Рефераты. Формы государства в зарубежных странах

-- автономии, образованные в результате исторических собы-тий и обстоятельств. История развития и фактическое состояние отдельных территорий не позволяют применять к ним общие правила местного государственного управления. Особый правовой статус требуется им для того, чтобы избежать отрицательных эко-номических и политических последствий.

Более сотни лет Гонконг (Сянган) находился под управле-нием Великобритании, а Макао (Аомынь) состоял в аренде у Португалии. Обе эти территории подлежат передаче Китаю. Однако в них выросли целые экономические комплексы, до-стигнут высокий уровень жизни, сложились традиции местного управления. Основную часть населения этих территорий состав-ляют китайцы, которые не могут ссылаться на национальные отличия в обоснование особых местных прав. Вместо нацио-нально-языкового действует исторический фактор образования автономии. В соответствии с соглашениями, достигнутыми меж-ду Китаем и уходящими владельцами Сянгана и Аомыня, они получат автономию, сохранят сложившийся общественный строй и систему экономики. Они становятся специальными админи-стративными районами;

-- автономии как общий принцип местного управления. Их называют административно-территориальными автономиями. Применение административно-территориальной автономии озна-чает, что государство признает необходимым предоставить всем крупным территориальным единицам некоторую самостоятель-ность в решении местных дел. В сущности, административно-тер-риториальная автономия едва ли отличается от таких понятий, как местное самоуправление, децентрализованное управление. Однако такие страны, как Коста-Рика, Япония закрепили свои-ми законами принцип автономии своих территорий. И поэтому приходится выделить для них отдельное место в ряду других, действительных автономий Там же, с.56..

Учреждая автономию, признавая ее права, государство, есте-ственно, ограничивает пределы применения своей власти. Это, од-нако, не означает, что на автономной территории появляется госу-дарственность. Возможно, автономия обеспечивает уважение ин-тересов местных сообществ, но ее нельзя считать формой национального государства.

Права автономии в области внутреннего регулирования яв-ляются производными, а не собственными. Источником этих прав является акт власти государства, центра. Так, первоначально автономия Шотландии была закреплена Актом об Унии, изданным Британским парламентом 1 мая 1707 г. По этому закону отношения простой унии между двумя странами и последую-щая аннексия Шотландии О.Кромвелем были завершены, а Шотландия включена в состав единого государства на правах автономии.

Права автономии могут быть зафиксированы в конституции, основных законах государства. Органы государства могут изда-вать правовые акты, специально посвященные правовому поло-жению автономной территории. В 50--60-е годы положения о на-циональных автономиях в Китае принимались народными пра-вительствами провинций, народным правительством КНР и затем утверждались постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей.

Бывает также, что автономия сама разрабатывает статут, за-крепляющий ее права. Но поскольку она не наделена государ-ственностью и не имеет учредительной власти, статут об автоно-мии, а также вносимые в него изменения подлежат утверждению государственными органами, обычно парламентом. Так, в Италии парламентом утверждены статуты об автономии Сицилии, Сар-динии и некоторых других областей. Ясно, что возможность са-мостоятельно разрабатывать собственные статуты упрочивает пра-вовое положение автономии и меру ее самостоятельности в от-ношениях с государством. Государство, желающее ограничить автономные права, встречает не только общественное сопротивле-ние, но и формальные препятствия в изменении статута, если его автором является сама автономия.

Возможно, однако, более широкое понимание автономии как территории, нуждающейся в обособленном правовом режиме.

Иными словами, под автономией подразумевается не только то пространство, где имеются свободы и привилегии, а просто часть, изъятая из целого. Тогда автономными следует считать и те территории, права которых ограничены в сравнении с пра-вами других частей государства. Например, Франция признает автономные права своих заморских департаментов и заморских территорий. Однако до 80-х годов нашего столетия Французская Полинезия, Французская Гвиана, Новая Каледония не имели выборных представительных органов, тогда как обычные, неавто-номные департаменты во Франции уже давно избирают свои советы. Автономный Курдистан в Ираке едва ли находится в привилегированном положении по сравнению с другими терри-ториями этого государства. Верховная Рада (парламент) Украи-ны приняла в 1995 г. закон об Автономной Республике Крым, который установил строгую подчиненность непокорного региона центральной власти и существенно ограничил самостоятельность Крыма.

Не являясь государством, автономия не имеет своего граж-данства. Лица, проживающие на ее территории, гражданами ав-тономии не являются и юридически связаны с ней только местом жительства. Изменяя его, человек прекращает правоот-ношения с территорией независимо от своих культурных при-вязанностей, национальности, языка и прочих обстоятельств. Вместе с тем проживание в пределах автономии может суще-ственным образом сказываться на правовом положении челове-ка. В частности, национально-территориальная автономия позво-ляет представителям коренных национальностей в большем объеме пользоваться культурными правами, родным языком, следовать сложившимся правовым обычаям. Образование тер-риторий типа Гонконга обеспечивает сохранение прежних граж-данских, экономических и даже политических прав и свобод личности Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1995, № 3(16), с. 32..

В автономии нет высших государственных органов. Учреж-дения, действующие в автономии, относятся к разряду органов местного управления, независимо от того, назначаются они или избираются населением, именуются парламентом, советом, прави-тельством или как-либо еще. Наименование органа в данном слу-чае существенного значения не имеет. Высшим государственным органом может быть признан лишь тот, который осуществляет власть именем суверена. У высшего государственного органа нет вышестоящей административной инстанции. Напротив, ему под-чиняются нижестоящие органы, включая учреждения автономий Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.83. .

Автономия не издает законов. Нормативные акты, принимае-мые ее органами, производны от законов государства, то есть под-законны. Акты, принимаемые областными советами в Италии, называются законами. Но это только символ, причем не вполне точный, с помощью которого итальянские политики решили под-черкнуть "самую широкую автономию" областей в сфере местно-го правового регулирования. В действительности круг вопросов, по которым в Италии издаются областные "законы", ограничен государством, а не вытекает из суверенной власти автономии. Ведь именно парламент Италии в конечном счете определяет объем ее прав. Кроме того, "закон", изданный советом области, должен со-ответствовать законодательству всей республики.

Автономиям могут быть предоставлены экономические при-вилегии. В национальных автономиях обычно делаются изъятия из общих правил о применении государственного языка, то есть практикуется использование в документообороте и деловых от-ношениях национальных языков.

Автономия не является единственной формой обособления правового статуса территорий. Она имеет некоторые сходства с резервациями в США, бантустанами в прежней ЮАР, создава-емыми для коренных народов. Аналогии могут быть обнаруже-ны между автономией и пристоличными территориями (феде-ральный округ Колумбия, административный округ Парижа, со-юзная территория Дели), а также территориями, состоящими в управлении вооруженных сил, занятыми военными базами.

Следует упомянуть также о таком явлении, как национально-культурная автономия. К территориальному устройству государ-ства она прямого отношения не имеет, а представляет собой сово-купность особых правил, условий, на которых в государстве про-живают общности, не имеющие определенной автономной территории. Национально-культурная автономия существует в виде особых прав отдельных национальностей в области политики, культуры, языка, образования. Преимуществами такой автономии пользуются, например, саами в Швеции или шведы в Финлян-дии. Эти народности внутри государства имеют свои учрежде-ния, объединяющие их на национальном уровне, -- Шведская на-родная ассамблея и Саамский парламент в Финляндии, Саамитинг в Норвегии. При правительстве Австрии и Венгрии действуют советы национальных меньшинств.

5. Заключение

В формах государственного устройства, рассмотренных в данной работе, находит выражение действие некоторых общих, свойственных всем социумам тенденций. С одной стороны, народы, от-дельные части общества территориально обосабливаются. Иног-да это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы. Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.

С другой стороны, действует и противоположный вектор. Общность экономи-ческих интересов, развитие рынка требуют единого правового пространства, которое необходимо для эффективного хозяйство-вания. Взаимопроникновение культур, религий (в частности -- экуменистическое движение), вытеснение старых традиций сгла-живают различия, которые в прошлом разделяли людей. Само-сознание человеческого "я" приводит к тому, что личность вос-принимает окружающее все больше через призму собственных оценок, личной морали. Человек становится не столько единицей общества, сколько личностью, способной самостоятельно опреде-лять свои интересы и принимать собственные решения. Это сни-жает роль национальных и прочих факторов, определяющих по-ведение человека и консолидирующих людей в общности, разде-ленные территориальными границами. Высокий уровень жизни, развитие средств коммуникации, просвещения подвигают народы к единению на больших пространствах Там же, с.35. .

Кроме того, в мире периодически появляются сильные поли-тики и талантливые полководцы; происходят войны и ведется межгосударственная дипломатическая игра; возникают сепара-тистские или объединительные идеологические течения; монар-хи и их наследники вступают в браки. Эти обстоятельства су-щественно, иногда решающим образом влияют на объединение территорий либо способствуют их разобщению.

Взаимодействие вышеназванных тенденций более или менее точно выра-жается в форме государственного устройства. Необходимо, однако, иметь в виду, что форма государственного устройства описы-вает лишь внешнюю сторону территориальной организации. От нее в известной мере зависит реальный статус территорий. Но выявить объем их самостоятельности только по формальным признакам невозможно.

ЛИТЕРАТУРА:

Comparative Legal Traditions. St. Paul, 1982;

Hemphill Е.Р. European Court of Justice. // The Transnational Lawyer. Sacramento, Vol. 4, №1,1991.

Lochart W.B., Kamisar Y., Choper J.H., Shiffiin S.H. Constitutional Law. St.Paul, 1986;

Давид P., Жофрс-Спипози К. Основные правовые системы современнос-ти. М., 1996.

Даниелян С.А. Эволюция государственного строя Швейцарии. Автореф. канд.дис. М., 1989;

Конституционное право: Восточноев-ропейское обозрение. 1996, № 1 (14).

Кортунов А. В. Дезинтеграция Советского Союза и США. М., 1993;

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.6.

Оцпенгейм Л. Международное право. T.I, М., 1948;

Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991.

Современный буржуазный федерализм. М., 1978.

Сравнительное конституционное право. М., 1996.

Федерализм: система государственных органов. М., 1996.

Федерация и зарубежных странах. М., 1993;

Федерация и центр //Апф, 1990, № 33.

Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 1995;

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.