Рефераты. Формы государства в зарубежных странах

Кроме того, участие в унии налагает на государства мораль-ные обязанности. Во время второй мировой войны в Британском содружестве сложилась точка зрения, по которой какой-либо член этого общества наций не может оставаться нейтральным, если другие его члены находятся в состоянии войны. Хотя Австра-лия и Новая Зеландия не вступили в борьбу с Германией на стороне Англии, однако они объявили войну фашистским союз-никам -- Финляндии, Румынии, Венгрии и Японии.

3.4. Протекторат государств

Федерация, конфедерация, уния представляют собой такие объе-динения, которые, как правило, основаны на принципе юридическо-го равенства между их участниками. Конечно, элементы неравно-правного участия в таких объединениях встречаются, но их можно воспринимать как исключение. В отличие от них протекторат пред-ставляет собой заведомо неравноправный союз государств, юриди-ческую форму подчинения одного государства другому.

Важно отличать протекторат государств от сходных ему яв-лений, таких, как вхождение в государство, аннексия, оккупация, международный протекторат. Они, как и протекторат государств, выражают зависимое состояние территории. Отличия между эти-ми понятиями скорее формальные, чем содержательные. Протек-торат государства может повлечь более серьезные ограничения для населения, чем, например, оккупация. Как и оккупация, про-текторат может быть результатом вооруженного насилия.

Вхождение в состав государства представляет собой добро-вольное присоединение к нему, в результате которого другое го-сударство полностью или частично утрачивает свой суверенитет. Оно становится административно-территориальной единицей или субъектом федерации. В отличие от этого участвующие в протек-торате государства сохраняют свой суверенитет.

Аннексия есть включение в состав государства дополнитель-ных территорий, обычно совершаемое по результатам войны, а иногда и ненасильственными действиями государства. Аннексия получает признание как юридический факт по нормам националь-ного и, возможно, международного права. Аннексируемая терри-тория является объектом внешнего воздействия, тогда как про-текторат представляет собой правоотношения между государства-ми-субъектами .

Оккупация представляет собой временное насильственное занятие территории одного государства другим государством, находящимся с ним в состоянии войны. Оккупация -- это пере-ходное состояние, которое может завершиться аннексией, уста-новлением протектората и даже освобождением территории. Про-текторат -- это постоянное или установленное на заранее опре-деленный срок правовое состояние государства, основанное на договоре. Протекторат устанавливается при наличии формально выраженного согласия государств.

Международный протекторат (опека) устанавливается миро-вым сообществом, международными организациями над терри-ториями, которые не имеют своей государственности, в которых население политически не организованно. Он имеет внешние сход-ства с протекторатом государств, поскольку осуществление меж-дународной опеки территорий обычно поручается конкретным государствам. Например, Восточное Самоа находится под опекой ООН, а управление этой территорией поручено США. Протекто-рат государств, напротив, устанавливается над странами, где име-ется суверенная государственность. Например, Каролинские, Ма-рианские и Маршалловы острова в Тихом океане, ранее состоявшие под международным протекторатом (опекой) ООН и пере-данные Соединенным Штатам в управление, трансформировались в государственные образования. Они вышли из-под междуна-родной опеки и, будучи государствами, заключили с США со-глашения, которыми оформляются отношения уже не междуна-родного, а межгосударственного протектората ("содружества", "свободной ассоциации").

В протекторате участвуют две стороны -- государство-про-тектор и подопечное государство. Причиной установления про-тектората могут быть насильственные действия одного государ-ства в отношении более слабых стран, в результате которых гос-подствующая сторона вынуждает покорившуюся нацию к заклю-чению неравноправного договора, сохраняя, однако, государствен-ность последней. Возможно также, что протекторат устанавлива-ется над странами, которые в силу внутренней нестабильности, малочисленности населения, экономической отсталости и иных обстоятельств не имеют ресурсов для полноценного осуществле-ния всех присущих государству функций. В этом случае государ-ству становится выгодно принять опеку могущественной держа-вы, которая по мотивам сохранения традиционных межнациональ-ных связей, расширения сферы своего влияния и по другим соображениям соглашается предоставить подопечной стране по-литические услуги.

Протекторат может установиться как промежуточное состоя-ние страны, существующее в период между ее освобождением от колониальной зависимости и получением полной независимости. Так, по конституции 1959 г. Кот д'Ивуар было учреждено как государство, зависимое от Франции. Впоследствии оно стало са-мостоятельным, независимым членом мирового сообщества.

Протектор осуществляет за подопечное государство часть его суверенных прав. Он может потребовать от своего "подза-щитного" отказа от содержания собственной армии, осуществле-ния внешней политики, от самостоятельного осуществления за-конодательной власти и прочее. Так, контроль над законода-тельной властью Трансиорданского эмирата до 1946 г. осу-ществляла Англия -- законы приобретали юридическую силу только с согласия представителя британской короны. Пуэрто-Рико, имеющее титул "свободно присоединившегося государства", отдало протектору само право осуществлять высшую законодательную деятельность. В ведение Конгресса США переданы оборона, внешняя политика, междуна-родная торговля. Результаты неоднократно проводимых рефе-рендумов подтверждали согласие Пуэрто-Рико с его зависи-мым статусом. На основании референдума 1951 г. оно стало "свободно присоединившимся государством". На вопрос о вхож-дении в США на правах штата, большинство пуэрториканцев ответило отрицательно на референдуме 1961 г.

Прямые и косвенные финансово-экономические выгоды яв-ляются одним из факторов образования и существования про-тектората. Например, передав свою внешнюю политику в ведение Индии, Бутан заключил выгодную сделку, поскольку получил право на финансовые компенсации. Западное Самоа так-же имеет экономические выгоды от сотрудничества с Новой Зе-ландией, которой уступлены внешние сношения этого государ-ства, за исключением участия в деятельности ООН Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.34..

Учреждение протектората предполагает соблюдение прав и интересов обеих участвующих в нем сторон. Гарантии прав зави-симой стороны содержатся в самой формуле протектората, суть которой заключается в сохранении ее государственности и до-полнении недостатка внутренних ресурсов за счет иностранной поддержки. Вероятнее всего, интересы протектора обеспечивают-ся более надежно. Например, пуэрториканский губернатор (глава государства и правительства) не вправе без разрешения госде-партамента США принимать на своей территории руководителей иностранных государств. Имея в виду практику прежних протек-торатов, можно предположить, что протектор способен применить к зависимому государству силовые меры, вплоть до вооруженно-го вмешательства, с целью принудить подопечного нарушителя к исполнению принятых им обязательств.

Установление протектората не отменяет и не сокращает суве-ренитет страны, хотя и ограничивает ее в использовании суве-ренных прав. В конечном счете зависимая сторона сохраняет пра-во распорядиться своей судьбой по своему усмотрению. В частно-сти, она может приобрести полную независимость. Право выхода (сецессии) из протектората самоочевидно. Мировая практика со-держит многочисленные примеры не только распада, но и отно-сительно мирного, легального расторжения протекторатов. Влас-ти Соединенных Штатов неоднократно подтверждали право Пуэрто-Рико на приобретение статуса независимого, а не "свобод-но присоединившегося государства".

Можно обоснованно утверждать, что природа протектората исключает наличие гражданства, общего для участвующих в нем сторон. В отличие от федерации это объединение не создает об-щего центра, обладающего государственной властью и нуждаю-щегося в упорядочении отношений с лицами, гражданами. Поэто-му нет субъекта, с которым лица могли бы вступить в отношения гражданства. В 1957 г. министерство внутренних дел Франции предписало решать вопросы, относящиеся к гражданам Монако, на условиях, установленных для иностранцев.

Итак, протекторат -- это основанное на письменных или иных соглашениях неравноправное объединение государств, в котором подопечная сторона отчуждает в пользу государства-протектора право осуществления части принадлежащих ей суверенных прав (политической дееспособности) на условиях сохранения собственной государственности (суверенитета), получения политической, военной, финансовой помощи, а также иных услуг.

4. формы автономного государства

Государства иногда соглашаются с требованиями местных сообществ о расширении прав и свобод территорий. При таком обособлении они могут приобрести форму автономии.

В большинстве случаев автономии создаются в унитарных государствах, где она используется для наделения территориаль-ных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления. В федерациях же имеется форма, позволяющая территориям по-лучить необходимую свободу, -- это форма субъекта союзного государства. Вместе с тем и в сложном государстве автономные права могут быть закреплены за территориями, не имеющими статуса субъекта федерации, находящимися под прямой юрисдик-цией союзного государства. В Индии, например, автономиями яв-ляются союзные территории, хотя само государство представляет собой федерацию и образовано объединением штатов.

Фактические основания, побуждающие к образованию автоно-мий, различны. Поэтому принято условно разграничивать несколь-ко видов автономий:

-- автономии, образованные по национально-лингвистическим признакам. Этот тип автономии создается на территориях с осо-бенностями национального состава населения, возможно -- со спецификой языка, местными диалектами и наречиями. Напри-мер, Страна Басков является автономией в составе Испании, уч-режденной на территории, которую традиционно занимает опре-деленный этнос -- баски. Аналогичные автономии образованы Испанией для каталонцев, галисийцев. Наименования нацио-нальных автономий зачастую отражают имя этносов, ставших ос-новой их образования, -- к примеру, Шотландия является автоно-мией, образованной на основе шотландской национальности.

Не исключено, что учреждение подобных автономий способ-ствует сохранению национальных общностей и языков на их тра-диционной территории, сглаживанию межэтнических разногласий и конфликтов, поддержанию местных обычаев в области культу-ры, языка, политики, религии. Автономия арабов на территории Израиля преследует именно эти цели;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.