Рефераты. Договор транспортной экспедиции

Под утратой груза понимается невозможность перевозчика (экспедитора) выдать груз получателю по истечении установленного срока доставки. При осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, так же как и при осуществлении перевозки, утрата груза - понятие не только фактическое, но и юридическое, причем по своему объему последнее шире, чем понятие «фактическая утрата груза». Утрата груза возникает не только в тех случаях, когда груз фактически отсутствует (например, при хищении, гибели груза), но и тогда, когда он не уничтожен и не похищен, но не может быть своевременно вручен перевозчиком надлежащему грузополучателю.

Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» подразумевает под договором транспортной экспедиции именно такой договор, в соответствии с которым экспедитор организует доставку «от двери до двери», и понятие «утрата груза» относится именно к транспортно-экспедиционному договору об организации доставки груза. Думается, что при осуществлении неполной экспедиции (или экспедиции по отправлению (прибытию)) для классификации груза в качестве утраченного не должен применяться тридцатидневный срок - в данном случае правоприменителю следует оперировать понятием «разумный срок», определяемый исходя из конкретных условий. Тридцатидневный срок, установленный Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» для признания груза утраченным, следует применять при утрате в случае, если экспедитор не докажет, что утрата вызвана ненадлежащим исполнением договора перевозки. При доказанности данного факта следует применять нормы соответствующих транспортных уставов или кодексов. Например, ст. 45 Устава железнодорожного транспорта РФ предусматривает основанием для признания груза утраченным невыдачу груза грузополучателю по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки или по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении.

Груз, который доставлен, но не выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции. Это, прежде всего, связано с правом экспедитора на удержание, которое предоставляется экспедитору лишь в случае, если это предусмотрено соглашением сторон. Рассматриваемая норма о невыдаче груза детализирует общую норму об удержании применительно к вопросу, связанному с утратой груза, а также дополнительно устанавливает требование о своевременном уведомлении клиента со стороны экспедитора об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Недостача груза имеет место при утрате какого-либо количества груза, представляющего собой однородную массу (каменный уголь, зерно и т.п.). Повреждением груза именуется физическое (механическое) изменение груза, влекущее за собой понижение его ценности либо полную или частичную невозможность использования. Порча груза означает биологическое или химическое изменение, влекущее за собой понижение ценности груза или полную или частичную невозможность его использования.

Экспедитор отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза с момента принятия груза и до выдачи груза получателю. До принятия Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» юридическим закреплением момента перехода груза во владение экспедитора являлось оформление товарно-транспортных документов. В настоящее время ответственность экспедитора наступает после принятия им груза, что подтверждается выдачей клиенту экспедиторского документа и действует до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу. Получателем в договоре транспортной экспедиции может быть назван как конечный получатель - при организации экспедитором доставки груза либо при осуществлении экспедиции по получению, так и основной перевозчик - при осуществлении экспедиции по отправлению.

Если получатель отказывается от принятия груза, экспедитор должен уведомить об этом клиента. В данном случае клиент считается просрочившим исполнение своего обязательства, и экспедитор, не передавший груз получателю, не должен нести ответственность за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения обязательства.

С принятием Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» ответственность экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие как во время перевозки, так и в иное время нахождения груза в его ведении, носит ограниченный характер и размер ответственности исчисляется в принципе одинаково.

Если утрата, недостача или повреждение (порча) произошли при осуществлении перевозки, то к экспедитору применяются нормы соответствующего транспортного устава (кодекса). Если же утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли не во время перевозки, то применяется норма Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», непосредственно регулирующая указанные отношения и не рассматриваемая в качестве специальной по отношению к общей норме, устанавливающей применение транспортного законодательства. Несмотря на то что норма об ответственности экспедитора, определяемой по ответственности перевозчика, находится в статье, именуемой «Общие основания ответственности», анализ иных ее пунктов приводит к выводу, что статья Закона, непосредственно регулирующая вопросы ответственности при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, в данном случае не является специальной. В подтверждение можно отметить, что в п. 3 ст. 6 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», содержащей общее правило об ограничении ответственности, выраженной в расчетных единицах, при осуществлении международных сообщений, имеется прямая ссылка на специальную норму об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками в международных сообщениях.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба, при этом понятие реального ущерба в Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» тождественно понятию действительной (части действительной) стоимости груза либо объявленной (части объявленной) стоимости груза. Однако очевидно, что реальный ущерб по своему содержанию шире действительной либо объявленной стоимости груза.

Экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату или недостачу груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей части; за повреждение (порчу) груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза. Размер ответственности экспедитора аналогичен размеру ответственности перевозчиков, установленному соответствующими транспортными уставами (кодексами) и ГК РФ. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» более конкретизирует понятие «действительная стоимость» указанием на то, что действительная стоимость, установленная исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии - исходя из средней цены на аналогичный товар, должна быть определена по месту, в котором груз подлежал выдаче, и в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения. Это правило объясняется тем, что обычно между клиентом-грузоотправителем и получателем груза имеется договор поставки, и поэтому при отсутствии цены в договоре или счете цена определяется по месту выдачи товара. Если экспедитор осуществляет экспедицию по отправлению, то местом, в котором груз подлежал выдаче, следует также считать не место выдачи груза экспедитором основному перевозчику, а место, указанное в транспортной накладной, т.е. место выдачи груза грузополучателю.

Экспедитор несет ответственность за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; за повреждение (порчу) данного вида груза экспедитор несет ответственность в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза. В рассматриваемом случае Закон распространяет предел ответственности (объявленная ценность груза) не только на случаи утраты груза, что предусмотрено в транспортных уставах и ГК РФ, но также и на случаи недостачи, повреждения (порчи) груза. При несовпадении действительной стоимости и объявленной ценности груза компенсация, например, за повреждение груза, принятого экспедитором с объявлением ценности, может превышать действительно причиненный грузу ущерб, если объявленная ценность груза больше его действительной стоимости, и наоборот, быть меньше. Как отмечает Г.П. Савичев, объявление завышенной ценности обычно происходит от того, что владелец груза таким образом в случае его утраты может как-то компенсировать убытки Гражданское право. Том 2. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд. М., 2000, т.е. институт объявленной ценности является следствием существования ограниченной ответственности перевозчиков (экспедиторов).

Для применения ограниченной ответственности в размере реального ущерба при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза во внутрироссийских перевозках необходимо отсутствие в действиях экспедитора вины, т.е. не только умысла и грубой неосторожности, но и простой неосторожности. Умысел присутствует при намеренном действии или бездействии лица, сознательно направленном на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Неосторожность имеется, когда должник при исполнении обязательства не проявляет в степени, необходимой для надлежащего исполнения обязательства, заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру обязательства и условиям оборота. Грубая неосторожность выражается в непроявлении лицом той минимальной степени заботливости и осмотрительности, какую можно было бы ожидать от всякого участника имущественного оборота в подобном положении, и в результате этого непринятие лицом очевидных мер в целях надлежащего исполнения обязательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.