Рефераты. Формы государства в зарубежных странах

Формы государства в зарубежных странах

33

33

Курсовая работа

по конституционному праву зарубежных стран

на тему:

«Формы государства в зарубежных странах»

Москва 1998 г.

Содержание

  • 1. ВВЕДЕНИЕ.ПОНЯТИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
  • 2. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
  • 3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
  • 3.1.ФЕДЕРАЦИЯ
  • 3.2. КОНФЕДЕРАЦИЯ
  • 3.3. УНИЯ
  • 3.4. ПРОТЕКТОРАТ ГОСУДАРСТВ
  • 4. ФОРМЫ АВТОНОМНОГО ГОСУДАРСТВА
  • 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА:

1. Введение.

ПОНЯТИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА и их классификация

В форме государственного устройства, рассматриваемых в данной работе, прежде всего выражены юридиче-ские особенности политического строя. Поэтому государственное устройство стран нужно различать по формальным, а не по содержательным критериям и признакам. Такими крите-риями являются:

-- состав территорий, обладающих государственностью, суве-ренитетом. Правовой статус территорий;

-- право сецессии, то есть выхода из территориально-полити-ческого образования;

-- статус территориальных органов. Являются ли эти уч-реждения высшими органами государственной власти;

-- статус нормативных актов, издаваемых органами террито-рий. Являются ли эти акты законами либо имеют подзаконное значение;

-- юридическое определение статуса личности в ее взаимоот-ношениях с территорией. Иными словами, имеет ли территория свое гражданство, оформляющее ее правоотношения с жителями;

-- система распределения полномочий между территориями и территориально-политическим образованием, в которое они входят;

-- система привлечения финансовых средств в бюджет госу-дарства, государственного объединения.

Таким образом, форму государственного устройства можно обозначить как характеристику государственного строя, определяющую поли-тико-правовой статус государства и образующих его терри-торий, систему взаимоотношений между ними, территориаль-ную структуру государственной власти.

По форме государственного устройства государства различа-ются на:

1. Федерации и унитарные государства.

2. Государства, участвующие в политических объединениях и не участвующие в них. Причем встречаются два вида политиче-ских объединений -- союзы государств (конфедерация, монархи-ческая уния, протекторат) и союзные государства (федерации). Союзы государств, в свою очередь, могут быть равноправными и неравноправными; одни из них основаны на договоре, а другие объединены под властью общего монарха.

3. Государства, признающие автономию территорий и не име-ющие таковой.

2. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО как наиболее простая форма территориального устройства

Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму территориального устройства. Оно воплощает классиче-ские представления о политическом объединении нации под еди-ной властью. В данной форме только один субъект обладает госу-дарственностью -- само государство. Оно является единым поли-тическим центром общества. Только ему присущ государствен-ный суверенитет.

Единый государственный суверенитет подтвержден основным законом, конституцией. Основной закон закрепляет исключитель-ную и нераздельную государственность на всей территории стра-ны. Территории, входящие в состав унитарного государства, поли-тической самостоятельности не имеют, не являются суверенными.

Естественно, право сецессии (отделения) за территориями не признается. Речь идет о запрете на сецессию именно территорий, а не проживающих там общностей. Если местное сообщество при-обретает свойства народа, нации, претендует на международное признание, то вступают в действие международно-правовые нор-мы о праве народов на самоопределение, на собственную нацио-нальную государственность. В этом случае, конечно, может состояться обособление и даже полное отделение' фактически возник-шего, учрежденного народом государства.

Например, арабы, проживающие на западном берегу реки Иордан, настояли на своем праве самоопределения. Вполне воз-можно, что их самостоятельность приобретет форму государства и повлечет обособление от Израиля. Но до тех пор, пока террито-риальное сообщество людей силой оружия или политической борьбой не докажет того, что оно является народом, считается, что унитарное государство остается формой организации единого, хотя бы и многонационального народа. И статус территорий не явля-ется формой, выражающей суверенитет. До этих пор право отде-ления территории от государства юридически не существует.

В унитарном государстве местным сообществам добиться ста-туса народа не так-то просто. Например, в ст.З французской кон-ституции сказано: "Национальный суверенитет принадлежит народу... Никакая часть народа... не может присвоить себе его осуществление". Таким образом, унитарное государство в прин-ципе отрицает существование каких-либо носителей суверените-та, кроме единого народа (или единого монарха) Сравнительное конституционное право. М., 1996, с.35..

Унитарная форма ограничивает права территорий и их орга-нов преимущественно решением местных дел. Обычно террито-рии не имеют права участвовать в государственной политике. «Если местные учреждения должны получить политический ха-рактер, то это поведет к раздроблению государства. Даже в сво-бодных государствах им запрещается выражать мнения по поли-тическим вопросам, ибо это искажает истинное их значение...» Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы Власть и право. М., 1995, с. 58..

Политически единое государство не всегда ста-новится централизованным в административном отношении. В этой форме устройства за гражданами, общественными ассоциациями и другими субъектами могут быть признаны различные права и свободы. Не являются исключением и территории. Права терри-торий в унитарном государстве являются более или менее об-ширными, вплоть до местного самоуправления. Однако эти пол-номочия, местные свободы и привилегии принадлежат террито-риям нс по собственному праву, а приобретаются в силу закона, изданного государством. Наиболее свободным правовым положением территорий может быть статус юридического лица, а в боль-шинстве случаев местные органы административно подчинены правительству.

Учреждается одна система высших государственных орга-нов. Ими являются только центральные политические учрежде-ния -- глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государ-ственных органов.

В унитарном государстве действует единая система законо-дательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона -- акта высшей юридической силы. Это не исклю-чает права местных органов осуществлять правовое регулирова-ние по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетен-ции, установленной государством, и не могут противоречить законам.

Системы налогообложения, применяемые в унитарных госу-дарствах, различаются. Однако первичным монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территории. Взима-ние местных налогов, как правило, допускается с санкции госу-дарства. Территории, в отличие от государства, не вправе по свое-му усмотрению устанавливать и взимать налоги.

В унитарном государстве установлено единое гражданство (подданство). Лица, пребывающие на территориях, являются для них не гражданами, а жителями. Такие понятия, как гражданин области, провинции, города, не употребляются, если не считать символического, почетного гражданства. Обычно в унитарном государстве устанавливается единая су-дебная система.

Унитарная форма государственности широко распростране-на. Ее использует большинство стран Западной, Центральной и Восточной Европы и Африки.

3. формы ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Политически обустроенные территории иногда входят в со-став государственных объединений. Участие в объединении ска-зывается на условиях осуществления власти в государствах и определяет особенности формы государственного устройства.

Юридические последствия вхождения в объединение разли-чаются. В одних случаях результатом объединения территорий является создание союзного государства (федерации); в других -- возникает союз государств (конфедерация, монархическая уния, протекторат).

3.1.Федерация

Федерация представляет собой объединение территорий, об-ладающих собственной государственностью, в единое союзное го-сударство. В отличие от унитарного государства, федерация вы-глядит как политически сложное государство. В то же время фе-дерация отличается от иных объединений тем, что она обладает государственностью, а конфедерация, уния и протекторат госу-дарствами не являются.

Сложная политическая природа федерации обусловлена тем, что в ней осуществлен раздел суверенитета между союзом и его территориальными частями. Собственной государственностью, суверенитетом обладают как федерация, так и ее члены.

Источником федеративной государственности является суве-ренитет нации, образующей ее население, и (или) монарха, воз-главляющего союз. Например, конституция США учредила феде-ративное государство от имени всего народа Соединенных Шта-тов. "С самого начала предполагалось, что Конституция создает национальное правительство с огромными, хотя и ограниченны-ми законодательными полномочиями, источником которых яв-ляется сама Конституция'" Lochart W.B., Kamisar Y., Choper J.H., Shiffiin S.H. Constitutional Law. St.Paul, 1986, P.76. В 1871 г. на основе немецких монар-хий (княжеств, королевств) было образовано федеративное госу-дарство -- Германская Империя, возглавляемая кайзером (наследственным императором).

Нация в федеративном государстве политически едина, но не в полной мере. В юридическом смысле она состоит из народов, каждый из которых претендует на известную меру политической самостоятельности. Считается, что эти народы через референдум или своих представителей однажды дали согласие на объедине-ние в федеративном государстве. В то же время каждый из них оставил за собой долю суверенных прав.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.