чтобы дать концентрированное представление о всех основных сторонах организации и функционирования системы местного самоуправления. Поэтому в нем определяется роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливаются общие принципы организации местного самоуправления.

В развитие конституционных положений Закон установил, что граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, муниципальных выборов, иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные или иные органы местного самоуправления (ст. 3 ФЗ № 131).

Таким образом, в Законе признается многообразие форм территориальной организации местного самоуправления: в городах, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (ст. 10 ФЗ № 131).

На наш взгляд, в небольшом городе, в котором численность населения примерно около 200 тысяч человек, местное самоуправление может функционировать в городе как в едином целом образовании без необходимости подразделять его на районы. Если же город достаточно большой, то в целях организации управления, а именно для повышения эффективности управления муниципальной собственностью, отраслями городского хозяйства, социальной сферой допустимо деление территорий города на внутригородские районы (районы в городе). Территория таких районов в городе, исходя из предложений граждан, может подразделяться на территории микрорайонов, в которых осуществляется территориальное общественное самоуправление. Решение об изменении территории принимается городским представительным органом на основании мнения населения, выраженного путем городского референдума.

Проанализировав конституционные положения и статьи Закона о местном самоуправлении, к основным принципам местного, в том числе и городского самоуправления мы относим следующие: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством, их взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Федерации; наличие собственной компетенции; осуществление местного самоуправления на основе положений Конституции РФ, федеральных законов, законодательных актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления; самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, в том числе экономических и финансовых; соразмерность полномочий органов местного самоуправления материально -- финансовым ресурсам; гарантии местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.

Уставами городов вносятся корректировки в круг этих принципов. Например, по уставу г. Мурманска к принципам местного самоуправления в городе относятся следующие: гарантия широкой реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством России прав и свобод граждан; законность и гласность; участие граждан в процессах выработки и принятия решений по важнейшим вопросам местного значения; самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах представленной им компетенции; подотчетность органов местного самоуправления своим избирателям; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления; сочетание местных и государственных интересов.

Нормы Конституции и Закона о местном самоуправлении находят развитие в уставах городов, Устав -- это основной правовой акт города, поэтому другие акты и решения органов местного самоуправления не должны ему противоречить. В уставе города обязательно закрепляется, в пределах какой территории осуществляется городское самоуправление (в каких границах); правовая основа городского самоуправления; система городского самоуправления (формы и гарантии непосредственного участия населения города в решении городских вопросов); структура и органы городского самоуправления, их полномочия (представительный орган города, его статус, структура управления, предметы ведения и полномочия; глава городского самоуправления, порядок его избрания, компетенция; структура городской администрации); экономическая и финансовая основа городского самоуправления; гарантии и ответственность органов городского самоуправления; статус, символика, знаки почета города.

То есть местное, в том числе и городское самоуправление является формой народовластия: власть принадлежит населению, которое имеет возможность через образуемые им органы решать вопросы местного значения, что не только повышает эффективность управления, но и обеспечивает полный учет местных условий и особенностей.

Итак, на основе анализа положений Конституции РФ, Закона о местном самоуправлении, уставов городов и существующих в научной литературе определений местного самоуправления можно сформулировать следующее определение: городское самоуправление -- это право и реальная способность органов самоуправления, создаваемых населением, под свою ответственность и в интересах города осуществлять управление и контроль в отношении переданных государством в их ведение части общественных дел при непосредственном участии самого населения города, исходя из исторических и иных местных традиций. При этом государство обязуется создавать необходимые условия и гарантии для осуществления переданных дел. Городское самоуправление должно быть вписано в структуру организации власти, действовать в интересах как государства, так и населения. С другой стороны, оно должно быть некоторым противовесом вертикали государственного механизма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.